Люси (Дакота Джонсон) — уверенная в себе девушка, знающая все секреты успешных и, главное, работающих отношений. Она живёт в Нью-Йорке, трудится в перспективном агентстве Adore, где вместе со своими коллегами-свахами находит пары одиноким людям. Процедура интервью отточена годами и роботизирована до предела: возраст, рост, вес, этничность, количество волос на голове и денег на сберегательном счету волнуют клиентов больше всего. С тем, что внутри, разберёмся потом. Вопросы и запросы повторяются от человека к человеку, а поиск той самой половинки идёт по схеме «заполнить все ячейки в анкете». Никто не жалуется, ходит на свидания с подобранными партнёрами, а иногда дело доходит до женитьбы.
На одной из таких свадеб Люси случайно знакомится с братом жениха Гарри (Педро Паскаль), который одним только видом показывает свой достаток и лёгкое отношение к деньгам. Он — олицетворение человека, у которого есть всё. Этим вечером их столик обслуживает Джон (Крис Эванс) — официант с нереализованными мечтами об актёрской карьере и по совместительству бывший горе-партнёр Люси. Неожиданная встреча с двумя противоположностями заставит девушку пересмотреть свои убеждения, усомниться в идеалах своей, казалось бы, идеальной работы и, конечно, выбрать спутника.
Может показаться, что фильм с таким синопсисом мог незаметно выйти в начале нулевых и стать частью коллекции незамысловатых и стереотипных романтических комедий. По крайней мере, именно так это кино выглядело на этапе трейлеров и постеров с узнаваемым дизайном и жанровым почерком. Но Селин Сон не была бы собой, если бы не копнула глубже и не препарировала феномен современных отношений, культуру неловких знакомств и выгодных свиданий в обёртке наивной и слезливой комедии. Фильму нужно немного времени, чтобы разогнаться и начать вести со зрителем серьёзный диалог об отношениях, основанных на взаимной выгоде. Где тот момент, когда любовь превращается в назойливый брак, и как не сойти с ума, учавствуя в этом социально одобряемом соревановании? Сон не даёт ответы на эти вопросы, но показывает местами грубый, саркастичный и горько-сладкий портрет современной любви.
В какой-то момент героиня Дакоты Джонсон говорит, что секрет рабочей коммуникации между партнёрами — это чистая математика с расчётами, формулами и аксиомами (высокая не полюбит низкого, умный не заинтересуется глупой). Она уверена, что свидание и первые месяцы отношений — самый сложный этап, а сама любовь (когда она приходит) проста и безоговорочна. Ты любишь и не можешь ничего с этим сделать, в то время как встречи-знакомства требуют много времени, моральных сил и терпения.
Медленно, но верно во время просмотра фильма возникает ощущение, что от романтического общения между людьми не осталось живого и уязвимого места — сплошные сценарии, ожидаемые реакции и денежные ярлыки. Сон расчётливо констатирует нашу грустную реальность, сравнивает работу над отношения с обязанностями в морге или страховой компании. Важно проверять особенности товара на бирках и следить за условиями хранения. Так и бюро знакомств Люси наделяет клиентов материальными активами, убеждает их в долгосрочной помощи и продаёт им несбыточную мечту. На самом деле эти активы дешёвые и быстро заканчиваются — настоящая ценность, по мнению Сон, кроется в утешении и терпимости к партнёру. И неважно на сколько сантиметров он или она ниже заявленных идеалов и какой процент они платят по кредитной карте. Если когда-то чужой человек влюбляется в ваши проблемы и недостатки, закрывает глаза на явные заморочки и причуды — держитесь за него как можно крепче.
Большое преимущество фильма — его сценарий и способность Сон как автора писать живые и доступные диалоги. Три главных героя часто ведут себя не по канонам романтических историй, вызывают жалость и даже презрение. Несмотря на это, всё равно болеешь и сопереживаешь им, находишь в каждом отражение себя и своих знакомых. Культура дейтинга в последние годы достигла своего китчевого и нелепого пика, а люди стали собирательными образами. Так, идеальный богатей Гарри — это классический «единорог», а Джон превращается в того самого небрежного парня из бара с добрым сердцем и пустым кошельком. Выбор Люси и тема любовного треугольника здесь — абсолютно фоновая история. Настоящие чувства и эмоции кроются в светлых, но грустных разговорах, неловких шутках и сентиментальных монологах. Как и в «Прошлых жизнях», Сон любит и понимает людей, не гонится за одобрением зрителей, а просто констатирует факты. Никакого осуждения, принятие и отстранённый взгляд со стороны.
Дакота Джонсон уже давно доказала свои актёрские способности и часто снимается в маленьких, но драгоценных историях («Арахисовый сокол», «В ритме ча-ча-ча», «Незнакомая дочь»). Её героиня живёт в кинематографичном и шумном Нью-Йорке (давно этот город в чьем-то кадре не выглядел так красиво), как в своей стихии, бегает по улочкам Верхнего Ист-Сайда с сигаретой и пьет пиво с колой. Крис Эванс, так и не снявший проклятие фильмов Marvel, убедителен в роли простого работяги. Ему не привыкать играть парней неудачников, за жалостливыми глазами которого скрывается добрый и мечтательный энтузиаст («Одарённая», «Поезд на полвторого»). Педро Паскаль — полная противоположность Эванса, немного выбивается из этого трио. Возможно, так изначально и задумывалось, но часто происходящее с ним ощущается наигранным и карикатурным.
Местами действо может показаться неловким и забавным, но сомнений в том, что Селин Сон — чувственный и талантливый творец, возникнуть не должно. Это кино с большим и щемящим чувством безнадёжности и тепла. Не всегда же плакать, страдать и разбирать брачные истории на молекулы. Иногда хочется просто посмеяться над гнетущей реальностью, выбрать свой комфорт и перестать ждать одобрения от других. «Материалистка» не предлагает решений и запасных ходов, оставляя зрителя с противоречивым чувством: вроде всё хорошо, а вроде и нет. Наверное, так было и будет всегда, а подобные фильмы должны почаще напоминать об этом.