Салли Руни: политизированная Джейн Остин миленниалов…и зумеров тоже 

Салли Руни – писательница из Ирландии, которая выпустила «Разговоры с друзьями», «Нормальные люди» и «Прекрасный мир, где же ты», полюбившиеся миллионами людей. Первые два произведения были экранизированы, а 40 000 бумажных копии третьей были распроданы в первые пять дней продаж в Англии. Писательница в своих книгах исследует честность, влияние социальных структур на взаимоотношения и идентичность молодёжи в умирающем мире. И за это её чертовски любят те, для кого 25 лет ближе, чем 16.

Аруна Садыбекова рассказывает, почему книги Салли Руни так полюбились 25-летним читателям.

Больше не подростки

Фильмы о взрослении обычно заканчиваются выпускным в школе, но Салли Руни показывает, что происходит дальше. Возраст в основных сюжетных линиях – двадцать один, а место действия – кампус университета. В своих интервью она говорит, что пишет о молодых людях, только начинающих познавать себя, поскольку это единственная жизнь, которую она знает сама.

«Разговоры с друзьями» были написаны Салли во время её обучения в Тринити Колледже в Дублине, месте учебы её персонажей. Она знает, где они гуляют, что они едят и какими себя чувствуют в академической обстановке среди очень разных людей. Это позволило сформировать честные истории написанные «одной из нас», а не спустя тридцать лет со взглядом назад.

Писательница отлично передаёт ощущение неуверенности в новом месте, неловкость, тревожность, стремление к независимости и внутренний трепет. Самое главное, что делается это ненавязчиво, ведь у её персонажей нет арки героя, захватывающего сюжета или непреодолимых препятствий, которые герои смогли бы победить. Они просто есть. Они существуют вне большой картинки, погруженные в макро обыденность. Такие истории по-настоящему освежают тех детей, которые выросли на книгах о спасении страны, мира и великих свершениях, но обнаружили себя в мире, где утрачены привычные моральные ориентиры и никто не мечтает стать космонавтом. Хоть Салли Руни и не предлагает ориентир по новой реальности, но наглядно показывает попытки других найти свой путь.  

Класс, гендер и власть

Когда двое людей лежат в постели, никто не думает о социальных структурах. Но они есть и такие структуры как класс, гендер и власть формируют эти отношения»,– цитата Руни, которая идеально раскрывает нить, соединяющую её работы.

Писательница не верит в аполитичность любви, дружбы и других взаимоотношений. Чувства её персонажей не обусловлены только абстрактным и высоким, но и последствиями провальных институтов, определяющих, кому с кем комфортно, а кто оказывается подавленным в динамике отношений.

Сама Салли Руни – марксистка, и это ещё одна причина почему её книги преуспели в портрете молодёжи в современных капиталистических реалиях. Её персонажи страдают от надобности бессмысленной работы вместо занятий поэзией или получают выгоду и одобрение в глазах остальных через осуждение того же капитализма в около интеллектуальных кругах. Она признаёт привилегии, буржуазность и непотизм, точно также как признаёт псевдоактивизм и постоянное выгорание от столкновения с несправедливостью.

Во вселенной Салли Руни климатические изменения, миграционный кризис, гендерное неравенство, поляризация нравственности – не просто инструменты для видимости политкорректности, неуклюже вставленные в диалоги героев или сделанные для того, чтобы добавить им комплексность. Они являются неотъемлемой частью реальности, в которой живут её персонажи и ничего из вышеперечисленного не выглядит там вульгарным (как и в современной реальности).  

Критика

Писательницу и её работы критикуют за подход, маркированный как «белый активизм», где признание классовых и других социальных диспропорций считается недостаточным без активной борьбы персонажей за справедливость или явной критики социальных структур.

Также книги Салли Руни осуждают за отсутствие определённого сюжета и увлечение маленькими рутинными занятиями персонажей, которые слишком незначительны, чтобы из них строить историю; секс через каждые пять страниц и грустные недомолвки каждые две.

Однако Салли Руни не берёт на себя роль обличительницы всех неверных и навигатора по поиску правды, как это делается во многих произведениях. Её книги о маленьких жизнях маленьких людей – это попытка честно взглянуть на сложность повседневного человеческого бытия. На это она тонко отвечает в своей последней книге «Прекрасный мир, где же ты», где одна из главных героинь, тоже писательница, и раздумывает над тем, «как писать о чём то великом и большом, если заботит меня то, что я делаю каждый день».  

Заключение

Неудивительно, что книги Салли Руни обрели успех среди молодых читателей, ведь её работы представляют собой зеркало современности, позволяя читателям почувствовать себя нормальным. Её книги не загружены героическими элементами и вдохновляющими сценами, но они также заполнены своеобразными увлекательными историями: диагностика эндометриоза, повседневная дереализация, роман с женатым мужчиной, работа в кафе и нежелание об этом рассказывать своей подруге из более богатой семьи. Эти моменты придают книгам Салли особую ценность, делая наблюдение за повседневной жизнью героев не менее увлекательным, чем за эпическим сражением против зла.  

Молодёжь, чувствующая себя потерянной в умирающем мире находит в её произведениях комфорт – иногда просто достаточно знать, что кто-то этот умирающий мир признал (и написал о тонкостях жизни в нём).

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Жарқ еткен GloRilla жұртты несімен баурап алды?
Культура
#музыка
Жарқ еткен GloRilla жұртты несімен баурап алды?
Идём на бесплатные кинопоказы от Alternativa Film Project в Алматы
Город
#события
Идём на бесплатные кинопоказы от Alternativa Film Project в Алматы
«КЛИНОК, РАССЕКАЮЩИЙ ДЕМОНОВ»: спорный чертвёртый сезон с хорошим финалом
Культура
#кино
«КЛИНОК, РАССЕКАЮЩИЙ ДЕМОНОВ»: спорный чертвёртый сезон с хорошим финалом
«Головоломка 2» стала самым кассовым анимационным фильмом в истории
Культура
#кино
«Головоломка 2» стала самым кассовым анимационным фильмом в истории
STRAY KIDS ATE BUT STILL HUNGRY
Культура
#музыка
STRAY KIDS ATE BUT STILL HUNGRY