Листая тиктоки или рилсы, вы наверняка хотя бы раз натыкались на ролики, в которых качественные декорации резко контрастируют с нелепым сюжетом и низкопробной актёрской игрой. В первые же секунды их герои попадают в странные ситуации, а каждый последующий сюжетный поворот оказывается неожиданнее предыдущего. Непостижимым образом зацепив внимание, эти клипы затягивают и не дают пролистнуть ленту дальше.
Веб-сериалы вертикального формата захватывают видеоплатформы с 2021 года: обрываясь на самом интересном моменте, рекламные отрывки заставляют пользователей переходить по ссылке в магазин приложений, скачивать их и погружаться в мир микродрам, предлагающих контент на самый разный вкус. Среди них мафиозные боссы в поисках суррогатных матерей для рождения наследника, вервольфы и вампиры, браки по расчёту, школьные истории про заучку и капитана футбольной команды и тысячи других клишированных сюжетов, которые стали смесью бульварных романов, мыльных опер и творчества WattPad.
Впервые зародившиеся ещё в 2013 году на китайской платформе Youku Tudou, сериалы дуанжу (duanju, 短剧) со временем перекочевали в TikTok и захватили публику своей доступностью, интригующим сюжетом и удобством: специально снятые для просмотра на мобильных устройствах, они состоят из 30-50 серий длительностью от 1 до 3 минут, что позволяет закончить весь сериал в среднем за час-полтора. Самые популярные платформы — Hongguo, Dramabox, ReelShort и CandyJar, которые дают возможность смотреть микродрамы бесплатно за рекламу, покупку валюты или по подписке.
Растущие масштабы
Рынок вертикальных сериалов растёт стремительно: согласно свежему анализу Media Partners Asia, доходы от микродрам в Китае выросли с $500 млн в 2021 году до $7 млрд в 2024 году и, как ожидается, превысят $16,2 млрд к 2030 году при совокупном годовом темпе роста 11,5%. При этом за пределами Китая мировой рынок индустрии принёс $1,4 млрд в 2024 году и, по прогнозам, достигнет $9,5 млрд к 2030 году со среднегодовым темпом роста 28,4%.
Внутренняя кухня
Что касается стоимости производства, то создание вертикальных драм в среднем составляет от $100 000 до $250 000 за весь проект. Конечно, это дороже, чем создание контента для социальных сетей, но гораздо дешевле, чем съёмки полноценных стриминговых шоу, в которых стоимость одного эпизода может исчисляться миллионами. Зато количество просмотров порой может дать фору целому ряду популярных тайтлов: так, мини-сериал «Как приручить серебристого лиса» приложения ReelShort набрал 356 млн просмотров, что почти в четыре раза превышает аудиторию второго сезона «Одних из нас» от HBO.
Другим аспектом микродрам являются возможности для начинающих кинематографистов и актёров: первые могут набираться опыта в сценарном искусстве и режиссировании, а вторые — пробовать себя на площадке и собирать портфолио. Гонорар тоже достойный: в сутки актёры вертикальных сериалов зарабатывают от $200 до $500. Помимо преимуществ достойной оплаты и работы в Лос-Анджелесе, микродрамы могут предоставить задействованным лицам относительную анонимность (имена актёров и всей съёмочной команды в титрах не указываются), а это значит, что главная роль в глуповатом сериале вряд ли сильно испортит репутацию в начале актёрской карьеры.
Что касается голливудского профсоюза SAG-AFTRA, сейчас гильдия сохраняет нейтралитет в отношении развивающейся отрасли, сообщает Deadline. Однако представители профсоюза не исключают сотрудничество со студиями вертикальных сериалов, если те заинтересованы в работе с их членами.
Фото: npr
Почему от них не оторваться
Эскапизм, запретные фантазии, guilty pleasure и удобный формат — вот секрет успеха мини-драм. Постоянные клиффхэнгеры не дают зрителю прекратить просмотр, заставляя тратить деньги и погружаться в новые истории. Среди преимуществ пользователи сериальных приложений отмечают быстрое привыкание к персонажам, гарантированную развязку и уверенность в получении счастливого финала.
Другой причиной аудитория называет неудовлетворённость тенденциями современного рынка кинематографа: в последние годы крупные студии редко снимают ленты в жанре романтики, поэтому микродрамы стали для зрителей отличной альтернативой. Да и качество вертикальных шоу действительно оказывается довольно хорошим: актёры выглядят приятно, играют сносно, градус драмы выдержан в нужном ключе, а декорации — ничем не хуже проектов от CW.
Вывод
Конечно, вертикальные сериалы вряд ли полноценно заменят полноформатные многосерийные шоу, однако наблюдать за развитием многообещающего направления современной индустрии развлечения действительно интересно. Остаётся ждать, какими ещё невероятными сюжетами будут удивлять зрителей эти студии.