В Алматы проходит выставка Алёны Будариной «След в след»

В Алматы проходит выставка Алёны Будариной «След в след»

В новом «Доме 36» по адресу Барибаева, 40 неделю назад открылась выставка «След в след» Алёны Будариной. Документальная фотографка Анна Лосева поговорила с художницей об истории создания выставке и том, как собственные воспоминания могут превратиться в коллективный опыт.

Фото: Анна Лосева

Представьте: вы смотрите на половинки старого скворечника, внутри которого выцветшие фотографии смеющихся людей, и вдруг вспоминаете своих близких, запах мокрой травы после дождя и чувствуете лёгкую грусть.

Это не ваша вещь и не ваша фотография. Но ощущение — будто всё это было с вами.

Работая с находками с алматинской барахолки, обломками вещей из дворов и снимками общественных мест Алматы, художница Алёна Бударина исследует, как личные чувства и воспоминания могут быть одновременно уникальными и частью коллективного опыта.

О том, как появилась выставка, почему барахолка стала для неё место глубокого контакта с реальностью и откуда берётся острая чувствительность к «общему» — Алёна Бударина рассказала в интервью.

Я играю с механизмом памяти, — говорит Алёна. — Это момент узнавания. Как в детстве: стараешься поставить ногу точно в след другого, но каждый твой шаг всё равно оказывается новым. Так и воспоминания — каждый раз чуть другая версия одной и той же истории.

Незнакомый город, но память говорит: похоже на то место, где я уже был. Новый знакомый, который напоминает кого-то из прошлого, словно его психологический двойник. Люди и места вызывают старые чувства, и мы переносим их дальше и дальше. Именно это и делает память.

Такие процессы пробуждают тоску, ностальгию, что-то давно подавленное. Поэтому я использую узнаваемые места и фрагменты предметов — не целые объекты, а именно их кусочки, — чтобы зритель спрашивал себя: “Что я вижу? Видел ли это раньше? На что это похоже?”.

Мне важно создать эту встречу с личной историей, с воспоминаниями, которые спрятаны где-то глубоко в подсознании, далеко».

На фото слева: коробочка с развала, детское фото из семейного альбома
На фото справа: вид из окна художницы в Алматы

Это первая выставка художницы, в которой фотография становится одним из основных медиумов. Она присутствует в большинстве объектов. Фотография выбрана не случайно: для Алёны это документ, свидетельство того, что что-то действительно существовало. Нейтральность снимка — особенно когда речь идёт о красивом, но обыденном общественном месте — создаёт эффект присутствия и помогает зрителю подключиться к собственному опыту.

Я фотографировала кувшинки в Ботаническом саду именно в тот момент, когда их снимали все. И мне не было стыдно смотреть туда же, куда смотрят тысячи людей. То первое чувство, которое мы испытываем, поднявшись на смотровую площадку Кок-Тобе, у всех одинаковое — “захватывает дух”. Да, потом у каждого своё: кто-то ворчит про смог, кто-то обнимается, каждый проживает это по-своему. Но самое первое, неосознанное и неконтролируемое ощущение — общее.
И задумываемся ли мы об этом? О своей похожести в этот момент?»

Дома у художницы хранится множество найденных вещей: засушенные северные цветы, веточка с крошечными колокольчиками — все они, по её словам, когда-нибудь найдут своё место в работе. На выставке также есть объекты, подобранные на алматинских улицах, и они соединены с фотографиями. Так, две половинки скворечника бережно хранят снимки близких Алёны, а в деревянной ветке вырезана ложбинка для фотографии коры дерева.

Я забираю с улицы только то, что вызывает внутренний отклик — ощущение, что вещь может стать чем-то ещё. Приношу домой и переделываю, пока не появится эмоциональный крючок. Ничто становится чем-то, мёртвое оживает. Важно, что все объекты собраны в Алматы — там же, где сделаны фотографии.»

Есть и личные семейные объекты: тюль, вышитый почти неразборчивыми строками письма прабабушки, которая к старости почти ослепла; фотографии отца художницы в молодости и ее мужа с собакой; дом, увитый виноградом.

Моя прабабушка и дом, увитый виноградом, превращаются в Образ Бабушки и Образ Дома — те архетипические образы, которые есть почти у каждого в памяти. Они одновременно уникальны и общи, и могут стать отправной точкой для обращения к личной памяти и собственной истории.»

Прабабушка Алёны жила в Алматы, здесь родилась её бабушка, а потом семья уехала — сначала в Бишкек, затем в Тольятти. Алёна родилась уже в Тольятти, но выросла на рассказах о Тянь-Шане и чистых горных реках.

Возможно, создавая эти объекты, я бессознательно восстанавливаю утраченную связь семьи с городом. Почерк прабабушки почти невозможно разобрать, а вживую я видела её всего один раз — мы общались в основном письмами. Но вышивая строки из её письма, я как будто создаю ту связь, которой у нас никогда не было.»

На фото слева: тюль, вышитый строками из письма прабабушки
На фото справа: кувшинки в Ботаническом саду

Часть объектов — с барахолки: старые рамки и коробочка, в которые вставлены снимки алматинских мест, ткани и некоторые фото.

Для меня важно, что происходит с вещами при их вторичном использовании — какую историю они сохраняют в себе, словно в слоях времени. Это тоже про связь с городом и его памятью.

Алёна говорит, что остро чувствует: каждому человеку необходима сопричастность обществу, но при этом каждый остаётся абсолютно уникальным.

«Я верю, что каждый уникален. Но когда говорю “я уникальна”, у меня сразу возникает чувство стыда и вины — наверное, что-то из детских установок. Поэтому я почти никогда не работаю с собственным образом: в моих работах нет автопортретов, мне неловко показывать себя. Зато я тонко чувствую общее — куда смотрят люди, что их тревожит, какие чувства могут быть разделёнными. Я иду как фланёр и фотографирую то, на что смотрит большинство.

Но на этой выставке мой портрет появляется впервые — нанесённый на деревянные кубики. Признаю ли я таким образом и свою уникальность, вступая в диалог о частном и общем, который сама же и начала? Возможно, я на пути к этому».

Выставка «След в след» — это игра-медитация, в которой зритель погружается в собственные воспоминания и одновременно переживает чувство сопричастности. Ведь кто-то другой наверняка испытывал похожие чувства в схожих местах и ситуациях. Здесь также присутствует Алматы — как город, внутри которого разворачивается этот внутренний диалог.

Это уже пятая выставка художницы в Алматы (после проектов в 101 Dump Gallery, старом «Доме 36» и Esentai Gallery). Кураторка выставки — Дарья Ромась. Выставка продлится по 18 декабря 2025 года.

13 декабря в 16:00 пройдёт мастер-класс «Прозрачный коллаж», где участники вместе с художницей познакомятся с практиками коллажистов и научатся переносить изображение через скотч с последующим сочетанием прозрачных слоёв.

Читайте также:

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Казахстанский бокс страдает от политики
Ликбез
#общество
Казахстанский бокс страдает от политики
Завершилась церемония The Game Awards 2025
Культура
#интернет
Завершилась церемония The Game Awards 2025
«Супергёрл» с Милли Олкок получил первый трейлер
Культура
#кино
«Супергёрл» с Милли Олкок получил первый трейлер
Ярмарка Almaty Pop Up Store пройдёт в Алматы 13 и 14 декабря
Город
#события
Ярмарка Almaty Pop Up Store пройдёт в Алматы 13 и 14 декабря
Она всегда была здесь — портрет Линн Рэмси
Культура
#кино
Она всегда была здесь — портрет Линн Рэмси