Революция японской айдол-культуры. Экскурс по J-Pop

За последний год в Японии сформировалось новое поколение японских музыкантов в жанре J-Pop, которые не только укрепили свои позиции в качестве ведущих поп-исполнителей страны, но и продемонстрировали новое звучание и имидж за пределами острова. 

Рассказываем, чем был J-Pop в прошлом и чем стал сегодня, почему индустрия начала наращивать обороты и кто стоит в авангарде. 

Японская поп-музыка на мировой сцене представлена достаточно скромно: причиной тому стал то ли бешеный успех коллег из Южной Кореи, то ли концепты, ориентированные в большей степени на местного потребителя, то ли отсутствие амбиций, но достать звёзд с неба так и не получилось. 

Здесь можно справедливо вспомнить успех ONE OK ROCK, которые перебрались в Штаты и позже во многом потеряли свой аутентичный звук, BABYMETAL, которые сбивали с толку своим миловидным видом вкупе с брутальными метал-риффами, Рюити Сакамото — гениального композитора и синти музыканта, о котором мы писали тут. Однако неискушённому слушателю вспомнить по-настоящему большого артиста из J-Pop — точнее из той её тёмной стороны, где помимо традиционного синти-попа и металла существует айдол-культура — практически нереально. Уровень pre-intermediate, пожалуй, сможет назвать женскую поп-группу AKB48, и то, потому что она была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая поп-группа в мире — в марте 2013 года она насчитывала 88 участниц.

Однако за последний год, несмотря на громкий скандал с сексуализированным насилием в стенах самой крупной японской музыкальной компании, ранее известной как Johnny & Associates, сформировалось новое поколение японских музыкантов, которые не только укрепили свои позиции в качестве ведущих поп-исполнителей страны, но и продемонстрировали новое звучание и имидж за пределами острова. В июле прошлого года американская информационная и исследовательская компания Luminate опубликовала полугодовой отчёт. Японской музыке посвятили целую страницу, подчеркнув, как быстро она распространяется по всему миру. И продолжает расти, трансформируясь во что-то новое. 

На фестивале Coachella, который проходит в эти дни в Калифорнии, впервые выступила женская группа из Японии ATARASHII GAKKO!, которую называют революционерами японской айдол-культуры. Но обо всём по порядку. 

Что такое J-Pop?

Сокращённо от Japanese pop — жанр, который определяет популярную японскую музыку. Очень часто этот термин используют и некоторые рок-музыканты не тяжёлых направлений, но для неё обычно используется понятие J-Rock.

J-Pop является важной частью японской поп-культуры с середины двадцатого века. Он применим к различным музыкальным жанрам: от джаза и вокальных баллад до поп-рока и фолка, а также того самого «айдол-попа». Тогда, в 1960-х, творчество исполнителей J-Pop во многом походило на музыку The Beatles, именно в тот момент появились ereki и Group Sounds. В 70-х популярностью начала пользоваться электронная музыка, людям особенно полюбились Yellow Magic Orchestra, которые заложили основы будущей электронной музыки в Японии и других странах. В неё входили уже упомянутый Рюити Сакамото, Харуоми Хосоно и Юкихиро Такахаси.

Уже начиная с 1990-х, под J-Pop всё реже понимали музыку, не относящуюся к жанрам хард-рока, металла, панка и электронной музыки. Музыкальная сцена J-pop росла в геометрической прогрессии, отчасти благодаря таким группам, как B’z и Mr. Children, которые добились платиновых продаж. В конце 90-х популярность перехватили исполнители танцевальных жанров, такие как Намиэ Амуро, чей релиз 1997 года «Can You Celebrate?» был самым продаваемым синглом в жанре J-pop. Такие поп-рок-исполнители, как Glay и L’Arc-en-Ciel, тоже получили известность в этот период, равно как и бойз-бэнды и гёрлз-бэнды — SMAP, Arashi и Morning Musume.

В 2000-х звучание J-Pop вобрало элементы хип-хопа, фолка и техно. Некоторые артисты создавали музыку, сэмплируя голоса актёров из аниме-телешоу. Особым спросом у слушателей бесспорно начали пользоваться айдолы. 

Пожалуй, ярче всего на сцене сияла женская группа AKB48, созданная в 2005 году с необычной концепцией: продюсер AKB48, Ясуси Акимото, хотел сформировать женскую группу с собственным театром и ежедневными выступлениями, чтобы фанаты всегда могли видеть их вживую. Ещё одной идеей, заложенной в концепцию AKB48 является частая смена общего состава группы путём систем «выпускных» и вступления новых участниц. Каждый набор стажёрок в группу называется новым поколением. Уходя из группы по разным причинам, участницы, за редким исключением, проводят «выпускные» выступления и мероприятия, тем самым завершая карьеру в группе. За всё время существования группы её участницами стали почти полутора тысяч девушек (902 в японских группах и 493 в иностранных). Полный список можно посмотреть на Википедии

С начала 2020-х J-Pop снова стал перестраиваться, но об этом ниже.

 

За некоторыми исключениями J-Pop можно охарактеризовать как оптимистичную лёгкую музыку, тексты песен затрагивают простые, но узнаваемые темы: первая любовь, трудности в поисках себя, счастье, стремление к лучшему. 

Что касается звучания J-pop, учитывая колоссальный размер японского музыкального рынка, у исполнителей в большинстве своём нет особой необходимости перенимать или соответствовать западным музыкальным стилям. Тем не менее, современные исполнители начинают больше экспериментировать над своим звучанием.

Если раньше в J-pop часто использовалась смена аккордов, а вокал был более близок к традиционной японской музыке, то сегодня можно услышать куда большее разнообразие. 

Свежий взгляд на японскую айдол-культуру

Впервые «айдол» (или «идол») в поп-культуре Японии появился в 60-х годах прошлого века после выхода на экраны французско-итальянского фильма «Ищите идола», где главную роль исполнила Сильви Вартан, ставшая прототипом азиатских айдолов.

Однако истоки такого явления стоит искать в эпохе Эдо (17–19 вв.), когда огромную популярность могла обрести девушка, которую регулярно видели в городском кафе, считает японская исследовательница Мурасаки Хиро. До нас дошли деревянные таблички с изображением девушек, расположенных по количеству отданных в их пользу голосов. Сегодня традиция голосования за самого популярного айдола также сохранилась. Например, упомянутая группа АКБ48 регулярно проводит голосование за самого яркого члена коллектива.

 

В прошлом году в J-pop, в частности в японской айдол-культуре, зародилось новое поколение артистов. Поворотным моментом можно считать трек «Idol», выпущенный (нет, не BTS) дуэтом Yoasobi в апреле прошлого года. Опенинг к аниме Oshi no Ko доминировал в чарте Billboard Japan’s Hot 100 21 неделю подряд, установив новый рекорд, а Yoasobi стала первой японской группой, которая возглавила глобальный чарт Billboard (за исключением США), а затем заняла первое место в мире на Apple Music и YouTube. Трек появился на телевидении и на бесчисленных школьных фестивалях. А ещё получил большую популярность у айдолов настоящих, только из Южной Кореи, снимавших трендовый танец в тиктоке.

Важный момент для выхода J-pop в мир случился в прошлом году, когда три японских коллектива выступили в Лос-Анджелесе на фестивале Head in the Clouds 2023: Yoasobi, XG и Atarashii Gakko!

XG — японская женская группа из семи участниц, созданная совместно с Avex и южнокорейским продюсером Jakops. Цель проекта — привлечь японские таланты и обучить их по методу K-pop, чтобы они больше соответствовали современным тенденциям.

Однако главная восходящая звезда японской поп-сцены — это женская вокально-танцевальная группа Atarashii Gakko!, состоящая из четырёх участниц. Их песни почти полностью написаны на японском языке и наполнены отсылками к японской поп-культуре, а участницы всегда носят школьную форму в матросском стиле, тем самым бросая вызов общепринятому образу айдол-групп. Особенно это было заметно на проходящем в эти дни фестивале Coachella, где после выступления корейских бэндов Ateez и Le Sserafim на сцену вышли Atarashii Gakko!

 

Некоторые музыкальные критики называют Atarashii Gakko! не просто музыкальной группой, а многогранным развлекательным проектом, который уверенно себя чувствует в рамках интернет-продвижения. 

Их музыка содержит элементы панк-рока, хип-хопа и джаза. Помимо пения, участницы исполняют танцевальные элементы, которые ставят самостоятельно — все до единой владеют техникой акробатического танца «куми-тайсо». По этой же причине их выступления иногда выглядят абсурдными, но за счёт необычности — запоминающимися и аутентичными. 

В самой Японии группу уже успели окрестить культурным феноменом, который меняет культуру айдолов, благодаря своему инновационному подходу к музыке, визуалу и манере выступления. 

Несмотря на то, что японский музыкальный рынок очень даже самодостаточный и не нуждается в мировом признании, такие артисты — карт-бланш для исполнения смелых амбиций. Возможно, уже скоро мы будем слышать японскую музыку всё чаще и чаще. 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Almaty Pop Up Store: 11 лет любимой ярмарке алматинцев
Город
#события
Almaty Pop Up Store: 11 лет любимой ярмарке алматинцев
Moldanazar выпустил трек, записанный на легендарной студии AIR Studios
Культура
#музыка
Moldanazar выпустил трек, записанный на легендарной студии AIR Studios
Казахстанское агентство GForce Grey выиграло престижную премию Epica
Бизнес
Казахстанское агентство GForce Grey выиграло престижную премию Epica
Как прошёл фестиваль Tabiğat Labs в Алматы
Город
#события
Как прошёл фестиваль Tabiğat Labs в Алматы
О женщинах. Ноябрьские выставки в Доме на Барибаева
Город
#события
О женщинах. Ноябрьские выставки в Доме на Барибаева