ПРАЗДНАЯ ДЕПРЕССИЯ: КАК YOASOBI СДЕЛАЛИ ГРУСТЬ ВЕСЕЛОЙ

В 2020-е японская поп-музыка стала мировым феноменом, захватывающим стриминговые площадки и тренды в соцсетях. Эскапистская природа жанра j-pop спасала множество людей во время коронавируса, рассказывая о грусти и даже депрессии с танцами и улыбкой до ушей. Главным лицом пандемической меланхолии стал дуэт Yoasobi: Spotify назвал их самых прослушиваемым японским артистом вне Японии, а песня «Idol» стала 19-й самой продаваемой песней во всём мире.

Абулхаир Жусупов разбирается, в чём секрет успеха Yoasobi и почему они стали синонимом японской поп-музыки.

КТО ТАКИЕ YOASOBI

YOASOBI: the “ultimate J-pop unit” faces the world | The Cover | NME.com

Дуэт был образован в 2019 году композитором Аясэ и вокалисткой Лилой Икутой. Тогда компания Sony Music Entertainment запустила конкурс для сайта monogatari.com — платформы для публикации веб-новелл. Главным призом для победивших авторов стала бы музыкальная тема, написанная специально подобранными артистами. Первым отобранным музыкантом стал Аясэ, а он уже сам пригласил Икуту. Дуэт записал песню «Yoru ni Kakeru» («Бежать в ночь»), основанной на рассказе «Приглашение от Танатоса».

На момент дебюта в Yoasobi, Аясэ был уже состоявшимся музыкантом и продюсером. С 16 лет он вместе с одноклассниками выступал лидером и вокалистом в рок-группе Davinci, ради которой позже бросил школу и переехал в Токио. Из-за язвы желудка музыкант объявил о хиатусе группы, а сам начал писать песни для вокалоидов — виртуальным артистов с искусственно синтезированным голосом. В 2019 году одна из них — «Last Resort» — принесла 25-летнему композитору первую волну популярности и привлекла внимание скаутов Sony.

Лила Икута тоже не была новичком в музыке: в 15 лет она прошла пробы в Sony, благодаря чему выпустила первый сборник демо-записей — «15 no Omoi» («15 мыслей»). В 16 лет вокалистка вошла в состав акустической кавер-группы Plusonica, что помогло ей дебютировать на телевидении и выпустить первые два EP: «Rerise» и «Jukebox». Когда Аясэ выбирал вокалистку для проекта для проекта, то заметил в Instagram кавер Икуты на песню «Kimi wa Rock o Kikanai» («Ты не слушаешь рок») японской певицы Аимён.

Дебютный сингл «Yoru ni Kakeru» завирусился в интернете во время пандемии, благодаря домашней лайв-записи Икуты в 2020 году. Оригинальная песня попала в тренды TikTok, возглавила японский Billboard Hot 100 и стала первым синглом без CD-продаж, возглавившим местный итоговый чарт за год.

НОЧНАЯ ЭСТЕТИКА

Turning novels into music:” A Storied Conversation With YOASOBI - Atwood Magazine

Название группы Yoasobi — это соединение двух слов «ночь» и «гулять», образующие вместе словосочетание «ночная жизнь». Аясэ объясняет его так: сольные карьеры участников — это их дневная жизнь, полная рутинной работы, а совместная деятельность — ночная жизнь, где они могут почувствовать себя творчески более свободными и позволить себе чаще грустить. Такая трактовка подходит для того, чтобы охарактеризовать эстетику группы.

Yoasobi были одними из пионеров нового суб-жанра якосэй (с японского — «природа ночной прогулки» или «жанр любви к ночи»). Название жанр унаследовал у целой волны новых DIY-исполнителей, появившихся в японском интернете в конце 10-х годов: Zutomayo, Yorushika и самих Yoasobi. Каждый из музыкантов использовал слово «ночь» в своём псевдониме, выпускал анимационные клипы и строил свою лирику вокруг тем депрессии, социальной изоляции и недоступности любви. Например, их дебютный сингл «Yoru ni Kakeru» ведёт рассказ от лица парня, пытающегося спасти свою девушку от самоубийства.

Представители движения якосэй — преимущественно поздние миллениалы и зумеры, выросшие на музыке вокалоидов, популярных в интернете 00-х. В отличие от Ado, о которой мы уже писали, первые исполнители жанра куда сильнее заимствуют особенности искусственных музыкантов: их вокал не такой разнообразный и часто стилизован автотюном под компьютерный голос Хацунэ Мику, а сами композиции построены по одной формуле. Сам композитор Yoasobi Аясэ оставался продюсером вокалоидов даже после начала начала дебюта группы.

Якосэй-исполнители явно черпают вдохновение у раннего эмо-попа: набор мрачных тем, обилие экстремальных эффектов и инструментов и направленность на молодёжную аудиторию. При этом, как и вся остальная поп-сцена Японии, музыка «ночной жизни» остаётся сильно эклектичной, смешивая гипер-поп, трэп, экстрим-рок, лоу-фай, нью-диско и прочие жанры. Yoasobi в этом плане особенно преуспели: их самая популярная композиция «Idol» за 3,5 минуты успевает несколько раз поменять темп и ритм, жанр мечется между трэпом и типовым j-rock, а разнообразные инструменты стремятся «перекричать» друг друга.

ПЕРЕИЗБЫТОК ВСЕГО

YOASOBI perform star-studded set at 74th annual Kōhaku

Музыку Yoasobi нельзя назвать полностью японской, так как в ней переплетаются как классические японские жанры, возникшие ещё в прошлом веке, так и откровенно западные мотивы, вдохновлённые конкретными исполнителями. Сама Икута рассказывала, что на её музыкальный стиль прежде всего повлияла Тейлор Свифт. Это заметно особенно в её сольном творчестве, где выступает в минималистичном жанре singer-songwriter, опираясь прежде всего на собственную лирику и играя на гитаре.

В рамках творчества Yoasobi влияния Икуты на музыку сильно меньше, так как основную работу выполняет Аясэ: он сам пишет тексты и аранжировки к песням и занимается продюсированием. Будучи изначально рок-исполнителем с большим стажем, музыкант черпал вдохновение в j-rock и метал-группах: SiM, Radwimps, а также Slipknot и Bring Me the Horizone. Хоть у самого дуэта не так много песен, которые можно назвать даже отдалённо рок-композициями, влияние японского рока видно невооружённым глазом: быстрый темп, перегруженный продакшн и электро-гитарные рифы.

Японский рок разнообразен, но именно в Yoasobi Аясэ опирается прежде всего на симокита-кэй — субжанр, возникший в районе Симокитадзава в Токио. Он отличается перегруженностью гитар, построением лирики по схеме классического j-pop, экспрессивным и энергичным вокалом. Симокита-кэй в 00-е и 10-е доминировал в японском роке из-за того, что продюсеры стали чаще звать такие группы для исполнения опенингов. Сейчас жанра стало заметно меньше, но его мотивы слышны во многих композициях. В частности у дуэта его можно заметить в «Butai ni tatte» («Стоя на сцене»), в котором коллектив отходит от их привычного звучание и делает мейнстримный j-rock.

Несмотря на то, что Yoasobi — продюсерский проект Sony Music, их музыка сохраняет DIY-природу, редкую для поп-сцены Японии. Аясэ описывал производственный процесс так: сначала он записывает демо с сырым аранжировками, на который накладывает голос вокалоида, чтобы понять, как будет звучать вокал вместе с инструменталом; потом он записывает вокал самой Икуты и сводит трек.

Благодаря огромной популярности и успешной сольной карьере, группа может себе позволить полностью продюсировать песни, тем самым избегая чрезмерного влияния лейбла. Иногда это приводит к не самому гладкому продакшну: из-за переизбытка инструментала и большой событийности, вокал Икуты тонет в нагромождении продакшна, а сами композиции рассыпаются из-за постоянной смены темпа и чрезмерной эклектичности.

МОНОТОННЫЙ ПРАЗДНИК

YOASOBI's second Asian tour "YOASOBI ASIA TOUR 2-2024 "Cho-genjitsu"" has completed two days of performances in Korea with guests NewJeans and AKMU! - Daily Entertainment Clip

У Yoasobi есть одна большая проблема: несмотря на жанровое разнообразие, постоянные эксперименты и даже разрозненность их дискографии, все песни так или иначе похожи между собой. Дело в самой конструкции: Аясэ слишком часто использует одни и те же приёмы для создания катарсиса, будь то резкий рывок шума в конце композиции или сбивчивый темп в одних и тех же местах. Поэтому дуэт становится куда менее интересным вне их больших хитов.

Среди синглов коллектива выделяется «Yoru ni Kakeru», «Kaibutsu» («Монстр») и «Idol», каждый из которых символизирует важную точку в эволюции звука группы. Если дебютная композиция удивляла нарочитой антонимичностью весёлой аранжировки и депрессивной лирикой, то в опенинге для второго сезона аниме-сериала «Выдающиеся звери» Аясэ начинает использовать элементы мат-рока, чтобы создать противоположности уже внутри самой аранжировки.

В этом плане «Idol» можно считать ультимативной песней группы: помимо противопоставления музыки и слов, трек меняет жанр, темпоритм и тональность. Смысловые антонимы можно заметить в обработке вокала: искренние негативные эмоции персонажа песни Икута поёт голосом, стилизованным под искусственно синтезированный, а своим живым она исполняет более приемлемые слова песни.

Но если выходить за пределы их больших хитов, то можно обнаружить конвейерную вторичность как самих текстов, так и их исполнения. Возможно дело в самом смысле Yoasobi: они изначально позиционируют свои композиции как «превращение новеллы в музыку». Все песни группы основаны либо на вебновеллах с сайта monogatari.com, либо на манге и аниме, для которых они делают саундтреки. Но даже несмотря на разнообразие первоисточников, Аясэ и Икута редко меняют формулу, внося крайне незначительные стилистические изменения, из-за чего вся дискография звучит как монотонное празднование депрессии, откуда выветрился эффект неожиданности.

Больше всего от отсутствия гибкости Yoasobi пострадала, например, «Провожающая в последний путь Фрирен» — меланхоличный и размеренный аниме-сериал о переживании потери близкого человека, задающий вопросы об относительности времени. Казалось бы, настроение сериала предполагает соответствующую тихую композицию или хотя чуть более «живую», но группа снова использовала вокалоидную стилистику и громкий музыкальный ряд. В итоге опенинг противоречит сериалу на смысловом и эстетическом уровне.

МЕШАЮЩАЯ ПОПУЛЯРНОСТЬ

With 'Idol,' Yoasobi pens a new chapter in J-pop's story - The Japan Times

Yoasobi стали безумно популярными с самого начала и уже 5 лет не теряют позиций. Но их известность создаёт определённые ожидания у продюсеров, слушателей и самих музыкантов. После «Idol» у многих создалось ощущение, что группа делает саундтреки чуть ли не каждый сезон: помимо вышеупомянутой «Провожающей в последний путь Фрирен», они также записали опенинг к «Покемонам», «Истории монстров: Межсезонье», музыкальную тему к Олимпиаде 2024 года для японского телевидения и OST для аниме-фильма «Прикосновение».

Имя Yoasobi используют в качестве ещё одной рекламы, что само по себе не должно вредить музыке. Но желание создать хит масштаба «Idol» заставляет повторять одну и ту же формулу раз за разом. Учитывая, что дуэт является продюсерским проектом Сюи Ямамото — главы департамента Sony Music по работе с артистами, и Ёхэя Ясиро — главы monogatari.com, коллектив изначально был нужен для промо продуктов Sony.

В этом году Yoasobi исполняется шесть лет. Несмотря на то, что прошлый год стал юбилейным для проекта, группа выпустила всего четыре сингла, каждый из которых вряд ли можно назвать соразмерным их прошлым хитам. Но вместо этого они начинают поиски нового звучания: все четыре композиции 2024 года звучат более минималистично и сбалансировано. Возможно дуэт сможет повзрослеть и начнёт больше экспериментировать. Иначе создаётся ощущение, что популярность бренда Yoasobi мешает двум артистам наконец расстаться и строить куда более интересные сольные карьеры.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Рэкетир 3: самоповтор или самопародия
Культура
#кино
Рэкетир 3: самоповтор или самопародия
Apple анонсировали выход нового продукта
Бизнес
#технологии
Apple анонсировали выход нового продукта
Louis Vuitton запускает стипендиальную программу
Стиль
#мода
Louis Vuitton запускает стипендиальную программу
«Кайрат» и Кинопоиск объявили о сотрудничестве
Бизнес
«Кайрат» и Кинопоиск объявили о сотрудничестве
«Рэкетир. Новые времена» собрал рекордные сборы в премьерный день
Культура
#кино
«Рэкетир. Новые времена» собрал рекордные сборы в премьерный день