Aged like…Как сохранились «Дрянные девчонки»?

В нашей новой рубрике «Aged like» мы пересматриваем фильмы из прошлого и пытаемся понять, насколько хорошо они сохранились: как бутылка вина или банка молока.

Наша авторка старше фильма «Дрянные девчонки» всего лишь на три года и на правах редакционного зумера отправилась пересматривать и переоценивать фильм в преддверии его 20-летней годовщины. 

Что из этого вышло, читайте в новом материале.

Вышедшая на экраны в 2004 году незамысловатая подростковая картина о жизни учеников в средней школе Норт-Шор «Дрянные девчонки» довольно быстро приобрела культовый статус. Сценарий к фильму написала Тина Фей, сыгравшая в нём же роль учительницы мисс Норбери. В основу сценария легла книга Розалинд Вайсман «Королева улья, или как выжить в мире девчонок». 

Культовый статус перекинулся и на новое поколение. Фразы из фильма разбирают на цитаты, о чём свидетельствуют постоянная обновляющаяся база звуков в TikTok, а в 2018 году фильм получил собственную музыкальную постановку на Бродвее.  

Назвать сценарий «Дрянных девчонок» оригинальным сложно. Главная героиня Кэди (не путать с Кэти!), как и герой фильма «Я, Эрл и умирающая девушка» сталкивается с трудностями самоопределения. И если Грег выбирает дружить со всеми враждующими кланами в школьной столовой и оставаться невидимым, то арка персонажа Кэди от новенькой неуклонно скатывается в сторону Королевы Улья.

Спустя 19 лет после выхода фильма я пересмотрела его (несколько раз!) и делюсь своими свежими заметками о том, почему фильм устарел и не вписывается в современные каноны.

Кевин Джи: аутсайдер в 2004, краш в 2024

Самый недооцененный на мой взгляд персонаж фильма — глава «Матлетов» Кевин Гнапур, или как он представился «Кевин Джи — математический засранец». Есть у меня такое «шестое чувство», что ближе к дате выхода ремейка его персонаж завирусится в ТикТоке. И вот почему. 

Кевин умный, саркастичный, талантливый парень, который не гонится за общественным статусом как большинство персонажей (в основном женских) в этом фильме. В нём нет присущей подобным персонажам неловкости при попытке познакомиться с девушками. Как, например, у Майкла из «10 причин моей ненависти». Наоборот, если бы флирт был бы олимпийским видом спорта, Кевин был бы чемпионом. 

Его устраивает возглавлять не самый, по социальным меркам, престижный клуб — «Матлеты». Об этом нам прямо говорят, когда несколько персонажей заявляют «присоединиться к «Матлетам» — это социальное самоубийство». 

Мне нравится, как он выстраивает взаимоотношения с Кэди, по-дружески называя её «Африка». Как по мне, он помог Кэди переступить через стыд и признаться в первую очередь самой себе, что она «математический застранец» и в этом нет ничего страшного.

Дженис Йен тоже mean girl, только не популярная 

Когда мы только знакомимся с Дженис Йен, нам демонстрируют её как аутсайдера, совершенно не погруженного в школьную драму. Однако её персонаж успешно манипулирует не только Кэди, но и зрителями, заставляя нас верить в то, что она жертва. 

На самом деле Дженис и Реджина две стороны одной медали. Их схожесть между собой когда-то и свела их вместе. Они обе быстро определяют уязвимые стороны людей и успешно ими манипулируют. 

Например, Дженис точно подчеркивает, какие три фактора нужно убрать, чтобы лишить Реджину статуса и сил. А Реджина в свою очередь умело контролирует девушек, придумывая правила. «По средам мы носим розовое» – говорит Карен, но если присмотреться, то ни в одной последующей сцене «по средам» Реджина не носит полностью розовое, как бы говоря «я могу нарушать правила, а вы нет». 

Обе не бояться кидаться оскорблениями, завернутыми в обертку комплимента. Для Реджины это пресловутые shut up, byautch, slut, в то время, как Дженис постоянно унижает своего друга Дэмиана, называя его too gay to functional

Дружить с Дженис можно только на её условиях. Это заметно, например, когда в сцене знакомства она предлагает Кэди прогулять урок, говоря, что она не попадёт в проблемы, так как они друзья. В сцене выпускного она и Дэмиан приходят в одинаковых костюмах, как бы отзеркаливания ситуацию с «по средам мы носим розовое». 

Можно ли назвать Дженис другом? И хоть Кэди в конце налаживает с ней отношения, я не совсем понимаю причины такого решения. В сцене с вечеринкой, с подачи Дженис нам, как зрителям, легко занять её сторону и обвинить Кэди в неверности и желании быть одной из «Баунти». На самом деле это желание самой Дженис, Кэди лишь стала инструментом на пути к этому. 

Её расцвет как mean girl можно увидеть в сцене в спортзале, когда все девочки должны были принести извинения перед кем-либо. Вместо этого Дженис раскрывает свой хитрый план по уничтожению Реджины, тем самым получая социальные баллы и желанную популярность. 

Как по мне, Дженис яркий пример «скрытых диктаторов» вроде Коин из «Голодных игр».

Я обожаю персонажа Аманды Сейфрид 

С возрастом становиться сложнее не любить Карен Смит, в исполнении Аманды Сейфрид. Для актрисы это была одна из первых крупных ролей. В кадре ей всего лишь 17 лет, и старшая школа для неё всё ещё находилась на заднем дворе, в отличии от 26-летней Рейчел Макадамс. 

В интервью Сейфрид рассказывала, что изначально пробовалась на роль Реджины, но видимо режиссерский взгляд Марка Уотерса, который до этого снял успешную «Чумовую пятницу», точно определил сильные стороны Сейфрид и подарил миру целую череду очаровательно глупых персонажей. 

Карен – прародительница этих глупеньких, наивных и с чистыми помыслами героинь, далеких от основной драмы. Я вижу Карен в Эми из «Полового воспитания», Кэсси Ховард из «Эйфории», даже в Джессике в исполнении Анны Кендрик в «Сумерках». Ну и, конечно, в персонаже Риз Уизерспун в «Блондинка в законе».  

Персонажи очаровательны по-своему: они не лидеры, и не последователи. Подобные персонажи создают воздух вокруг тяжелых трагических линий в фильме, и сохраняют атмосферу подростковой комедийно-драматической картины.

Нам всем нужно поблагодарить дизайнера по костюмам 

Одежда в фильме не только помогает следить за трансформацией персонажей, но и создает определенную иерархию в их взаимоотношениях. Например, в сцене, где Кэди присоединяется к «Баунти» в их розовую среду, мы видим, что образ Карен полностью в розовых тонах, на Гретхен темно-розовая кофта, а Реджина всего лишь в розовом кашемировом джемпере, который можно снять в любой момент.

Стилистическое решение в данной сцене как бы намекает на то, что Карен полностью принимает свою роль в их трио. Она «Баунти» до мозга костей. В то время, как Гретхен соперничает с Реджиной за статус, но ей не хватает внутренних сил сместить её. Всегда последовательница, никогда лидер. 

Мэри Джейн Форт отлично показала это в финальных сценах, когда мы видим, что Гретхен нашла замену «Баунти». Она выпрямила волосы на азиатский манер, и ушла от розовых оттенков в сторону терракотовых и дымно-зеленых. 

Кэди, под стать им, тоже в розовом. Но это большая бесформенная рубашка всё равно отличает её от «Баунти». 

Особенно меня обрадовало, что Форт не стала создавать стартовый наигранно отвратительный стиль главной героини, как это бывает в подобных фильмах. Кэди не фрик, не аутсайдер, она — обычная. В первой половине фильма Кэди носит рубашки в клетку и джинсы в естественных приглушенных цветах. Следуя развитию арки персонажа в гардеробе героини появляется всё больше адаптивов от главных референсов — клетчатые юбки Гретхен, розово-голубые блузки Карен и именные украшения Реджины. 

Переломным моментом в фильме, как по мне, становится сцена с оцениванием аутфита. Реджина вначале хвалит юбку проходящей мимо ученицы, а затем, обращаясь к Кэди, говорит: «Самая уродливая юбка, что я видела». 

Кэди, как и зритель, вспоминает аналогичную сцену с её браслетом. И с тех пор гардероб главной героини меняется — места для браслета в нём не осталось. 

Фильм не прошел проверки от Gen Z 

В заключение хотелось бы сказать, что фильм морально устарел. Во-первых, он полон расистских шуток. Начиная со сцены, где мисс Норбери путает Кэди с афроамериканской ученицей после слов директора, о том, что к ним перевелась девочка из Африки. Заканчивая постоянным male gaze, который заставляет Реджину маниакально следить за весом и ненавидеть собственное тело. 

У меня возникает очень много вопросов к предстоящему ремейку. Чтобы оправдать популярность Реджины в 2024, сценаристам придется сделать её эко-активисткой, феминисткой и союзницей ЛГБТ+ движения. 

Её личная драма с Дженис Йен, которую та терроризировала слухами о том, что Йен лесбиянка, уже не ложится в современные каноны. Сегодня быть толерантным популярнее. А mean girls — вымирающий вид. 

Кто или что станет новым Аароном? Перегрызать друг другу глотки из-за внимания мужчины в 2023 году — не по-феминистки (и никогда не было таковым). 

Сама формула фильма устарела. Показывать сегодняшнему зрителю как проблемы, копившиеся целый школьный год, решаются за один выпускной вечер, кажется уже не убедительно.  

Нужны ли «Дрянные девчонки» современным подросткам в том виде, в которым мы их увидели в 2004 году? Возможно именно этим вопросом задались продюсеры и решили…сделать из фильма мюзикл. Да, да, как оказалось ремейк ставят не к оригинальному фильму, а переносят Бродвейскую постановку на большие экраны. Однако понять с первого раза, что это мюзикл из доступного трейлера и промо-материалов довольно сложно. На это намекает лишь нота, спрятанная в название фильма. Издание The Rolling Stone и вовсе не могут понять, почему в трейлере играет песня Оливии Родриго, в то время как Бродвейская постановка располагает более 20 оригинальными песнями, достойными номинации Tony Awards. 

В любом случае, фильм выйдет в прокат 12 января 2024 года. Когда он будет доступен в Казахстане и кто выступит дистрибьютором ремейка, пока неизвестно. Но поклонников оригинального фильма может порадовать возвращение к своим ролям Тины Фей и Тима Медуоза (директор Рон Дюваль). А недавно опубликованные фотографии с площадки обещают камео Линдси Лохан, Аманды Сейфрид, исполнителей ролей Аарона, Дженис и Дэмиана, и конечно же Реджины Джорджс. 

AGED LIKE

Aged like… Как сохранился «Ромео + Джульетта»

 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
«Почему она не может просто уйти?»: эволюционные корни гендерного насилия 
Ликбез
#общество
«Почему она не может просто уйти?»: эволюционные корни гендерного насилия 
«Мы всем чужие» Эндрю Хэя: как подружиться с призраками прошлого и не сойти с ума
Культура
#кино
«Мы всем чужие» Эндрю Хэя: как подружиться с призраками прошлого и не сойти с ума
Куда сходить в Алматы: подборка на 23 – 25 февраля
Город
#события
Куда сходить в Алматы: подборка на 23 – 25 февраля
«Состояние танго» – әдемі декорация, музыка және образдарға бай, бірақ сұрақтар тудыратын спектакль
Город
#события
«Состояние танго» – әдемі декорация, музыка және образдарға бай, бірақ сұрақтар тудыратын спектакль
Gillette представили новый продукт и амбассадора
Бизнес
Gillette представили новый продукт и амбассадора