TUZAQ: играем в первую казахстанскую игру в жанре визуальной новеллы

В середине прошлого месяца в раннем доступе появилась первая визуальная новелла, созданная казахстанскими разработчиками Uaqyt Maсhine при участиии 7DOTS. На первый взгляд, Tuzaq – это красивый эпос, рассказывающий об одной из самых тяжёлых страниц в истории казахского народа – о Казахско-джунгарской войне. Однако чем больше я листала новеллу, тем быстрее во мне росло желание её закрыть, несмотря на достойную рисовку и интересный выбор сеттинга. Рассказываю, почему. 

Визуальные новеллы, как жанр компьютерных игр, впервые возникли в Японии. Их можно назвать подвидом текстового квеста, в котором зрителю рассказывается какая-то история (чаще именно романтической направленности) при помощи статичных или анимированных персонажей и звукового сопровождения. Мы уже упоминали визуальные новеллы в нашем материале об отомэ-играх нового поколения. 

В русскоязычном пространстве самым популярным сборником таких визуальных новелл можно считать игру «Клуб романтики», разработанную молдавской компанией Your story interactive в 2018 году. По мотивам игры выпущено даже несколько книг. Сами разработчики «Клуба романтики» предпочитают называть игру интерактивной книгой-симулятором. 

Сюжет, как и отношения с выбранным партнёром, в таких играх может развиваться нелинейно – в зависимости от выбора пользователя, который чаще всего играет за главный женский персонаж. Геймплея как такового в подобных играх нет, так как всё, что нужно делать игроку – это нажимать на кнопку, чтобы решить, что сказать или что сделать.

Хоть визуальная составляющая играет огромную роль, куда более важным компонентом визуальной новеллы, конечно, является текст, начиная от построения диалогов между героями и заканчивая общим сценарием. Если кривой дизайн ещё можно простить, то плохой текст – нет.

Казахстанских визуальных новелл, да ещё и написанных в декорациях Казахского ханства, я не припомню, поэтому за выходом Tuzaq в ранний доступ я внимательно следила. Высокие ожидания наточили ещё и очень красивые стиллы – дизайн персонажей, их одежды, фоны, то ли действительно нарисованные художниками, то ли созданные ИИ, хочется разглядывать и разглядывать. И вот, середина июля – выход в свет. Я покупаю игру.

Сюжет

События Tuzaq разворачиваются в 1715 году – в самый разгар Казахско-джунгарской войны, когда на востоке назревает ещё и ойрато-маньчжурское столкновение, а на казахские аулы всё ещё совершаются кровавые набеги джунгар. В одном из таких погибает бабушка главной героини – 15-летней Айсары. Эта потеря заставляет подростка встать на путь мести и примкнуть к ойратским силам вместе со своим младшим братом Джейраном.

Главная супергероиня

Айсара – противоречивый персонаж, понять которого у меня так и не получилось. Несмотря на то, что Tuzaq – это визуальная новелла, она сильно отличается от подобных ей в этом сегменте. Акцент сделан не на построении романтических отношений, а на пути Айсары к мести за смерть своей бабушки и поджог всего аула. Вот тут и возникают первые вопросы. 

Айсара стремится к отмщению, но всё ещё остаётся ребёнком, однако авторы представляют пользователям её персонаж не просто как главную героиню, а как главную супергероиню. Она может всё: воспитанная в традиции еркекшора, она стремится попасть в ополчение к Богенбай батыру, умело скачет на лошади, разбирается в политике, шпионит, охотится на дичь, может спасти человека с оторванной рукой, ничего не зная о медицине. Да что там – Айсара спасла жизнь двухсот солдат за день! Выдающийся талант.

Вместе с тем, мы сами можем выбирать как именно свершит свою месть Айсара, ведь игра поделена на несколько зон. В зоне войны нужно проникнуть в Джунгарию, в зоне защиты – найти Богенбай батыра и присоединиться к народному ополчению, в зоне политики – сопровождать хана Казахского ханства, Абылая. И со всем этим должна справиться наша маленькая героиня в мире, где царит патриархальный строй. Конечно, со временем Айсара будет взрослеть, да и новелла – это всего лишь эпос, но по мере прохождения игры Айсара кажется всё кровожаднее, а её поступки – несуразнее. К сожалению, дойти до середины игры и понять, к чему всё-таки придёт Айсара, я не смогла из-за технической ошибки – игра просто стала вылетать. Однако это нормально – Tuzaq всё ещё сыроват и требует доработки, над чем, я уверена, работают разработчики.

Однако, вылетев в очередной раз, я даже порадовалась, что не буду доигрывать, потому что в какой-то момент Айсара, как главный персонаж, начала меня раздражать. Сами авторы называют преобладающим слабым качеством Айсары её «одержимую веру в свою особенность». Ребёнок может потягаться с взрослыми воинами своей силой и придумать детали гениального стратегического нападения, которым восхитится эрхен – командир тысячника. Она настоящая супергероиня, которая по факту не имеет слабостей – если не считать слабостью пафос речей, но от этого страдают все персонажи. 

Иногда я не понимала логику Айсары: ухаживая за ранеными джунгарами в их лагере, она прониклась к ним почти что материнской симпатией и решила, что «они для неё будут казахами». Хотя времени с разгрома её родного аула прошло не то чтобы много. 

Играя в другие сюжетные визуальные новеллы, я всегда беспокоюсь о том, чтобы не ошибиться в выборе и привести героев к благоприятному для них развитию. Однако в Tuzaq мне не страшно: скорее всего эпизод будет жестоким и кровавым, но Айсара с блеском справится с любой напастью.

 

Исторические факты

Иногда взгляд то и дело натыкался на некоторые исторические неточности. В первую очередь, это язык персонажей. Tuzaq доступен на трёх языках – английском, казахском и русском. Я играла на последнем, и как поняла из комментариев других пользователей, игра была переведена на английский и казахский языки именно с русского сценария. Герои новеллы, жившие в начале 18 века, часто используют слова из современного обихода: отпуск, мошенники, пациенты. Конечно, нет правил, запрещающих авторам писать истории в историческом сеттинге современным языком, но чувство аутентичности заметно утрачивается. 

Несмотря на то, что авторы действительно провели работу над изучением исторических фактов (например, ойраты действительно доходили до Сарысу), неточности всё же встречаются. Так, Айсара часто упоминает, что в Цинь воины уже пользуются огнестрельным оружием – «винтовками». Как заметил ещё один пользователь игры, слово «винтовка» появилось спустя десятки лет после событий Tuzaq, а авторы скорее всего имели в виду не винтовки, а ружья с фитилём. 

Визуал и казахская культура 

Что действительно радует – это визуал игры, начиная от персонажей и заканчивая фонами, которые можно найти и скачать прямо в игре. Иногда возникают мысли, что героям не хватает разнообразия в демонстрации эмоций. Есть и милые интеграции с чибиком Айсары, который посвящает игрока в некий лор Tuzaq. Например, чиби нам поясняет, что обширные земли Айсары не были подарены отцом, она их честно выиграла во время скачек.  

Нравится выбор цветовой палитры. Несмотря на то, что игра достаточно жёсткая, локации здесь яркие, преимущественно в тёплых цветах, которые обычно добавляют уюта. Посмотрите на юрту, где Айсара занималась лечением раненых ойратов, жёлтые и коричневые цвета создают мягкую безопасную атмосферу. 

Порадовало то, как разработчики поработали над погружением игроков в некоторые культурные аспекты. Например, нам объясняют, как появилось и что значит слово «айналайын», кто такой аға и что из себя представляет бешбармак. Нам показывают в беззаботном начале истории прекрасно отрисованные степи, утопающие в цветах, и промозглые степи под ночным небом в минуты одиночества. Как бы себя не чувствовала Айсара, её окружают завораживающие пейзажи родины, что как будто подчёркивает необходимость в её подвигах. Кстати, такую же функцию выполняет музыкальное сопровождение новеллы – кюи, список которых также можно найти в самой игре. Они, ритмичные и бойкие, бывало часто отвлекали от диалога, который и без того нагромождён излишними эпитетами и метафорами.  

Однако, как бы красива ни была визуальная новелла, её главным слабым местом мне кажется не до конца проработанный сценарий. Причём это касается как грамматических, пунктуационных, стилистических ошибок, так и целостной сценарной линии или линий. Именно текст, как я отмечала в начале, имеет наибольшее значение в визуальных новеллах, а тут он вызывает вопросы и показывает порой логические ошибки, из-за чего  погружение в историю становится не таким эффективным.

Тем не менее, Tuzaq – отличная попытка создать хорошую игру в жанре визуальной новеллы, у которой есть амбиции и потенциал. Релиз полной версии игры уже намечен на декабрь 2024 года. Хочется, чтобы к этому времени команда смогла починить все технические проблемы и представить лучшую версию Tuzaq! 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Almaty Pop Up Store: 11 лет любимой ярмарке алматинцев
Город
#события
Almaty Pop Up Store: 11 лет любимой ярмарке алматинцев
Moldanazar выпустил трек, записанный на легендарной студии AIR Studios
Культура
#музыка
Moldanazar выпустил трек, записанный на легендарной студии AIR Studios
Казахстанское агентство GForce Grey выиграло престижную премию Epica
Бизнес
Казахстанское агентство GForce Grey выиграло престижную премию Epica
Как прошёл фестиваль Tabiğat Labs в Алматы
Город
#события
Как прошёл фестиваль Tabiğat Labs в Алматы
О женщинах. Ноябрьские выставки в Доме на Барибаева
Город
#события
О женщинах. Ноябрьские выставки в Доме на Барибаева