«Носферату»
«Носферату» Роберта Эггерса был одним из самых ожидаемых фильмов 2024 года, но до Казахстана он доехал лишь в начале 2025. Режиссёр отдаёт дань уважения революционному оригиналу, наделяя культового злодея человечностью, а весь макабрический сюжет — своим выверенным авторским стилем.
Это образцовое переосмысление классики, предлагающее взглянуть на неё современным взглядом. Тем не менее, нам он запомнился прежде всего как «фильм, из которого вырезали секс, пенис и соски».
«Твой цвет»
Долгожданный пятый полный метр Наоко Ямады — одной из главных аниме-режиссёрок — получился невероятно трогательным, мягким и наполненным жизнью, став одним из главных анимационных событий этого года.
В истории о подростках, создавших музыкальную группу в заброшенной церкви, режиссёрка с более зрелым взглядом возвращается к корням своей фильмографии времён «Кэйона». Ямада не полагается на зрелищность и событийность, а предлагает погрузиться тихое приключение, во время которого зритель что-то поймёт и про себя самого.
«Кончится лето»
Если «Грешники» были победой большого авторского кино, то «Кончится лето» — это триумф тихого инди, в котором собралось всё, за что можно любить и ненавидеть постсоветский кинематограф: Балабанов, Юрий Борисов, трогательный сюжет об обречённых маленьких людях в декорациях беспросветной хтони.
Криминальная драма, основанная на реальном случае из жизни работников артели, очень бережно подходит к изображению Республики Саха, но концентрируется на более универсальных темах: дисфункциональной семье и деструктивном окружении.
«Майнкрафт в кино»
Глупая и бессмысленная экранизация одноимённой видеоигры тем не менее собрала почти миллиард в прокате. Кто-то считает это победой тренда на антиинтеллектуализм, кто-то — тикток-пранком масштабом с кино, но безумный в своей мемности фильм точно изменит индустрию.
«Майнкрафт в кино» уже спас Warner Bros. от краха, став самым успешным фильмом студии на фоне провалов авторского кино, на которые студия тратила сотни миллионов долларов. А всё потому, что это очень дружелюбный фильм: он ничего не требует от зрителя, но много чего предлагает.
«Грешники»
Пятый фильм Райана Куглера стал неочевидным фильмом-героем прошедшей весны, в очередной раз доказав, что авторское кино всё ещё способно конкурировать за высокие сборы со студийными блокбастерами.
Вампирский слоубёрнер начинается как рядовая драма об американском расизме, но позже превращается в камерный хоррор о беспощадной монокультуре Штатов, присвоившей все достижения чёрной культуры.
«Громовержцы»
Невозможно игнорировать возвращение киновселенной Marvel, которое полюбилось как критикам, так и зрителям. Культовая коллаборация кинематографистов из A24 и крупнобюджетного студийного производства Disney с не менее взрывной рекламной кампанией подарила нам один из самых необычных супергеройских фильмов.
А всё потому, что фильм Джека Шрейера — это тихий сеанс психотерапии, в котором главной суперспособностью стала отнюдь не умение летать или метать лазеры из глаз, а простое принятие себя.
«Материалистка»
В своём новом фильме, уже вызвавшем бурные дискуссии в сети, оскаровская номинантка Селин Сон рассуждает о современных отношениях.
Однако интересно не то, что критикует и пропагандирует Сон, а то, как она это делает: выдержанно, трогательно и без злости. Её герои могут быть неприятными, а её выводы вызывают сомнения даже у неё самой. И в этой неприкрытой неуверенности кроется главная заслуга фильма.
«Микки 17»
Многострадальная сай-фай сатира с Робертом Паттинсоном была одним из самых ожидаемых фильмов года, ведь это — первый фильм Пона Джун Хо после триумфа «Паразитов» на Оскаре в 2019 году. Картину сопровождали постоянные переносы, вызванные чересчур кропотливым монтажом режиссёра и голливудскими забастовками.
Когда же «Микки 17» наконец-то вышел в прокат, то неизбежно столкнулся с критикой: для массового кино он получился слишком авторским, а для авторского — слишком массовым. По задумке пророческое кино вынуждено стало всего лишь отражением уже наступившей реальности, что не умаляет его художественных достоинств: возможно это самый захватывающий киноаттракцион года.
«Под огнём»
Коммерческий провал военного триллера Алекса Гарленда и Рэя Мендосы был ожидаемым: слишком бескомпромиссное, гиперреалистичное и удушающее зрелище сделали оба режиссёра. Рэй Мендоса взял за основу собственный военный опыт и максимально точно передал собственные ощущения во время боевых действий.
«Под огнём» завораживает и отталкивает хаосом, творящимся на экране, какафонией звуков и паническим кошмаром, которым становится рядовая операция. Фильм в одно мгновение погружает зрителя в ад, ни разу не эстетизируя войну и насилие. У Гарленда и Мендосы получилось создать самое яркое и мощное антивоенное высказывание.