«Майнкрафт в кино» — спасательный круг тонущей студии Warner Bros.

Мировой прокат две недели штурмует незамысловатая киноадаптация игры «Майнкрафт», собравшая уже более 600 миллионов долларов при бюджете в 150 миллионов. Несмотря на негативные отзывы зрителей и критиков, низкокачественная лента с Джеком Блэком бьёт всевозможные рекорды, а фанаты франшизы то и дело оказываются в новостных заголовках за вандализм в кинотеатрах. Американские аналитики, ещё недавно скептически относившиеся к успеху фильма, теперь объясняют феномен мемного маркетинга. Ну а продюсеры радостно начинают работу над сиквелом. 

В эйфории вокруг «Майнкрафта в кино» многие забывают, что картина является чуть ли не единственным финансово успешным проектом Warner Bros. за последний год. Более того, в ближайшие шесть месяцев студию ожидает целая череда громких финансовых провалов, каждый из которых будет посылать сигналы индустрии, что вкладываться сегодня нужно в проверенные тайтлы, а не авторское кино. 

О том, почему одна из старейших кино компаний находится в печальном финансовом положении и что нам сулит успех «Майнкрафта в кино» рассказывает кинокритик Ораз Керейбаев. 

2022 год переломный для Warner Bros.

Вторая половина 2010-х запомнилась для киноиндустрии как начало доминирования стримингов. Наблюдая за успехом Netflix, большие студии и многомиллиардные конгломераты принялись создавать свои платформы. Так, с разницей в две с половиной недели в ноябре 2019 года миру были представлены Apple TV+ и Disney+. Появление новых сервисов совпало с пандемией коронавируса, что подстегнуло американских зрителей потреблять контент в стенах собственного дома. Тогда в полной мере индустрия вошла в состояние стриминговых войн, с негативными последствиями которых студии будут разбираться ещё много лет.

В 2022 году произошло слияние Discovery и Warner Bros., на тот момент принадлежавший AT&T. В результате сделки сформировалась новая компания Warner Bros. Discovery (WBD), которая обязывалась заплатить AT&T 43 миллиарда долларов. Эта сумма состоит как из наличных средств, так и из долговых. Поэтому одна из целей WBD было и есть выход из долговой ямы за счёт роста подписчиков на обновлённом стриминге Max и за счёт прибыли с выпуска многомиллионных блокбастеров. Глава компании Дэвид Заслав ещё тогда поставил цель для платформы обогнать Netflix по количеству пользователей и достичь цифры в 400 миллионов человек.

Несбывшиеся мечты Warner Bros. Discovery 

Несмотря на громкие заявления 2022 года, сейчас мы видим реальную картину в продолжающейся войне стримингов. Netflix всё так же остаётся лидером на рынке с 300 миллионом подписчиков. На втором месте и 200 миллионами пользователей расположился Amazon Prime, а за ним находится Disney+. Что касается WBD, ещё недавно планировавшего скинуть Netflix с пьедестала, то за три года работы в новой формации у сервиса набралось всего 117 миллионов человек. Тут же стоит отметить, что до слияния на HBO уже было подписано 64 миллиона пользователей, а на Discovery 17 миллионов. Поэтому результат Max выглядит скудно. 

Хотя Max находится далеко позади изначально заявленных показателей, стриминг с недавнего времени стал прибыльным для компании. Тем не менее, за один только четвёртый квартал 2024 года WBD потеряли 640 миллионов долларов. Связано это как с возрастающими затратами на покупку контента, так и с падающим интересом американских зрителей к просмотру кабельного телевидения. Тут следует сказать, что WBD по большей части состоит и существует за счёт телеканалов, таких как CNN, TNT и, конечно же, Discovery. Однако с увядающим интересом к кабельному, прибыль от каналов также продолжает неумолимо падать. Поэтому главная проблема компании сегодня — это даже не наличие недостаточно популярного стриминга, а группа каналов, не дающая WBD выйти из долговой ямы.

Серия провальных решений

Ещё один потенциальный источник дохода для WBD — это выпуск оригинальных лент в кинотеатрах. Ведь несколько фильмов-миллиардников способны удержать компанию на плаву. Но и здесь Дэвид Заслав принял ряд неверных решений, которые лишь усугубили положение студии. 

Возможно сегодня кто-то вспомнит провалившуюся киновселенную DC от Зака Снайдера. В 2022 году в рамках этой франшизы к выходу готовилась картина «Бэтгёрл» с Лесли Грейс в главной роли. Однако в августе того года, спустя несколько месяцев после слияния компаний, новопоставленный CEO Заслав объявил об отмене проекта, который тогда находился на стадии монтажа. В тот момент критики поддержали решение главы студии, мотивированное плохим качеством продукта. К сожалению, как стало понятно позже, Заслав забраковал фильм для получения налогового списания. В дальнейшем он сделает так ещё несколько раз с уже готовыми фильмами, которые были высоко оценены зрителями на тестовых показах. Самым громким случаем за эти годы стала картина «Койот против „Акме“». 

Помимо отмены релизов студия то и дело хоронит небольшие авторские проекты. Самым громким (а точнее, тихим) кейсом стал выход фильма Клинта Иствуда «Присяжный номер два», который был показан лишь в 35 кинотеатрах в США. Изначально у ленты даже не планировался театральный прокат, но в последний момент работа Иствуда всё-таки оказалась на больших экранах. Тогда критики и аналитики подняли не мало шума в индустриальных кругах, ведь картина оказалась качественной и интересной, собрав более $20 миллионов за пределами Америки. 

Наконец, WBD находится в плачевном положении, когда речь идёт о потенциальных блокбастерах. В 2024 году наряду с успешными продолжениями «Дюны» и «Годзиллы» студия столкнулась с крупными провалами в виде «Фуриосы» Фрэнка Миллера и «Джокера: Безумие на двоих» Тодда Филлипса. В обоих случаях компания вложила несколько сотен миллионов в режиссёров с сильным авторским видением. 

В этом году тенденция продолжилась с практически незамеченным массовым зрителем «Микки-17» от Пон Джун Хо. Самое худшее здесь то, что впереди у WBD ожидаются новые работы от Райана Куглера, Пола Томаса Андерсона и Джеймса Ганна. В то время как первые два постановщика практически точно уйдут в минус, «Супермен» Ганна изначально воспринимался как бесспорный хит. Однако неудачные тестовые показы говорят о возможном провале фильма, а вследствие и строящейся киновселенной DC.

Спасательный круг «Майнкрафта»

Во всём этом ужасе из долговых обязательств, нехватки пользователей Max, потерях аудитории кабельного TV и постоянных провалов больших авторов у WBD из ниоткуда появился луч надежды в виде абсолютно безвкусного и безыдейного «Майнкрафта в кино». Благодаря разумному производственному бюджету и точному попаданию в целевую аудиторию, компания смогла за две недели отбить все расходы и выйти в прибыль, при этом превратив процесс похода в кино в некий ритуал с бросанием попкорна в экран, выкрикиванием популярных мемов в зале и массовыми потасовками во время сеансов. Самое показательное здесь то, что лента не нравится ни критикам, ни зрителям, но именно она приносит больший доход, чем авторские, пусть и не всегда удачные, эксперименты. 

Наблюдая за неутихающим интересом к «Майнкрафту в кино», режиссёр уже анонсировал работу над сиквелом, а WBD скорее всего в очередной раз убедилась в необходимости клепать экранизации популярных IP, не задумываясь лишний раз над сюжетом. Два года назад у студии была попытка сделать авторскую историю в «Барби». Похоже, зрителям не следует ждать даже таких инициатив в ближайшее время. Вместе с этим, за неудачными вложениями WBD наблюдают и другие компании, которые тоже могут пересмотреть свою политику работы с большими авторами, предпочитая всё больше выбирать на их место системных, непримечательных сценаристов и режиссёров. Поэтому «Майнкрафт в кино», спасающий сегодня WBD от бедствия, имеет все шансы стать не только самым кассовым американским фильмом года, но и поворотным проектом для всей индустрии.

 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Кто победил на Каннском кинофестивале?
Культура
#кино
Кто победил на Каннском кинофестивале?
«Новая волна» Ричарда Линклейтера: Годар для самых маленьких
Культура
#кино
«Новая волна» Ричарда Линклейтера: Годар для самых маленьких
Как тёмная лошадка «Сират» стал самым обсуждаемым фильмом Канн
Культура
#кино
Как тёмная лошадка «Сират» стал самым обсуждаемым фильмом Канн
В Алматы состоится второй Vinitaly Kazakhstan Roadshow
Город
#события
В Алматы состоится второй Vinitaly Kazakhstan Roadshow
Финикийская схема: Уэс Андерсон уже не тот?
Культура
#кино
Финикийская схема: Уэс Андерсон уже не тот?