«Ботаник»: романтическая китайская пропаганда про казахов в Синьцзяне

Помимо «Кадета» Адильхана Ержанова казахская история стала центром повествования в фильме «Ботаник» китайского дебютанта Цзин И в рамках секции «Поколение» на Берлинале. Режиссёр — уроженец Синьцзяна, печально известного насильственной ассимиляцией тюркских меньшинств, — представляет нам пасторальную идиллию мальчика Арсена, который очень любит природу и китайскую девочку Мейю. 

В самом начале фильма Арсен нам сообщает, что он казах и родом из Синьцзяня, однако тема идентичности и диаспоры остаётся нераскрытой в лирической истории взросления Цзин И. Тем не менее картина пришлась жюри по вкусу. «Ботаник» отхватил Гран-при международного жюри в секции «Поколение». Является ли фильм пропагандой или нет, размышляет кинокритикесса Ботагоз Койлыбаева.

Сюжет

Немногословный и задумчивый Арсен живёт в предгорьях Тянь-Шаня с бабушкой, которая бережно сохраняет казахский быт и язык: кругом корпешки, на столе баурсаки и нан, чай подаётся в кесе и даже песни Кайрата Нуртаса играют в доме. 

Тринадцатилетнему мальчику интереснее собирать листья и растения для своего гербария, чем играть с соседней детворой. Медленный и плавный темп фильма подчёркивает мечтательность мальчишки, увлекая нас в его внутренний мир и необъятность Тянь-Шаня. Естественный свет акцентирует почти доиндустриальный образ жизни в Синьцзяне: выпас овец, игры на улице до темноты. У Арсена нет ни компьютера, ни приставки, ни телефона — смартфон ему приходится просить у дяди. В остальном жизнь мальчика представлена как поэзия жизни, которую молодой герой находит в природе. 

Мейю, девочка-ровесница, в один летний день, усаживается рядом с Арсеном под деревом и становится другом, соратницей и первой любовью. Их игры и забавы Цзин И показывает через ловкий монтаж и весёлую музыку, повторяя отличный трюк Уэса Андерсона с «Королевства Полной Луны» — спонтанные отношения детей словно отражают чистоту природы.

Пропаганда или нет?

Цзин И, увлекаясь лирической стороной жизни казахов в Синьцзяне, не раскрывает культурную (и политическую) идентичность Арсена. Режиссёр намекает нам, что мать Арсена работает в крупном городе, возможно Урумчи, и сына видит не часто. Дядя Арсена пьёт много пива и требует, чтобы его называли көке, в то время как Арсен намеренно называет его аға. Дядя Арсена, которому слегка за двадцать, был отдан бабушке на воспитание — тюркская традиция, которая всё ещё существует в Синьцзянской диаспоре. Глядя на потускневший шежіре, Арсен, словно старец, размышляет о семье и природе жизни.

«Никто не знает названий растений, но это не мешает им расти», — загадочно говорит мальчик за кадром. Цзин И показывает Арсена и Мейю сродни растениям, цветущим вне зависимости от территорий и границ. Простая метафора, которая уводит взгляд от насущной реальности. Фильм снят в уйгурском автономном округе Синьцзян, который известен не кинематографом, а лагерями перевоспитания, где мусульман — уйгуров, казахов и других тюрков — насильно учат быть «настоящими китайцами». Только по данным 2022 года в заключении находятся около полумиллиона уйгуров.

Крупные международные организации по правам человека называют действия Китая этноцидом или культурным геноцидом. После просмотра фильма у меня была возможность поговорить с бразильским критиком, который, посмотрев фильм, вовсе не понял, какая культурная разница между Арсеном и Мейю. О ситуации в Синьцзяне он тоже никогда не слышал. Фильм и не пытается погрузить зрителей в геополитический контекст региона. Если бы не китайская пропаганда, которую слышно по радио в магазине, принадлежащем семье Мейю, мы бы вообще не поняли, что на самом деле находимся в Китае, а не в Казахстане.

Шанхай, а не Алматы

Несмотря на то, что герои осознанно признают свою казахскую идентичность, о возврате «домой» речи не идет. Как казашке, мне было интересно увидеть, что Шанхай, а не Алматы, словно магнит притяжения является тем заветным городом-мечтой в сердцах и умах героев «Ботаника». Дядя Арсена уедет в поисках лучшей жизни в Шанхай, туда же уедет Мейю, прекратив мимолётную летнюю дружбу с Арсеном, чтобы отправиться в школу-интернат. 

С момента независимости Казахстана, в страну вернулось больше миллиона этнических казахов, а в прошлом году зарегистрировано около 18 тысяч қандасов. Почему дядя Арсена смотрит на восток, на Шанхай, а не на запад, где лежит его историческая родина? «Спрятавшись» за наивностью coming-of-age жанра, режиссёр отклоняется от глубокого погружения в Синьцзян. Регион он показывает красиво: подвижная и гибкая камера следует за Арсеном и Мейю по пятам, акцентируя невероятную красоту предгорья, но географические и политические уловки Цзин И в итоге привели к излишне романтизированному фильму.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
«Дарақы фильмдердің авторлары ойланатын кез келді». Дубляж режиссері Шах-Мұрат Ордабаев
Культура
#кино
«Дарақы фильмдердің авторлары ойланатын кез келді». Дубляж режиссері Шах-Мұрат Ордабаев
Церемония «Грэмми» 2026 объявила новые категории и дату проведения
Культура
#музыка
Церемония «Грэмми» 2026 объявила новые категории и дату проведения
DARK ALPHA тобынан кетті. Оған не себеп болды?
Ликбез
#общество
DARK ALPHA тобынан кетті. Оған не себеп болды?
«Материалистка»: любовь в ритме Селин Сон
Культура
#кино
«Материалистка»: любовь в ритме Селин Сон
Молодой казахстанец стал моделью IMG Models после вирусного ролика
Стиль
#мода
Молодой казахстанец стал моделью IMG Models после вирусного ролика