Aged like… Как сохранился «Ромео + Джульетта»

В рубрике Aged like мы пересматриваем фильмы из прошлого и пытаемся понять, насколько хорошо они сохранились: как бутылка вина или банка молока.

На этот раз наш кинокритик Ораз Керейбаев рассматривает пост-модерновую адаптацию шекспировской пьесы «Ромео + Джульетта», выпущенную Базом Лурманом в 1996 году.

Чем примечательна адаптация  

Если вы читали оригинальную пьесу или же смотрели хоть одну её адаптацию (или же жили в последние 400 лет), то смерть двух главных героев в конце «Ромео + Джульетта» не должна ваш шокировать. Однако работа Лурмана привлекает не знакомым материалом, а инновационным подходом к нему. Так, режиссёр перенёс события фильма из старинной Вероны в выдуманный Верона Бич, напоминающий вполне реальный Венис Бич. Точно также были осовременены персонажи, использующие пистолеты вместо шпаг и ездящие на дорогих лимузинах вместо карет. Из других атрибутов, враждующие семьи Италии превратились в два клана итало-американской мафии, лучший друг Ромео, Меркуцио, стал темнокожим, а кузен Джульетты — латиноамериканцем

Помимо современного сеттинга изменениям подвергся и способ повествования истории. Если сравнивать с той же адаптацией Франко Дзеффирелли 1968 года, то вместо статичной камеры и плавных переходов зрителям предлагают рваный монтаж, постоянные зум-ины и активно трясущуюся камеру. Порой сцены из фильма напоминают дорогостоящий музыкальный клип на MTV, нежели классическую пьесу. Стилизации также подвергались образы героев. К примеру, тот же Меркуцио может ходить с помадой и на каблуках, а соратники Ромео смахивают на бандитов из английской подворотни. 

Самый новаторский ход во всём этом безумии — решение постановщика оставить диалоги неизменными, включив слова и выражения, которые уже давно вышли из английского обихода. В итоге, Лурман создаёт контраст между современными атрибутами и классическим языком, что в очередной раз подчёркивает вневременность произведений Шекспира.

Культурный контекст

Середина 1990-х — это поистине странное время как для США в целом, так и для американского кино в частности. Холодная война закончилась, а до наступления страшных событий начала ХХI века ещё остаётся несколько лет. Поэтому общество находится в сравнительном покое, отчего Голливуд одновременно переживает кризис жанров и рассвет пост-модернового кино, ломающего устоявшиеся каноны. 

Поэтому не удивительно, что именно в 1990-х получили свою первую популярность такие авторы как Квентин Тарантино, Роберт Родригес и Кевин Смит. В список можно добавить и База Лурмана. Хотя он тоже начал карьеру в 1990-х, его главными работами являются «Великий Гэтсби» из 2013-го и прошлогодний «Элвис». Тем не менее, «Ромео + Джульетта» должна как минимум замыкать тройку шедевров режиссёра, а может и возглавлять её. Связано это с тем, что бесшабашная комедийная драма вобрала в себя всю культурную палитру 1990-х, при этом оказавшись слишком смелой и экспериментальной для своего десятилетия. 

Лурман совместил в своём фильме низкую и высокую культуру. Проявилось это не только в контрасте оригинальных монологов Шекспира с современным сеттингом, но и в игре с канонами гангстерского кино. К середине 1990-х жанр дрожал по швам, и хоть такие мэтры как Мартин Скорсезе всё ещё выпускали интересные картины на тему, для большинства людей произведения о мафии стали пережитком прошлого. Поэтому именно в то десятилетие вышли более пост-модерновые «Донни Браско» (1997), рассказывающий об итальянских бандитах-неудачниках, и культовый сериал «Клан Сопрано» (1999-2007), где глава организованной группы посещает психотерапевта. 

Среди жанровых работ того времени «Ромео + Джульетта» выделяется по множеству причин. К примеру, все показанные перестрелки выполнены с нарочитым добавлением слоу-мо и переигрыванием актёров. Что касается локаций, то та же церковь, где герои венчаются а позже умирают, переполнена крестами. Крестов в фильме показано предостаточно. Даже на постере картины «+» выполнен в форме религиозного символа. Из-за такой стилизации два враждующих мафиозных клана показаны в качестве сборища клише и стереотипов. Всё это заставляет вспомнить те же церковные сцены из классических фильмов о мафии, как, например, культовый эпизод из «Крёстного отца».

Поэтому «Ромео + Джульетта» — это не просто переосмысление оригинальный пьесы, а тонкая работа с устоявшимися канонами жанра.

 

Реакция современников

В год своего выхода, «Ромео + Джульетта» получило вполне смешанные отзывы как от критиков, так и от зрителей. Фильм был впервые показан на престижном и наиболее экспериментальном фестивале в Берлине. Там Леонардо Ди Каприо даже получил «Серебряного медведя» за «Лучшую мужскую роль», а Лурман удостоился специальной награды за свой творческий подход к фильму. Тем не менее картина была обделена номинациями или же статуэтками на главных кинопремиях 1996 года. Возможно, выйдя сегодня, её сумасшедший стиль сравнивали бы со «Всё, везде и сразу». Однако в конце ХХ века публика была не готова к кричащей работе Лурмана.

Критики того времени часто ругали «Ромео + Джульетту». К примеру, один из влиятельнейших профессионалов индустрии Роджер Эберт писал: 

«Отчаяние, с которым пытаются «обновить» пьесу и сделать ее «актуальной», сильно удручает. Одним грандиозным, но обречённым на провал жестом сценарист и режиссёр Баз Лурман снял фильм, который (а) встревожит любого любителя Шекспира и (б) утомит любого, кого заманили в театр обещаниями бандитских войн в стиле MTV. Эта постановка была очень плохой идеей».

Другие издания хоть и находили положительные аспекты в фильме, нередко фокусировались на его перегруженности. Так, в журнале Empire можно было найти следующие строки: 

«Опираясь на дикую кавалькаду поп-иконографии, Лурман пробует увлекательный набор трюков, результаты которых гарантированно разделят аудиторию. Этот рискованный гамбит терпит крах всякий раз, когда фильм становится слишком резким или когда в нем не хватает новых причуд. Даже в своих лучших проявлениях это настолько же утомительно, насколько и смело».

Что интересно, спустя более 25 лет, отношение к картине изменилось, ведь изменилось само общество. Так, портал названный в честь Роджера Эберта теперь включает продолжительную хвалебную рецензию на фильм, где отдельно проговаривается способность Лурмана опередить своё время. Схожим образом «Ромео + Джульетта» была переосмыслена и другими изданиями, а ленту теперь нередко показывают в американских школах, чтобы заинтересовать подростков читать Шекспира. 

 

Aged like fine wine

Смотря «Ромео + Джульетту» из реалий 2023 года, можно сказать, что фильм не растерял свою релевантность, при этом преодолев критику журналистов. Картина смогла одновременно вобрать в себя клиповость и пост-модерновость 1990-х, и оказаться достаточно инклюзивной для реалий ХХI века. Ну и конечно же, Лурману удалось передать все идеи, заложенные Шекспиром более 400 лет назад в ярком и кричащем фильме о двух мафиозных кланах.

 

AGED LIKE

Aged like…Как сохранились «Дрянные девчонки»?

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
«Почему она не может просто уйти?»: эволюционные корни гендерного насилия 
Ликбез
#общество
«Почему она не может просто уйти?»: эволюционные корни гендерного насилия 
«Мы всем чужие» Эндрю Хэя: как подружиться с призраками прошлого и не сойти с ума
Культура
#кино
«Мы всем чужие» Эндрю Хэя: как подружиться с призраками прошлого и не сойти с ума
Куда сходить в Алматы: подборка на 23 – 25 февраля
Город
#события
Куда сходить в Алматы: подборка на 23 – 25 февраля
«Состояние танго» – әдемі декорация, музыка және образдарға бай, бірақ сұрақтар тудыратын спектакль
Город
#события
«Состояние танго» – әдемі декорация, музыка және образдарға бай, бірақ сұрақтар тудыратын спектакль
Gillette представили новый продукт и амбассадора
Бизнес
Gillette представили новый продукт и амбассадора