Сюжет
Харука Сакура в детстве пережил буллинг за свою внешность: он родился с чёрно-белыми волосами и гетерохромией. Ещё ребёнком он привык полагаться только на себя и свою физическую силу. Поиски сильных соперников завели его в школу «Ветерок», где он надеялся столкнуться с лидером местной банды «Ветролом» — одной из самых сильных группировок в окрестностях.
Однако вместо того, чтобы встретить грозных изгоев общества, он обнаружил дружелюбных школьников, помогающих жителям своего района: они смывают граффити со зданий, ухаживают за пенсионерами и отпугивают враждебно настроенных чужаков. Вместо поединка члены «Ветролома» приняли его в свои ряды и стали учить тому, как примириться с самим собой.
Простой сюжет
«В поисках идей я смотрел много аниме и фильмов про «крутых пацанов», это и вдохновило меня на работу. Однако герои, которых я рисую, скорее похожи на “пацанов, которые просто дерутся”, чем на правонарушителей», —Сатору Нии в интервью Magazine Pocket.
Понимание «крутизны» у Сатору Нии своеобразное: оно отражается, например, во внешних особенностях главного героя. Однако куда сильнее видно его стремление рассказать простую историю. Именно поэтому он отказался делать главным героем Умэмию — лидера «Ветролома», так как не понимал, как развивать вокруг него сюжет. Для этого он использовал «человека со стороны» — простой сценарный приём, в котором главный герой погружается в мир вместе со зрителем.
Нии часто полагается на сценарные костыли, даже не пытаясь маскировать их. Сюжет его манги очень простой по концепции, но чтобы читатель не успел этого заметить, мангака насыщает главы высокой событийностью, а содержательную недостачу заполняет чувствами. Поэтому помимо диалога буквального, между героями происходит диалог кулачный: каждый удар — это реплика, а уклонение — пауза на осмысление. В такие моменты герои показывают полный спектр никем не замеченных чувств.
«Ветролом» не лишён сентиментальной наивности, то и дело находя для вечных вопросов по-юнешски максималистские ответы: насилие — не выход, хочешь что-то сказать — скажи, полюби себя и ближнего своего. При этом мангака не чурается такого же очевидного юмора, чаще всего построенного вокруг цундэрного характера главного героя. Иногда подобная схематичность нарратива утомляет, но в общей массе помогает сосредоточиться на эмоциональной глубине и росте главного героя.
Зубодробительный экшн
У Тосифуми Акаи скромный список режиссёрских проектов по мерках индустрии, однако за 20 лет карьеры аниматором он успел ярко себя проявить прежде всего за счёт анимации движений, работая над семью проектами айдол-франшизы «Идолмастер». Там он отвечал за анимацию хореографии персонажей на сцене и уделял особенное внимание движениям героев и камеры. Это стало визитной карточкой постановщика и его протеже — экшн-режиссёра Кадзуюки Асаки, с которым он работает рука об руку уже 14 лет.
Сохраняя чёткость хореографии и запуская воображаемую камеру туда, где настоящая бы вряд ли протиснулась, Акаи и Асаки поставили боёвку в «Ветроломе» так, словно перед зрителем не уличные разборки, а живой танец, где дропы и пируэты заменили на хуки и апперкоты. А в перерывах между «пацанским танго» Таиси Каваками — дизайнер персонажей и главный режиссёр анимации — оказывает хоть и не дотошное, но довольно пристальное внимание к микродвижениям героев в остальных сценах.
Главной задачей Акаи, Асаки и Каваками было обогатить скупой визуальный язык оригинальной манги. Так как оригинальная манга выходила в мобильном приложении, Нии намеренно отказался от чрезмерной детализации, что повлияло как на оригинальный дизайн персонажей, в котором акцент сделан на единичные выразительные атрибуты, так и на экшн, лишённый выразительности. Для этого Акаи использует кинематографические приёмы, сохраняя визуальный код манги.
Трогательный киноязык
Аниме сохраняет высокий темп первоисточника: за два сезона зритель успевает пережить вступление главного героя в банду, две разборки с бандами из соседних районов и массовую драку на улице красных фонарей. Быстротечность событий помогает сохранить внимание аудитории, но жертвой таких скоростей стала жизнь персонажей вне деятельности «Ветролома»: мы не видим ни их учёбу в школе, ни их семьи. Автор лишь по касательной затрагивает другую сторону жизни героев: один качается, второй с девушками гуляет, третий огород на крыше выращивает.
Тем не менее, аниме не забывает тормозить, когда дела касается терзаний главных героев или необходимости поговорить по душам. «Ветролом» в лучших традициях сёнэна раскрывает не только предысторию соперников, но и задаёт между визави идеологическое противопоставление. В такие моменты Акаи и арт-директор Ясунао Мориясу наполняют пространство вокруг них жизнью, фиксируя неоновые вывески, старые кондиционеры и граффити на стенах, что создаёт дополнительный эффект натуралистичности изображения и передаёт самоощущение персонажей.
В отдельные моменты создатели погружают зрителя в сознание главных героев с помощью других художественных приёмов. Например, в сцене ходьбы Сакуры по канату они используют имитацию рисования мелом как намёк на школу, а сам канат как метафору удушающего изоляционизма главного героя. И хотя эти приёмы зачастую не отличаются особенной изобретательностью, они помогает зрителю лучше понимать глубину конфликта и почувствовать сострадание не только к протагонисту, но и к его оппонентам.
Гуманная мораль
Аниме показывает, как кулаки могут говорить и как их порой стоит разжимать, чтобы подать руку нуждающемуся. Насилие здесь — не панацея или лекарство, но оно остаётся для героев единственным способ коммуникации. Через него парни познают себя и других, принимая чужую боль как физическую, так и ментальную. Но даже вне драк «Ветролом» учит быть человеком: полагаться на других и видеть свою ценность.
Другая важная тема — принятие себя, которая получила особенное внимание во втором сезоне с появлением Тасуку Цубакино — квир-персоны и одного из «столпов» банды «Ветролом». Для Сатору Нии это не первый такой герой: его дебютная сериализованная манга — «Девушка прячется в мужском клубе по бадминтону» — рассказывала про девушку, притворяющуюся парнем, чтобы играть в секции бадминтона. «Ветролом» же рассказывает о Цубакино, котор:ая с детства сталкивается со страхом неодобрения окружения из-за несоответствия гендерным ролям: предпочитает украшения и макияж машинам.
Хотя подобные темы могут показаться банальными, Сатору Нии и Тосифуми Аками делают их убедительными, взламывая броню не только маскулинности, но и пацанской эмоциональной недоступности. Они не переходят грань, когда плач становится нытьём, а нарочито преувеличенная физическая сила — суперспособностью. Такая приземлённость, не мешающая ставить бодрый экшн, помогает лучше прочувствовать героев и разделить их ценности. Это и выделяет «Ветролом» среди прочих произведений о бандах: он не транслирует деструктивный путь жизни, а предлагает сплотиться узами взаимопомощи и взаимопонимания.