«Другая чёрная девушка»: афро-сюрреализм становится вторичным

Мы уже не раз говорили об афро-сюрреализме в кино и на телевидении. За последние годы в индустрии появилось много достойных представителей этого направления, а пул режиссёров разросся далеко за пределы Джордана Пила и Дональда Гловера. Практически каждый новый проект движения, если не становится шедевром, обласканным всевозможными критиками, то как минимум привлекает к себе большое внимание. 

Поэтому появление посредственных картин было лишь вопросом времени. Почему сериал, основанный на бестселлере 2021 года, оказался хуже других проектов этого направления, и ждёт ли нас засилье схожих вторичных продуктов на экранах? Своими рассуждениями делится наш кинокритик Ораз Керейбаев. 

Сюжет

«Другая чёрная девушка» авторства Закии Далилы Харрис, написавшей одноимённую книгу, начинается в манере фильма «Прочь» уже упомянутого Джордана Пила. Важный для сюжета темнокожий персонаж пытается добраться до дома, когда он обнаруживает, что его преследует некий культ, организованный белыми людьми. В случае с проектом Hulu эту роль на себя берёт Кендра Рэй Филлипс (Эйприл Паркер Джоунс) — главная редакторка книжного издательства Wagner Books. После пугающей сцены нападения на девушку нас знакомят с реальной протагонисткой сериала — Неллой Роджерс (Синклер Дэниел). Как можно догадаться, ей предстоит столкнуться с тем же злом, с которым до этого встретилась Кендра. 

В последующих эпизодах мы узнаём, что Кендра работала в Wagner Books ещё в 1980-х и была первой (и до сих пор единственной) темнокожей сотрудницей, получившей руководящую должность в издательстве. Естественно, Нелла мечтает пойти по стопам своей предшественницы, но бесконечное число социальных барьеров и стеклянных потолков не дают ей продвинуться по карьерной лестнице. Так, спустя много лет усердной работы девушка остаётся помощницей редактора, а её мнением часто пренебрегают, даже если это касается таких щепетильных тем, как репрезентация афроамериканцев в книгах издательства. 

Тем не менее отношение к Нелле начинает меняться, когда в компании появляется другая чёрная девушка — Хейзел (Эшли Мюррей). Будучи более уверенной и изворотливой сотрудницей, она сразу же заводит друзей в офисе и оказывается на хорошем счету у руководителей фирмы. Являясь единственными представителями расового меньшинства в издательстве, две девушки быстро находят общий язык. Помимо общих проблем, они вскоре выясняют, что им нравится одна и та же книга, также написанная двумя темнокожими подругами — Даяной Гордон (Гарсель Бове) и, конечно же, Кендрой Рэй Филлипс. Тут зрители легко могут провести параллели между авторками книги и нашими героинями. 

Хотя Хейзел активно отыгрывает роль доброжелательной подруги, вскоре Нелла начинает замечать странности в поведении новообретённой коллеги. Как это обычно бывает в работах афро-сюрреализма, за показательно милым рабочим фасадом скрывается страшная тайна, звучащая как очередная конспирологическая теория о злых белых людях, контролирующих умы расового меньшинства.

Афро-сюрреализм

«Другая чёрная девушка» напоминает множество других проектов афро-сюрреализма. Помимо параллелей с уже упомянутым Пилом, можно указать на схожесть сериала с «Извините за беспокойство» Бутса Райли, ведь оба произведения говорят о злой корпорации, где во главе стоит группа расистов. Помимо этого, вспоминается недавний «Они клонировали Тайрона» от Netflix, так как оба сюжета крутятся вокруг грандиозного плана по изменению роли темнокожих в обществе.    

При этом не стоит думать, что творение Закии Далилы Харрис является полностью вторичным. Такое количество схожих тем, поднятых в разных проектах, просто в очередной раз показывает глубину травмы, которую авторы-афроамериканцы пытаются проработать через искусство. И во многом находки «Другой чёрной девушки» отличаются от вышеназванных лент. Тут и больший упор на сестринство, и в целом ярко выраженный женский голос, который чувствуется не только в манере постановки, но и в выборе саундтреков для сериала (к примеру, в отдельных сценах играют Анита Бейкер и SZA). Да и ежедневные страхи, с которыми сталкивается именно темнокожая женщина, — это что-то новое в сериальном мире афро-сюрреализма. 

Проблема «Другой чёрной девушки» скорее заключается не в условной вторичности, а в сюжете, который никак не может вырваться из оков собственного возвышенного концепта. Кстати, этим страдают и другие elevated horrors, вышедшие в последнее время. За десять 30-минутных эпизодов зрителей постоянно кормят неким саспенсом, не давая ему выйти наружу. Нас просто заставляют ожидать большого сюжетного твиста. Однако из-за растянутой интриги и многочисленных зацепок, разбросанных по различным сериям, публика легко может угадать как закончится первый сезон. В этом плане уместнее было бы сравнить проект Hulu с провальной «Переполненной комнатой» (у сериала рейтинг 33% от критиков на Rotten Tomatoes) и успешным «Разделением». Все три проекта строятся вокруг неординарного концепта и интриги, которая раскрывается ближе к концу сезона. Далее вопрос качества сериала будет зависеть от того, сможет ли смотрящий собрать пазл прежде чем это сделают шоураннеры.

В проекте Харрис вместо сжатого, но цепляющего сюжета, мы наблюдаем множество отдельных сцен, которые работают (к примеру, чрезмерное и часто раздражающее желание некоторых людей приобщиться к культуре другой расы), но лишь отвлекают от основной истории. Если в случае с той же «Атлантой», авторы специально фокусировались на динамике сосуществования различных этнических групп в Америке, то в том же «Рое» от Гловера основное внимание уходило на цельный сюжет. «Другая чёрная девушка» пытается делать всё сразу, но, как итог, теряется в собственных идеях.

Всё ли так плохо?

Если говорить коротко — нет. Напротив, хочется в очередной раз обратить внимание на появление в кино женского взгляда на современный расизм. Более того, если зритель посмотрит сериал вне контекста других работ афро-сюрреализма, то многие элементы действительно смогут удивить и напугать. К тому же в проекте присутствует и ненавязчивый, приятный юмор, позволяющий более напряжённым сценам выделиться на фоне. Наконец, актёрская игра Эшли Мюррей восхищает. В зависимости от ситуации улыбка её персонажа, которая почти не меняется от сцены к сцене, умудряется и расположить к себе, и напугать публику. 

Общая картина

Афро-сюрреализм в кино становится всё более видимым и разнообразным. Если раньше мы довольствовались парочкой проектов в год, то сейчас каждый сезон нас ожидает по несколько фильмов и сериалов. К примеру, практически одновременно с «Другой чёрной девушкой» на Apple TV+ стартовал «Подменыш» с Лакитом Стэнфилдом (ещё одним ярким представителем движения). Естественно, не каждый проект становится зрительским хитом, и теперь мы можем наблюдать и за относительно слабыми работами. С увеличением количества фильмов и сериалов, где представители расового меньшинства погружают аудиторию в свою реальность, нам стоит ожидать больше самоповторов и провалов. Но вместе с тем мы сможем увидеть и большее разнообразие голосов внутри направления, а значит появление нового Джордана Пила — это тоже вопрос времени

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Oлимпийский гид: главные герои и самыe громкие интриги Пaрижа-2024
Культура
Oлимпийский гид: главные герои и самыe громкие интриги Пaрижа-2024
Жарқ еткен GloRilla жұртты несімен баурап алды?
Культура
#музыка
Жарқ еткен GloRilla жұртты несімен баурап алды?
Идём на бесплатные кинопоказы от Alternativa Film Project в Алматы
Город
#события
Идём на бесплатные кинопоказы от Alternativa Film Project в Алматы
«КЛИНОК, РАССЕКАЮЩИЙ ДЕМОНОВ»: спорный чертвёртый сезон с хорошим финалом
Культура
#кино
«КЛИНОК, РАССЕКАЮЩИЙ ДЕМОНОВ»: спорный чертвёртый сезон с хорошим финалом
«Головоломка 2» стала самым кассовым анимационным фильмом в истории
Культура
#кино
«Головоломка 2» стала самым кассовым анимационным фильмом в истории