Основоположником тренда стал лондонский рэпер Central Cee: конце ноября он выложил в соцсеть ролик, где был одет в подобный свитер и слаксы со стаканом матчи в руках. Образ стал неожиданным для артиста, который всегда отдавал предпочтение спортивной одежде, в частности линейке Nike Tech Fleece, кроссовкам, дюрагу и кепкам, изредка появляясь в мешковатых джинсах.
@centralcee♬ original sound – ethan10sinclair
Реакция интернета была незамедлительной: если одни сокрушались, что Cench предал Nike Tech, променяв его на свитер quarter zip, то остальные расценили новый образ рэпера как отличную возможность для старта нового тренда.
@whois.jason @Richdafifth life different when u gotta quarter zip #matcha #quarterzip #performative #niketech ♬ original sound – Jason Gyamfi
В англоязычных странах такой стиль часто связывают с мужским архетипом finance bro, который иронично приписывают молодым мужчинам, работающим в сфере финансов и демонстрирующим характерный стиль поведения, внешности и мышления. Обычно это представители среднего класса, обитающие на Уолл-стрит или в Дубае, придерживающиеся культа успеха и склонные к правым взглядам. Их уверенность часто переходит в самодовольство.
Архетип finance bro сам по себе не является политическим, но вокруг него часто формируется определённая культура, которая пересекается с маносферой и, соответственно, ассоциируется с присущими ей установками в отношении женщин, политики и общества.
В Казахстане аналогом finance bro являются «вип-казахи». Им также присущ ряд отличительных атрибутов: тот же бизнес-кэжуал — полузамки и лоферы Loro Piana, Toyota Camry, посиделки в кальянных и плейлист из песен V $ X V PRiNCE и Jah Khalib. Как и их зарубежные «коллеги», вип-казахи придерживаются консервативных взглядов, среди которых романтизация доминирующей мужской роли, критика феминизма и предпочтение «традиционных» моделей семьи.
@kkszhv frfr #fyppppppppppppppppppppppp ♬ оригинальный звук – Timonchik standoff😎😎😎🤑🤑🤑
Популярность тренда на свитер с застёжкой-молнией можно объяснить по-разному. С одной стороны молодые люди хотят показать, что они повзрослели и стремятся выглядеть солиднее в соответствии с возрастом. С другой — многие воспринимают тренд иронично, реагируя на различные классовые и расовые стереотипы: зачастую finance bro — это белые мужчины из благополучных семей, а тренд quarter zips and matcha вирусится среди чернокожих парней и этнических меньшинств в США и Европе.
При этом положительным результатом тренда можно назвать устаревание стереотипного отношения мужчин к внешности: теперь не стыдно следить за собой, выглядеть аккуратно и ухоженно. Не стрёмно покупать и матчу, которая, как бы абсурдно это ни звучало, считалась «женским» напитком.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
В чём бы не крылась популярность роликов, одно можно сказать точно: спрос на свитера в ZARA вырос стократно. Крупнейшие дома мод, среди которых Chanel и Miu Miu, тоже не отстают от интернет-тенденций, предлагая люксовые варианты вирусного силуэта.