«Материалистка»: любовь в ритме Селин Сон

В прокат вышел второй фильм режиссёрки Селин Сон — «Материалистка». Её дебют «Прошлые жизни» стал настоящим инди-прорывом в 2023 году: две номинации на «Оскар» (включая категорию «Лучший фильм»), хвалебные отзывы с Сандэнса и Берлинале. В тот наградной сезон все стали называть Сон одной из самых многообещающих режиссёрок-дебютанток. Настолько все влюбились в это тихое и хрупкое кино, написанное самой Селин. Следующий карьерный шаг девушки пришлось ждать два года.

Ещё на этапе анонса проекта студия А24 уверенно начала позиционировать «Материалистку» как трогательную и наивную романтическую комедию с Дакотой Джонсон, Педро Паскалем и Крисом Эвансом. Однако, всё кажется простым только на первый взгляд. Разбираемся, какой получилась вторая работа режиссёрки, подающей большие надежды в маленьком кино. 

Люси (Дакота Джонсон) — уверенная в себе девушка, знающая все секреты успешных и, главное, работающих отношений. Она живёт в Нью-Йорке, трудится в перспективном агентстве Adore, где вместе со своими коллегами-свахами находит пары одиноким людям. Процедура интервью отточена годами и роботизирована до предела: возраст, рост, вес, этничность, количество волос на голове и денег на сберегательном счету волнуют клиентов больше всего. С тем, что внутри, разберёмся потом. Вопросы и запросы повторяются от человека к человеку, а поиск той самой половинки идёт по схеме «заполнить все ячейки в анкете». Никто не жалуется, ходит на свидания с подобранными партнёрами, а иногда дело доходит до женитьбы.

На одной из таких свадеб Люси случайно знакомится с братом жениха Гарри (Педро Паскаль), который одним только видом показывает свой достаток и лёгкое отношение к деньгам. Он — олицетворение человека, у которого есть всё. Этим вечером их столик обслуживает Джон (Крис Эванс) — официант с нереализованными мечтами об актёрской карьере и по совместительству бывший горе-партнёр Люси. Неожиданная встреча с двумя противоположностями заставит девушку пересмотреть свои убеждения, усомниться в идеалах своей, казалось бы, идеальной работы и, конечно, выбрать спутника. 

Может показаться, что фильм с таким синопсисом мог незаметно выйти в начале нулевых и стать частью коллекции незамысловатых и стереотипных романтических комедий. По крайней мере, именно так это кино выглядело на этапе трейлеров и постеров с узнаваемым дизайном и жанровым почерком. Но Селин Сон не была бы собой, если бы не копнула глубже и не препарировала феномен современных отношений, культуру неловких знакомств и выгодных свиданий в обёртке наивной и слезливой комедии. Фильму нужно немного времени, чтобы разогнаться и начать вести со зрителем серьёзный диалог об отношениях, основанных на взаимной выгоде. Где тот момент, когда любовь превращается в назойливый брак, и как не сойти с ума, учавствуя в этом социально одобряемом соревановании? Сон не даёт ответы на эти вопросы, но показывает местами грубый, саркастичный и горько-сладкий портрет современной любви. 

В какой-то момент героиня Дакоты Джонсон говорит, что секрет рабочей коммуникации между партнёрами — это чистая математика с расчётами, формулами и аксиомами (высокая не полюбит низкого, умный не заинтересуется глупой). Она уверена, что свидание и первые месяцы отношений — самый сложный этап, а сама любовь (когда она приходит) проста и безоговорочна. Ты любишь и не можешь ничего с этим сделать, в то время как встречи-знакомства требуют много времени, моральных сил и терпения.

Медленно, но верно во время просмотра фильма возникает ощущение, что от романтического общения между людьми не осталось живого и уязвимого места — сплошные сценарии, ожидаемые реакции и денежные ярлыки. Сон расчётливо констатирует нашу грустную реальность, сравнивает работу над отношения с обязанностями в морге или страховой компании. Важно проверять особенности товара на бирках и следить за условиями хранения. Так и бюро знакомств Люси наделяет клиентов материальными активами, убеждает их в долгосрочной помощи и продаёт им несбыточную мечту. На самом деле эти активы дешёвые и быстро заканчиваются — настоящая ценность, по мнению Сон, кроется в утешении и терпимости к партнёру. И неважно на сколько сантиметров он или она ниже заявленных идеалов и какой процент они платят по кредитной карте. Если когда-то чужой человек влюбляется в ваши проблемы и недостатки, закрывает глаза на явные заморочки и причуды — держитесь за него как можно крепче.

Большое преимущество фильма — его сценарий и способность Сон как автора писать живые и доступные диалоги. Три главных героя часто ведут себя не по канонам романтических историй, вызывают жалость и даже презрение. Несмотря на это, всё равно болеешь и сопереживаешь им, находишь в каждом отражение себя и своих знакомых. Культура дейтинга в последние годы достигла своего китчевого и нелепого пика, а люди стали собирательными образами. Так, идеальный богатей Гарри — это классический «единорог», а Джон превращается в того самого небрежного парня из бара с добрым сердцем и пустым кошельком. Выбор Люси и тема любовного треугольника здесь — абсолютно фоновая история. Настоящие чувства и эмоции кроются в светлых, но грустных разговорах, неловких шутках и сентиментальных монологах. Как и в «Прошлых жизнях», Сон любит и понимает людей, не гонится за одобрением зрителей, а просто констатирует факты. Никакого осуждения, принятие и отстранённый взгляд со стороны.

Дакота Джонсон уже давно доказала свои актёрские способности и часто снимается в маленьких, но драгоценных историях («Арахисовый сокол», «В ритме ча-ча-ча», «Незнакомая дочь»). Её героиня живёт в кинематографичном и шумном Нью-Йорке (давно этот город в чьем-то кадре не выглядел так красиво), как в своей стихии, бегает по улочкам Верхнего Ист-Сайда с сигаретой и пьет пиво с колой. Крис Эванс, так и не снявший проклятие фильмов Marvel, убедителен в роли простого работяги. Ему не привыкать играть парней неудачников, за жалостливыми глазами которого скрывается добрый и мечтательный энтузиаст («Одарённая», «Поезд на полвторого»). Педро Паскаль — полная противоположность Эванса, немного выбивается из этого трио. Возможно, так изначально и задумывалось, но часто происходящее с ним ощущается наигранным и карикатурным.


Местами действо может показаться неловким и забавным, но сомнений в том, что Селин Сон — чувственный и талантливый творец, возникнуть не должно. Это кино с большим и щемящим чувством безнадёжности и тепла. Не всегда же плакать, страдать и разбирать брачные истории на молекулы. Иногда хочется просто посмеяться над гнетущей реальностью, выбрать свой комфорт и перестать ждать одобрения от других. «Материалистка» не предлагает решений и запасных ходов, оставляя зрителя с противоречивым чувством: вроде всё хорошо, а вроде и нет. Наверное, так было и будет всегда, а подобные фильмы должны почаще напоминать об этом.

Читайте также:

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
DARK ALPHA тобынан кетті. Оған не себеп болды?
Ликбез
#общество
DARK ALPHA тобынан кетті. Оған не себеп болды?
Молодой казахстанец стал моделью IMG Models после вирусного ролика
Стиль
#мода
Молодой казахстанец стал моделью IMG Models после вирусного ролика
Стартовали съёмки сериала «Под контролем» — первого проекта Кинопоиска в Казахстане
Культура
#кино
Стартовали съёмки сериала «Под контролем» — первого проекта Кинопоиска в Казахстане
Игрок из Казахстана сможет представить страну на мировом финале Red Bull Tetris® в Дубае
Город
#события
Игрок из Казахстана сможет представить страну на мировом финале Red Bull Tetris® в Дубае
«Шын бақыт дегенің — ешкімге тәуелді болмау». Ғалымжан Молданазар
Культура
#музыка
«Шын бақыт дегенің — ешкімге тәуелді болмау». Ғалымжан Молданазар