Почему гафер — недооценённая профессия на съёмочной площадке

Почему гафер — недооценённая профессия на съёмочной площадке

Гафер на съёмочной площадке отвечает за свет, но сам часто остаётся в тени даже среди коллег. Поговорили с гафером Саяном Ильясом, который рассказал нам о самой большой боли профессии и поделился своим фотопроектом GED.

Ползущие по технике ярко-оранжевые провода, напоминающие тем самым корни дерева. Яблоко и цветок, созданные 3D-принтером, как символ чего-то живого в монохромном мире, где существуют только одни оранжевые акценты. Это проект коммерческого гафера из Алматы — Саяна Ильяса, который хотел подчеркнуть незаметность своей профессии не только для клиентов — людей сторонних, но даже для коллег по съёмочной площадке.

 

Мы поговорили с Саяном о том, почему их категорически важная работа часто опускается, чем вообще занимается гафер и как развивается креативная индустрия в Казахстане. 

Гафер — это кто?

О работе без шуток и со всей серьёзностью — именно такой подход демонстрирует Саян с первых минут нашего разговора. Начинаем, конечно, с азов — кто же этот персонаж на площадке, руководящий светом? 

И сразу сравниваем его с советским бригадиром осветителей. Именно так называли людей в советской системе, которая и сейчас применима на современных проектах. Это специалист, отвечающий за работу осветительного оборудования на съёмочной площадке. 

Слово «гафер» же пришло из американской киноиндустрии. Разница, как объясняет Саян, заключается в зонах ответственности: если бригадир осветителей часто отвечает только за свет в его техническом аспекте, то у гафера творческая прерогатива намного выше — он может влиять на картинку напрямую. Поэтому гафер совмещает в себе задачи и бригадира осветителей, и художника по свету. 

Внутри съёмочного коллектива работа гафера самым тесным образом связана с потребностями оператора-постановщика – они работают вместе. Гафер отвечает за департамент света, в котором иерархия выглядит таким образом: после главы киноцеха, самого гафера, идёт бест бой электрик – он должен знать всё, что должен знать гафер и также всю техническую часть. Электрик также находит творческие решения проблемы, но не в плане концепта, а в плане картинки: как поставить и настроить источник света так, чтобы результат соответствовал представлениям гафера.

Спарки, они же «светики» – ребята, которые выполняют поручения электрика, среди них есть оператор генератора, который также должен знать техническую часть по коммутации. Следом идут грипы – различные техники, отвечающие за крепления, краны, штативы и так далее. 

Гафер в киноиндустрии

Гаферов, по мнению Саяна, в отечественной киноиндустрии достаточно, а всё потому что казахстанский рынок микроскопический. 

Такое ощущение, что у нас завод фотографов и операторов. Когда дело доходит до тех, кто держит камеру, то у нас действительно нет проблем — всегда лучшая операторская работа на всех фестивалях. Между тем, режиссёрская работа слабая, опыта у них мало, нет протоколов, правил, зато есть овертаймы и косяки. Сценаристов тоже практически нет качественных. Рынок маленький, из-за этого продукт на выходе получается плохим, а понимания других позиций у людей нет — все знают кто такой фотограф, оператор, а стилисты, визажисты, кастинг-директора, хореографы съёмок и другие позиции, которые действительно могут спасти съёмку, остаются в тени. Из-за этого бюджет на них не выделяется», – говорит Саян. 

В целом это нормально, что клиент не знает о гаферах, отмечает он. Ему о них и других позициях должны говорить режиссёр и продюсер, именно они должны объяснять клиентам, чтобы закладывался бюджет. 

Но они часто этого просто не делают, ведь порой такого понимания нет и у режиссёров, которым в большей степени нужны те, кто даёт картинку, и люди, ответственные за свет. Первыми обычно выступают операторы, а вторых они просто называют “светиками”. При этом работа у гаферов начинается намного раньше, чем наступает день съёмок. 

В идеале гафер должен приехать на освоение за несколько дней, чтобы провести коммутацию, замерить свет, оценить цвета, понять как на локации падает солнечный свет. После ему пересылают референс или объясняется, какая картинка должна быть в итоге. В день съёмок департмент света приезжает и начинает выстраиваться. 

Гафер и главная боль в профессии 

Между тем, популярность профессии среди молодых специалистов остаётся низкой. Одна из причин – низкая оплата труда: смена светика в Казахстане в коммерции, а это в среднем 12 часов работы, стоит 30 тысяч тенге. 

Основная боль исходит из бюджета. Был бы бюджет, люди не боялись нырять с головой в профессию. Все знают, что оператору, фотографу, режиссёру всегда заплатят, остальные же – так, могут побыть волонтёрами», – считает Саян.

Другой момент – профессия ещё и просто мало кому интересна:

Было время, когда я обучал этому делу. И когда ребята узнали, что мы на съёмку можем привезти 700 кг техники, то очевидный вопрос – кто её таскать будет? Всей командой. А режиссёром ведь удобно сидеть с камерой в кресле. Такая работа (работа гафера – прим. ред.) важная, тяжёлая, неблагодарная, но она мне нравится. Бывали ситуации, когда я на освоение приезжал раньше, чем было решено кто будет снимать проект»

При этом, даже у людей в индустрии, кто хотя бы знает и понимает чем занимается департамент света, сформировался такой образ о гафере, что это «возрастной перегоревший мужик, постоянно недовольный, в любое свободное время пытающийся выйти и покурить сигарету». Причём, такие предубеждения распространены в нашей отечественной киноиндустрии, тогда как в США гаферами спокойно могут стать даже женщины, несмотря на то, что это достаточно тяжёлый физический труд. 

Иногда на площадке можно столкнуться и с некой формой дедовщины. Саян рассказывает, что сам он сталкивался с эйджизмом – в среде, где возраст коллег как правило переваливает за сорок, молодым ребятам приходится не всегда легко. 

А ещё тебя начинают кидать в блок, потому что ты на этой сцене становишься такой “выскочкой”, когда начинает расти узнаваемость, – делится Саян. Он объясняет, что сам обнаружил к себе такое отношение, когда начал продвигать себя в инстаграме и забрал свободный, что удивительно, юзернейм gaffer.kz. – После этого люди начали называть меня едиснтвенным гафером в Казахстане. Я не единственный, я просто один из немногих, кто занялся своим инстаграмом».

Это можно назвать ещё одной причиной того, почему гаферы так незаметны: они просто плохо представлены в социальных сетях. Но с другой стороны, отмечает Саян, это и показатель их востребованности, ведь гафер, заваленный работой, заниматься инстаграмом вряд ли будет.

 

Как попал в профессию

Сам Саян до того, как стал гафером, был фотографом. Причём фотографии учился самостоятельно – для него было важно не подобрать чей-то стиль, так же и работе со светом на площадке.

 

 

Я писал гаферам, просился на практику, ходил на съёмку к друзьям. В какой-то момент я продал квартиру и купил технику – я твёрдо знал, чем буду заниматься, и так я собрал полный пакет продакшена на любые съёмки.

Когда сам занимался фотографией на съёмках с друзьями понял, что на площадке не может быть два фотографа, и я говорю, давай помогу со светом. Народ запомнил, что меня можно позвать на такую позицию и в какой-то момент это превратилось в коммерческую работу. Уже потом я доучивался и смотрел, как кто работает. Просился в ренталы, департаменты света, но никто не хотел брать».

При этом Саян прекрасно понимал как работает свет, благодаря своему техническому образованию. Так его карьера как гафера пошла в гору. 

В своём фотопроекте Саян как раз таки хотел показать, как видит свою профессию. 

У меня почти всё снаряжение оранжевого цвета, это мой любимый цвет. Во время съёмок часто замечал, как прикольно выглядят эти акценты. Однажды, когда мы говорили о фотографии с моим другом, он спросил меня не надоело ли снимать просто красивых девушек. “Это же легко”. Это был момент, когда мне бросили вызов и надо было проверить: у меня хорошая фотография или хорошая модель. Он предложил снять то, что больше всего нравится. Я понял, что люблю технику. И вот так получился мир, в котором живые только источники света и провода»

Молодым гаферам я бы посоветовал начать с фотографии – фотографировать самому. Если хорошо поставлена картинка, то уже можно переходить к свету. Если хочешь скипнуть это, то нужно нарабатывать академические знания базовые – что такое работа со светом и тенью.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
love and Deepspace: как я поиграла в отомэ-игру в 2024 году
Культура
#интернет
love and Deepspace: как я поиграла в отомэ-игру в 2024 году
Концерты Ayau и Scorpions, фестивали «Юность» и YHYAQ: куда сходить в мае
Город
#события
Концерты Ayau и Scorpions, фестивали «Юность» и YHYAQ: куда сходить в мае
«Ашық теңізде»: Maqal Production ұсынған абсурд комедия
Город
#события
«Ашық теңізде»: Maqal Production ұсынған абсурд комедия
Песочные часы и кусок льда: самые интересные образы Met Gala 2024
Стиль
#мода
Песочные часы и кусок льда: самые интересные образы Met Gala 2024
Седьмой сезон EURASIAN FASHION WEEK стартует в Алматы
Стиль
#мода
Седьмой сезон EURASIAN FASHION WEEK стартует в Алматы