Самая богатая женщина-мангака: как Румико Такахаси изменила аниме

Самая богатая женщина-мангака: как Румико Такахаси изменила аниме

За 21 век женщины навязали серьёзную конкуренцию мужчинам в «мужских» жанрах манги — сёнэн и сэйнэн: достаточно вспомнить «Истребителя демонов» Коёхару Готогэ и «Стального алхимика» Хирому Аракавы. Этот тренд ещё в 80-е годы задала Румико Такахаси — главная архитекторка современной аниме-культуры. Сейчас она самая богатая женщина-мангака и вторая самая богатая мангака среди женщин и мужчин в мире.

Абулхаир Жусупов рассказывает на примере четырёх произведений — «Несносных пришельцев», «Доходного дома Иккоку», «Ранмы ½» и «Инуяси» — как Румико Такахаси изменила мир манги и почему её работы актуальны даже спустя 40 лет.

Все ради манги

Urusei Yatsura' creator Rumiko Takahashi given knighthood | The Asahi Shimbun: Breaking News, Japan News and Analysis

Румико Такахаси родилась в 1957 году в семье зажиточной интеллигенции: семья владеет гинекологической клиникой три поколения. Её отец успевает заниматься врачебной практикой, писать хайку — традиционный японский жанр поэзии, и гохуа — классическая техника рисования тушью. Мать же работает домохозяйкой. Помимо самой Румико в семье ещё три ребенка. Поэтому она росла в тепличных условиях и имела большие перспективы с самого рождения.

Но Такахаси увлеклась мангой. Всё началось с детства, когда она таскала журналы старших братьев, в которых познакомилась с творчеством Осаму Тэдзуки и Фудзико Ф. Фудзио. В школе средних классах её внимание захватил Цуцуи — автор «Девочки, покорившей время» и «Паприки», вдохновивший её смешивать фантастику и буффонаду. Она успела нарисовать около 40 работ и отправить их в большие журналы: Weekly Shonen Sunday и Weekly Shonen Magazine, но всегда получала отказ.

Rumic World - Rumiko Takahashi - Long Interview

Из-за этого увлечения семья считала Румико разочарованием. Неодобрение семьи и постоянные неудачи подорвали веру юной мангаки в собственный успех, но она решила совершить последний рывок: попытать счастье в Токио, находившемся в 319 км от её родной Ниигаты. Поступив в Японский женский университет, она организовала манга-кружок, через который публиковала работы в студенческом журнале Bibitto.

В 19 лет Такахаси также одолжила у родителей 70 тыс. йен (с учётом инфляции — 660 тыс. тенге) на обучение у Кадзуо Коикэ — одного из авторов «Голго-13», самой долгой манги в истории. Именно Коикэ сказал самую важную фразу в жизни будущей мангаки:

Ты можешь стать профессионалом.

В течение 1976 года Румико дебютировала в журнале Pafu, выпускавшем работы студентов-непрофессионалов, устроилась иллюстратором в Weekly Shonen Sunday и стала ассистентом Умэдзу Кадзуо — первого хоррор-мангаки в истории. В 20 лет она была номинирована как «Лучший новый мангака» на престижной премии Shogakukan за ваншот «Kattena Yatsura». Он послужил основой для «Несносных пришельцев» — первой большой работы Такахаси.

r/uruseiyatsura - Shonen Sunday Covers! + extras

В то время мангака делила тесную квартиру в 13 кв.м. с другими сотрудницами журнала, и спала в шкафу из-за нехватки места. Объективных поводов верить в лучшее не было: «Несносные пришельцы» были запланированы всего на пять глав, не пользовались большой популярностью и целый год выходили нерегулярно, а редакторы не верили в успех манги, ведь женщины не писали сёнэны. Лишь упрямство и талант авторки помогли манге обрести лояльных читателей и выйти на регулярные рельсы. В 1979 году в возрасте 22 лет Румико Такахаси проснулась самой популярной женщиной-мангакой.

Расширение границ дозволенного

Love is Real — Ranma and Akane are so cute when they're blushing...

В библиографии Румико Такахаси выделяются четыре основные манги: «Несносные пришельцы», «Доходный дом Иккоку», «Ранма ½» и «Инуяся». Каждая из них задавала новые тренды в манга-среде и определяла аниме-культуру на годы вперёд. Особенно выделяются «Несносные пришельцы» и «Ранма ½», совершившие своеобразную романтическую и сексуальную революцию в среде японских комиксов.

«Несносные пришельцы» не первыми показали японским подросткам нарисованных девушек в купальнике. Но Румико Такахаси популяризировала частично-оголённое тело манге, по сути придумав фансервис. Современное аниме зашло куда дальше простого изображения женского тела в белье, но в конце 70-х это «вульгарный» внешний вид главной героини Лам, по мнению родителей, развращал и отвлекал мальчиков от их основных обязанностей: учёбы и помощи семье.

Внешний вид героини был лишь частью более крупной бомбы, которую случайно заложила Такахаси. Подросткам вскружила голову история о беззаветной любви красотки-инопланетянки к глупому и неуклюжему извращенцу. Лам создала эталон «девушки мечты»: красивой, умной, тактильной и верной. Из-за неё придумали термин «вайфу» (японское произношение «wife» — жена) — девушка, по которой фанатеет аудитория. Всеобщее помешательство на Лам создало отаку-культуру, то есть выделило фанатов аниме, манги и ранобэ в отдельную субкультуру.

Lamu - NamuWiki

В 1987 году другая манга уже 30-летней Такахаси — «Ранма ½» — заходит ещё дальше в заигрывании с мужской аудиторией. На этот раз главный герой — мастер боевых искусств, из-за проклятия превращающийся в девушку, когда на него попадает холодная вода. Подобный сеттинг создаёт подспорье для более радикального фансервиса, чем мангака активно пользуется: главный герой то и дело попадает в ситуации, когда оголяются женские части его тела.

«Ранма ½» не была первой, кто показал подросткам нарисованные оголённые грудь и ягодицы, но именно с неё жанр этти (японское произношение английской буквы H, обозначающей в Японии эротику) обособился от хентая, а эротика стала неотъемлемой частью визуального кода сёнэнов. Мангака также впервые поставит читателей перед дилеммой: можно ли возбуждаться при виде парня, хоть и в виде девушки. Для консервативной Японии 80-х подобный вопрос в поле мейнстрима создал задел на изучение границ сексуальной ориентации.

Ranma ½ manga fanservice compilation – Fapservice

Но вместе с этим, Такахаси дарит аудитории ещё одну «постыдную мечту»: придумает жанр гарем, в котором несколько героинь будут безоговорочно влюблены в главного героя. Подобные истории возникали и раньше, но после «Ранмы ½» их появится сотни.

Жанровая солянка

Art of Inuyasha

Такахаси всегда любила сочетать несочетаемое: слэпстик и трагедию, экшн и повседневность, трогательную романтику и безудержный эротический фансервис. Её также клонило в разные жанры: хоррор, исэкай, сайфай и слайс-оф-лайф. Благодаря этому многие её идеи опередили своё время и создавали новые жанровые конвенции.

«Несносные пришельцы» стали первым ромкомом среди сёнэнов, до этого состоявших преимущественно из роботов и экшна. Многие идеи Румико черпала из сёдзё — манги для девушек 12-18 лет. Но если в сёдзё закономерным было вести истории с женской оптики, то Румико смогла, хоть и не без стереотипов, поймать мужской взгляд той эпохи на юношескую влюблённость. Этим она разнообразила стагнировавший «мужской» жанр и показала, что парням тоже интересна романтика и повседневность.

Things I Love About Comics: Urusei Yatsura by Rumiko Takahashi — Sarah Horrocks

В «Доходном доме Иккоку», выходившем параллельно с «Несносными пришельцами» в 1980 году, 23-летняя Такахаси добралась до сэйнэна — манги для мужчин от 18 лет. Соответственно и градус серьёзности возрос многократно: место буффонады заняла драма о потере, а объективация женского тела уступила размышлениям о женской субъектности в патриархальном обществе. Поэтому видны чёткие пересечения между мангой Такахаси и сёдзё 70-х: усложнённый нарратив, психологизм и размышления о женской сексуальности.

Повседневный ромком о зарождающейся любви между юным парнем и молодой вдовой был особенно актуален для послевоенной Японии: большая часть женщин была домохозяйками, потерявшими мужей на войне. Уязвимое положение женщин продолжилось в 70-е годы, когда мужчины из-за переработок продолжили отсутствовать в их жизнях. Революционным решением Такахаси было вынудить главного героя конкурировать с мёртвым мужем, тем самым предложив мужской аудитории взглянуть на жизнь женщин под новым углом.

circling the drain of eternity

Взаимоотношения главных героев популяризировали в аниме-нарративе любовные треугольники, ставшие обязательной частью любой романтики на годы вперёд. Также Такахаси сделала частью мейнстрима и другой сюжетный троп — разницу и социальном статусе. Необычным стало то, что на этот раз именно мужчина оказался в уязвимом положении, так как его возлюбленная была хозяйкой дома, в котором он проживал. Но в отличие от других историй, «Доходный дом Иккоку» рутинизирует подобные отношения, а не пытается выжать из них драму.

В 1996 году 39-летняя Такахаси начинает выпускать «Инуяся» — историю про школьницу, попадающую в прошлое и случайно освобождающую демона Инуяся. Манга не была первой историей о попаданцах, но, находясь на рубеже веков, точно поймала тренд 21 столетия — исэкаи. Причём мангака не просто уловила запрос общества на эскапизм: она сделала главного героя самым сильным в мире и лоро-образующим персонажем мира. Эту идею подхватит автор «Подручного Луизы-Нулизы» — главного исэкай-ранобэ, с которого по сути началось засилье этого жанра в аниме.

The Beauty You Missed in Inuyasha: A Manga Ahead of its Years<br/> — sabukaru

При этом у Такахаси ещё получится создать первого парня-цундэрэ — агрессивного и заносчивого добряка в душе, вынужденного скрывать свои чувства по отношению к героине. Уже этот троп подхватит создатель «Торадоры», с которой начнётся бесконечная эпоха школьных повседневных ромкомов. 

Простота сюжета и портретирование Японии

Urusei Yatsura (2022) 2nd Season Episode 16 Discussion - Forums - MyAnimeList.net

Румико Такахаси умеет создавать понятные и простые хай-концепты в одно предложение, благодаря чему сохраняет пространство для маневра в любой момент сюжета. Это помогает мангаке совмещать горизонтальное и вертикальное повествование, то есть сделать из ситкома цельную историю. Такой подход создаёт одновременно повседневные серии, развивающие химию между героями, и общий сюжет, приводящий историю к логичному завершению.

При таком раскладе велик шанс потерять внимание читателя, поэтому весомую долю персонажных взаимодействий составляет абсурдная буффонада, мета-юмор и саркастичные диалоговые перестрелки. Такахаси умело совмещает скабрезные шутки с отсылками на японскую поп-культуру, создавая дополнительный слой иронии и по сути перепридумывая диалоговую комедию. Мангака — одна из первых, кто вывел выдуманных персонажей из кокона собственного мира, связав его с реальностью аудитории.

В «Несносных пришельцах» каламбуров и отсылок на японскую поп-культуру и фольклор было так много, что фанаты аниме-экранизации даже завели сайт, где объясняют каждую шутку и отсылку во всех 195 сериях аниме-экранизации. Благодаря такому обилию культурных следов, по работам Румико можно зафиксировать изменения в жизни и быте японцев с 70-х по 90-е.

Например, «Несносные пришельцы» показывали стереотип семьи среднего класса конца 70-х: частный дом в традиционном стиле, работающий ворчливый отец, добрая мать-домохозяйка и молодой парень, не задумывающийся о своём будущем. Тут же видны зарождающиеся проблемы общества: высокие темпы урбанизации и подъем в экономике косвенно создают в обществе запрос на безусловную любовь из ниоткуда, так как у людей всё меньше возможностей, сил и времени знакомиться и строить отношения.

Inuyasha Creator Rumiko Takahashi's True Masterpiece Is Maison Ikkoku

Тоже самое касается и «Доходного дома Иккоку», вскрывающего табу на поиск новой любви после брака, и «Ранмы ½», взламывающей маскулинные нормы общества, буквально делая из мастера боевых искусств девушку. А «Инуяся» показывает откат к традиционным ценностям, поискам ответов в собственной истории и эскапизму. Такахаси раз за разом высмеивает грубую маскулинность и токсичную зависимость девушек от главных героев, но эта оптика выветрилась из читательского восприятия.

Богатство

r/uruseiyatsura - Shonen Sunday Covers! + extras

Ни одна из манг Такахаси не входит в топ-10 самых продаваемых: самая продаваемая манга — «Ранма ½» — была распродана 55 млн копий, из-за чего занимает лишь 40-е место в числе самых продаваемых манг за всю историю. У остальных крупных её работ дела не лучше: «Инуяся» — 50 млн, «Несносные пришельцы» — 35 млн, «Доходный дом Иккоку» — 25 млн. Но даже этих четырёх произведений достаточно, чтобы собрать тираж в 165 млн копий — это больше, чем у «Истребителя демонов», «Атаки титанов», «Блича», «Невероятных приключений ДжоДжо» и многих других.

Всего Румико Такахаси написала семь больших циклов, сборник коротких историй, ещё 57 коротких историй на 1-3 тома и восемь додзинси — манга-фанфиков. Подобная продуктивность стала одним из главных причин её богатства среди коллег: общий тираж её произведений превышает 230 млн копий — это больше, чем у «Слэм-данка» и почти столько же, сколько у «Наруто». Но удивительно другое: мангака была безумно популярна в США. Это связано с тем, что её манга оказалась среди первых, которые решили перевести на английский Viz Media — будущий монополист в сфере дистрибуции манги и ранобэ.

Причины богатства Такахаси просты: она получает роялти с продаж томов манги и использования её интеллектуальной собственности при создании мерча и переизданий экранизаций. Благодаря этому, по разным оценкам её состояние оценивается в 60-70 млн долларов. До своей смерти её ближайшим конкурентом с $55 млн был Акира Торияма — автор «Драконьего жемчуга». Выше неё в рейтинге располагается недосягаемый Эйитиро Ода: состояние автора «Ван-писа» превышает $200 млн. Среди женщин с Такахаси может посоперничать только Хирому Аракава: создательница «Стального алхимика» обладает $10-15 млн.

Чтобы понимать, насколько были популярны работы Такахаси, надо взглянуть ещё и на японские тв-рейтинги: «Несносных пришельцев» и «Доходный дом Иккоку» смотрело не менее 19% всех зрителей Японии — это больше, чем когда-либо было у «Наруто», «Ван-писа» и прочих популярных аниме. «Ранма ½» демонстрировала рейтинги не ниже 10%, конкурируя за внимание зрителей с «Драконьим жемчугом» и «Красавицей-воином Сейлор Мун». «Инуяся» с 14% зрителей в среднем была вынуждена делить фокус аудитории с «Ван-писом», успевая обходить «Наруто», «Крутого учителя Онидзуку» и «Покемонов».

Влияние

My Rumiko Takahashi collection 🎉 : r/MangaCollectors

О влиянии Румико Такахаси лучше всего расскажет список авторок, появившихся в сёнэне и сэйнэне до и после неё: до 1978 года в сёнэн-журналах публиковалась лишь три девушки, после неё десятки, если не сотни новых художниц. Более того, она повлияла на артистов за рубежом: Брайан О’Мэлли выделял «Ранму ½» в числе работ, которыми он вдохновлялся при создании «Скотта Пилигрима», а Доми Ши назвала «Ранму ½» и «Инуясю» одними из главных произведений, повлиявших на её режиссёрский дебют — «Я краснею».

Экранизации работ Такахаси помогли также дебютировать многим аниме-режиссёрам: Мамору Осии и Кадзуо Ямадзаки в «Несносных пришельцах», Наоюки Ёсинаге в «Доходном доме Иккоку». Манга «Ранма ½» сделала звездой редактора Такаси Нагасаки — одного из авторов культового «Плутона» Наоко Урасавы; а «Инуяся» запустила карьеру другого редактора Сюхо Кондо — продюсера «Моба Психо 100» и «У Коми проблемы с общением».

LumSquad on X: "Happy 40th anniversary to Urusei Yatsura: Beautiful Dreamer! 💖 Mamoru Oshii's swan song as the UY anime's director, the film brilliantly uses the series' characters and world to explore

Сейчас читать и даже смотреть истории Румико Такахаси сложно: её комедия морально устарела, рисунок не обладает достаточным уровнем детализации, а сюжеты кажутся банальными. Недавние ремейки «Несносных пришельцев» и «Ранмы ½» спасают визуальную и сценарную части: они бодрее по темпоритму, лишены ненужных филлеров и выделяются более яркой анимацией и рисунком. Но им также сложно конкурировать с главными современными комедиями: уступают и в разнообразии приёмов, и в эффекте неожиданности.

Но устаревание работ Такахаси лишь означает их огромное влияние на современную аниме-культуру. Без них не было бы сёнэн-ромкомов, мета-юмора и бодрых лёгких историй, умело совмещающих трагедию, комедию и романтику в одном виде. Возможно, не всё наследие мангаки — положительное: после неё сексуализация и объективация женского тела вышла на новый пик, а фансервис часто стал служить главным объектом интереса аудитории.

Lum at Oizumigakuen Station : r/uruseiyatsura

Появились многими нелюбимые гаремники, исэкаи, любовные многоугольники, а самое главное — она предвосхитила тренд на школьную романтику. Но благодаря мангаке мы можем понять, какой была Япония тех лет: что интересовало страну, чем она жила и почему её поп-культура так сильно отличается от всех остальных. В 2018 году Румико Такахаси наконец-то включили в Зал славы Уилла Айснера — самую престижную премию в комикс-индустрии. Она соседствует с великими авторами: Осаму Тэдзукой, Мото Хагио, Кацухиро Отомо, Хаяо Миядзаки, Кэйдзи Накадзавой, Госэки Кодзимой и её учителем Кадзуо Коикэ.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
«Дарақы фильмдердің авторлары ойланатын кез келді». Дубляж режиссері Шах-Мұрат Ордабаев
Культура
#кино
«Дарақы фильмдердің авторлары ойланатын кез келді». Дубляж режиссері Шах-Мұрат Ордабаев
Церемония «Грэмми» 2026 объявила новые категории и дату проведения
Культура
#музыка
Церемония «Грэмми» 2026 объявила новые категории и дату проведения
DARK ALPHA тобынан кетті. Оған не себеп болды?
Ликбез
#общество
DARK ALPHA тобынан кетті. Оған не себеп болды?
«Материалистка»: любовь в ритме Селин Сон
Культура
#кино
«Материалистка»: любовь в ритме Селин Сон
Молодой казахстанец стал моделью IMG Models после вирусного ролика
Стиль
#мода
Молодой казахстанец стал моделью IMG Models после вирусного ролика