История «Целинного» как отражение культурных процессов
Многолетняя траектория «Целинного» — от идеологического пространства СССР, через переходные 1990-е, до современного культурного центра — стала основой для воображаемого путешествия по эпохам. Каждая эпоха представлена ключевыми фильмами, значимыми для её эстетики, контекста и восприятия зрителями.
Мы хотели показать не только историю здания, но и историю людей, которые в разные годы приходили в Целинный, — историю зрителя. Программа собрана так, чтобы напомнить: кино здесь всегда было больше, чем развлечением, — оно было способом думать, спорить, чувствовать и оставаться вовлеченными в культурную жизнь города», — говорит Джамиля Нуркалиева, директорка Центра современной культуры «Целинный».

Кадр из фильма «Гибель Отрара» (1991), режиссёр Ардак Амиркулов
От индийской классики до «казахской новой волны»
Советскую эпоху представляют «Большой город» Сатьяджита Рая и «Маргаритки» Веры Хитиловой — фильмы, демонстрирующие неожиданное разнообразие кинопроката тех лет и свободу творческих подходов, существовавших даже внутри идеологически ограниченной системы.
Фильмы «Гибель Отрара» Ардака Амиркулова и «Харчевня дракона» Кинга Ху отсылают к переломным моментам конца 80-х и начала 90-х — времени, когда в «Целинном» появился специальный зал видеопроката, а молодые казахстанские режиссёры формировали новое авторское кино.
Новейшая история Центра современной культуры представлена фестивальными премьерами из Берлина, Канн и Локарно — «Континенталь ’25», «Сират» и «Сухой лист». В программу также вошла видеодокументация театрализованного шоу «Голубиный огонёк» Виолетты Богдановой (2024).
Интервью ’98mag с Виолеттой Богдановой смотрите тут.
Куратор кинопрограммы Арсений Аксенов отметил, что для команды было важно начать работу на постоянной площадке с оглядкой на прошлое и осмыслением истории «Целинного» как места, где люди собирались и посвящали своё время кино. При этом им хотелось оставить зрителю пространство для восприятия, чтобы в центре каждого показа оставались сами фильмы, а не их связь со зданием и его историей.
По его словам, именно поэтому была выбрана форма игры в исследование: отправной точкой каждого показа становятся реальные исторические основания, а дальше мысль свободно развивается. Так, вместо когда-то лидировавшего в советском прокате Болливуда зрителям предлагают индийский неореализм, вместо советской классики — чехословацкие эксперименты, а вместо хитов видеопроката — фильм, который значительно на них повлиял. Он также отметил, что значительную часть программы составляют современные фильмы, премьеры которых прошли мимо Казахстана, но которые обладают высокой художественной ценностью.

Кадр из фильма «Континенталь ‘25» (2025), режиссёр Раду Жуде
Расписание кинопрограммы
13 декабря, 16:00 — «Большой город» (1963), реж. Сатьяджит Рай
14 декабря, 16:00 — «Сират» (2025), реж. Оливер Лаше
18 декабря, 19:00 — «Континенталь ’25» (2025), реж. Раду Жуде
25 декабря, 19:00 — «Таверна у врат дракона» (1967), реж. Кинг Ху (вход свободный)
26 декабря, 19:00 — «Голубиный огонёк» (2025), Виолетта Богданова (вход свободный)
27 декабря, 16:00 — «Маргаритки» (1966), реж. Вера Хитилова (вход свободный)
27 декабря, 19:00 — «Ночь у Мод» (1969), реж. Эрик Ромер
28 декабря, 16:00 — «Гибель Отрара» (1991), реж. Ардак Амиркулов
3 января, 16:00 — «Ритм цветка» (2024), реж. Амит Дутта (вход свободный)
3 января, 19:00 — «Это не я» (2024), реж, Леос Каракс, «Дебют» (2025), реж. Джулиан Кастроново, «Быть Джоном Смитом» (2024), реж. Джон Смит
4 января, 16:00 — «Сухой лист» (2025), реж. Александр Коберидзе
Более подробная информация о кинопрограмме и покупка билетов доступны на сайте tselinny.org.
Фото на обложке: кадр из фильма «Большой город» (1963), режиссёр Сатьяджит Рай