«Они клонировали Тайрона»: сатира о наркодилере и конспирологии

Во всей суматохе между премьерами «Барби» и «Оппенгеймера» от зрителей мог ускользнуть ещё один достойный внимания проект, вышедший с ними в один день, а именно дебютная работа Джуэла Тейлора — «Они клонировали Тайрона». Меж тем данный фильм заслуживает вашего просмотра по ряду причин, начиная от идеально переданной атмосферы лент 1970-х и заканчивая невероятно закрученным сюжетом картины. Обо всех скрытых смыслах и культурных референсах «Тайрона» в своём обзоре рассказывает кинокритик Ораз Керейбаев.

О чём фильм

Картина Джуэла Тейлора сложнее, чем кажется на первый взгляд. Начало «Они клонировали Тайрона» схоже с любой историей о типичном афроамериканце, живущем в плохом районе города и пытающемся заработать на жизнь. Однако после первого же сюжетного поворота фильм начинает играть абсолютно новыми красками. 

Сюжет ленты крутится вокруг Фаунтейна— мелкого угрюмого дилера с золотыми зубными вставками в нижней челюсти. Зрители проводят с ним целый день, наблюдая за досугом наркоторговца. Распорядок у Фаунтейна вполне типичный для человека его профессии: сходить в тренажерный зал, купить алкоголь и повздорить с другим барыгой. К вечеру он приезжает к местному сутенёру Слик Чарльзу, чтобы забрать у того долг. На выходе из номера отеля главного героя уже поджидает парочка бандитов, которая расстреливает Фаунтейна у его же машины. В следующей сцене, как можно догадаться из названия, мы видим вполне живого Фаунтейна, просыпающегося у себя дома и не помнящего события прошлой ночи. Узнав от Слика и эскортницы Йо-Йо о своей смерти, необычная троица отправляется на поиски ответов. 

Тут стоит оборвать рассказ о сюжете «Тайрона», чтобы не проспойлерить все твисты, а их в картине много. И поверьте, неожиданные повороты данной ленты смогут вас действительно удивить, а органичное вплетение социально-политических мотивов в повествование и вызовет желание глубже погрузиться в поднятые темы.

 

Афро-сюрреализм

По-своему «Они клонировали Тайрона» вбирает в себя элементы целой плеяды жанров. Тут виднеется и комедия, и психологический триллер, и боевик, и детектив. Поэтому многие критики и зрители не могут чётко отнести фильм в какую-то отдельную категорию. Тем не менее, работа Джуэла Тейлора точно вписывается в понимание афро-сюрреализма, о котором мы писали ранее. 

Так, «Тайрон» — это доведённая до абсурда картина реальности, с которой сталкиваются афро-американцы на ежедневной основе. Неспроста главные герои — это наркоторговец, сутенёр и девушка по вызову. Все они принадлежат к низшим слоям общества и все они часто ассоциируются в США с профессиями, присущими чернокожему населению. Как мы выясняем из фильма, данные общественные роли оказываются чуть ли не заранее прописаны нашим героям при рождении. Тут очень легко провести параллель с социальными условиями, в которые оказываются помещены расовые меньшинства в стране. Да, никто не говорит им становиться на скользкий путь, но окружение подталкивает на это. И, как замечает Фаунтейн в середине картины, от предначертанной судьбы не убежать. 

Если говорить о сюжете и поднятых в фильме темах, то в голову сразу напрашивается другой видный представитель афро-сюрреализма — Бутс Райли. Режиссёр будет наиболее известен зрителям за свою картину «Простите за беспокойство» (2018) и сериал «Я — Дева» (2023). Оба автора удивительным образом используют схожие мотивы, связанные с желанием афро-американцев влиться в общество белых людей через подражание их поведению. Зачем они это делают? Потому что американская система в понимании постановщиков не может принять инаковость, из-за чего она то и дело пытается либо подчинить, либо уничтожить всё, что не вписывается в её рамки. 

Неспроста первый кадр «Тайрона» — это глаза белого мужчины, напечатанного на рекламном баннере у парковки. Его взгляд, направленный на прохожих, сразу заявляет нам, что за всеми персонажами наблюдает некий «большой брат». На постере красуется надпись «Keep ‘em smiling», что можно перевести как «Держи их улыбающимися». Тем не менее этот слоган скорее несёт посыл «Держи их в неведении», чего и добиваются антагонисты фильма. Такими деталями и интересными находками для интерпретации переполнена вся лента, что искренне заставляет восхититься талантом Тейлора. Как итог, его дебют стоит рассматривать не просто в качестве фильма с закрученным сюжетом, а как большое социальное высказывание о современной форме расизма.

 

Блэксплотейшн

Афро-сюрреализм часто отсылается на фильмы блэксплотейшна 1970-х. Когда-то это был поджанр эксплуатационного кино, сделанного специально для чернокожей аудитории. Обычно такие картины делались на скорую руку и не имели большого бюджета, но они зарабатывали в прокате. «Они клонировали Тайрона» берёт всю эстетику тех времён и вписывает её в реалии фильма. Поэтому стилистически работа постановщика выглядит как будто её сняли на дешёвую плёночную камеру и включили на VHS-кассете. Именно из-за вдохновения фильмами тех лет, в «Тайроне» мы видим зернистую картинку и слышим множество песен того времени. 

 

Перформансы 

Конечно, «Тайрон» в первую очередь интересен в качестве элегантного социально-политического комментария, но не стоит забывать и об актёрских работах в фильме. Великолепное трио из абсолютно непохожих по характеру героев — это и есть душа всей картины. Джейми Фокс, сыгравший сутенёра Слика, безупречно передаёт всю глубину своего персонажа, который на первый взгляд кажется не более чем самовлюблённым вуманайзером, но далее раскрывается как самоотверженный герой со своими страхами и внутренними демонами. 

Также хочется похвалить Джона Бойегу, воплотившего главную роль в фильме. Зрителям он наиболее известен как один из персонажей новой трилогии «Звездных войн». Актёр предстает перед нами в качестве чопорного и неразговорчивого дилера, что сильно отличается от его же образа в проектах мышиной студии. В каждой его сцене зритель может почувствовать всю тяжеловесность персонажа, поэтому в моменты проявления героем эмоций, будь то смех или слёзы, мы искренне сопереживаем ему. 

Наконец, стоит отметить Тейону Перрис, известную публике по роли Моники Рамбо в киновселенной Marvel. Здесь она предстаёт в качестве эскортницы Йо-Йо, однако, как и в случае с двумя предыдущими героями, её персонаж оказывается намного глубже ярлыка «девушки по вызову». Это проявляется и в чувстве юмора героини, и в её постоянных отсылках на культовые фильмы прошлого, и желание выбраться из гетто, где она родилась. 

Итог

«Они клонировали Тайрона» великолепно жонглирует между социальными темами и различными жанрами, переходя от комедии к драме, а позже к триллеру. Герои способны нас развлечь, но при этом они ощущаются живыми. Картина переполнен пасхалками на американскую культуру, начиная от классических фильмов «Заводной апельсин» (1971) и «Вторжения похитителей тел» (1956), и заканчивая глорифицированной идее консьюмеризма. Конечно, в фильме есть целый ряд сюжетных дыр, к которым можно докопаться. Однако делать этого не хочется, ведь любой талантливый писатель может написать логичный сценарий, но мало кто будет в состоянии воплотить в жизнь столь неординарный концепт, показанный Джуэлом Тейлором на экране. Поэтому, как бы это иронично не звучало, мир ещё не скоро сможет клонировать «Тайрона».

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Oлимпийский гид: главные герои и самыe громкие интриги Пaрижа-2024
Культура
Oлимпийский гид: главные герои и самыe громкие интриги Пaрижа-2024
Жарқ еткен GloRilla жұртты несімен баурап алды?
Культура
#музыка
Жарқ еткен GloRilla жұртты несімен баурап алды?
Идём на бесплатные кинопоказы от Alternativa Film Project в Алматы
Город
#события
Идём на бесплатные кинопоказы от Alternativa Film Project в Алматы
«КЛИНОК, РАССЕКАЮЩИЙ ДЕМОНОВ»: спорный чертвёртый сезон с хорошим финалом
Культура
#кино
«КЛИНОК, РАССЕКАЮЩИЙ ДЕМОНОВ»: спорный чертвёртый сезон с хорошим финалом
«Головоломка 2» стала самым кассовым анимационным фильмом в истории
Культура
#кино
«Головоломка 2» стала самым кассовым анимационным фильмом в истории