Все началось с клипа
Братья Стругацкие могли часами гулять по Дому творчества писателей в Комарово или бесконечно обмениваться письмами, обсуждая новую идею для романа или прорабатывая героев, диалоги, детали. В такие моменты они становились сгустком творческой энергии, превращались в сверхчеловека. А противоположности — в характерах, взглядах, вкусах и воззрениях — скорее притягивали их друг к другу, создавая парадоксы, взаимоисключающие связи, без которых невозможно написать хорошую прозу.
Примеров совместного творчества братьев довольно много. Часто они живут разные жизни, но в какой-то момент встречаются в определённой точке сборки — и понимают, что должны попробовать сделать что-то вместе, воссоединить жизненный опыт с априорными связями.
Джонатан Альрик жил в Нормандии и Перу, а потом переехал в Брюссель, чтобы поступить в киношколу, Гийом Альрик — в Монпелье и Дижоне, и до броманса увлекался фотографией и играл регги. Однажды Джонатан попросил брата помочь с саундтреком к клипу для киношколы. Это и стало определённой точкой сборки, после которой они поняли, что хотят творить вместе.
Два медиума и видения срослись воедино — и родилась группа The Blaze и их первый, в некотором смысле автобиографичный, отражающий процесс сотворчества и со-чувствования клип «Virile», вышедший на лейбле «Brodinski’s Bromance Records».
Это не совсем стандартная история, идеально иллюстрирующая творческий метод The Blaze. Привычной точкой отсчёта для любого нового исполнителя или группы является сингл или альбом. В случае Альриков — это клип. Не так уж много примеров музыкантов, успех которых начался не с большой песни, а с большого видео. Чаще всего ведь как: клип — это попытка придать музыке дополнительную ценность, иносказательно выразить смысл песни или, на худой конец, способ продвижения. Музыка всё равно остается главной даже в очень впечатляющем видео. The Blaze же создают звук и визуал одновременно: в их мире видеоклип — не вспомогательный инструмент, а еще один способ существования музыки.
«Перевёрнутая» электроника и клипы как способ признаться в любви к человеку
За дебютный клип «Virile» братья сразу же получили награду в номинации «Лучшее альтернативное видео — международное» на UK Music Video Awards. Почему танцы и дурачества двух близких друзей (или братьев?) в комнате под музыку вызвали такую восторженную реакцию? Подход The Blaze к созданию видео был артовым, кинематографичным и вообще нетипичным для жанра, подкупал эффектом «узнавания», простотой, открытостью и бережным взглядом на отношения между людьми и их желание выражать эмоции через танец. А еще стирал границу между образом и ритмом, заставляя иначе относиться к тому, как картинка может влиять на звук, а звук — на картинку.
В дальнейшем вся музыка The Blaze станет «перевёрнутым» мультимедийным опытом, в основе которого лежит именно визуальное повествование. Феномен группы в том, что они, будучи музыкантами, а не режиссёрами, поменяли местами слагаемые: визуальное для них первично, а звук становится дополнительной измерением, дополнительным языком изображения.
Но The Blaze через свои клипы переворачивают не только аудиовизуальное восприятие, но и суть электронной музыки. Электронная музыка ведь чаще всего ассоциируются с городом и технологиями; сама ее природа — урбанистическая и синтетическая. У братьев Альриков же, которые выросли в пригороде и часто проводили лето на юге Франции у дедушки на даче, «периферийный» взгляд. Их интересуют простые люди и быт, пасторальные пейзажи, дух и истории маленьких городов и деревень.
The Blaze с помощью клипов как бы изъяли из электронной музыки ее сердцевину — электронность — поместив в неожиданный контекст. Внутри него, соприкасаясь с медитативностью дикой природы или бытом алжирской семьи, радостями и трагедиями обычных людей, жанровая музыка зазвучала иначе. Так братья придумали свою интерпретацию EDM: вместо Electronic Dance Music — Emotional Dance Music.
Лучше всего это раскрывается как раз в дебютном клипе «Virile» или клипе «HEAVEN», в котором показан идиллический день семьи на природе, вне суетливой, комфортной и высокоскоростной цивилизации, где все спешат и не успевают смаковать момент.
Клипы The Blaze выстроены вокруг внутреннего драматизма, эскапистских танцев и самых интимных переживаний. Все образы и ритмы — это попытка эмоционального освобождения и объединения слушателей. Через танец герой самого популярного клипа «Territory» выплакивает свои слезы, выбивает горести и наполняется щемящей радостью возвращения домой, а герой «DREAMER» растворяется в проживании простейших ежедневных радостей.
Братьев вдохновляют социальные фильмы, в основе которых — внимание к людям: «Американская милашка» Андреи Арнольд или «Вальсирующие» Бертрана Блие, «Сука любовь» Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Многие клипы группы сделаны очень свободно и гуманистично — не давят сюжетом, не предлагают конкретных ответов и поучительных выводов, давая возможность наполнить это пространство своими интерпретациями.
Для их художественного метода не свойственны манипуляции жизненными трудностями ради драматургического эффекта. Наоборот, братья стараются уйти от него к глубинной противоречивости чувств и свободе. Например, за главного героя «Territory» и грустно и радостно сразу, — невозможно прийти к какой-либо крайности, свести его историю к однозначному, чёрно-белому выводу. Именно эта попытка выразить двойственность, парадоксальность, сложность восприятия и цепляет больше всего. В первую очередь The Blaze интересует человек во всем спектре его эмоциональных допущений и проявлений. Своими работами они как бы говорят: «эй, ты можешь чувствовать что угодно, даже одновременно — и это нормально, потому что это и делает тебя человеком; и даже больше: это и есть свобода».
Реггитроника, эмбиент или внутренние танцы
The Blaze порой критикуют за то, что без визуального подтверждения их треки не так сильно резонируют. И хотя действительно всё творчество братьев неминуемо сводится к разговору о клипах, всё-таки о музыке можно и нужно говорить отдельно.
The Blaze выпустили три студийных альбома — «Territory», «DANCEHALL», «JUNGLE», — каждый из которых продолжает основную идею: создать некое абстрактное пространство для танца с самим собой и дать слушателю возможность наполнить эту музыку ритмами личных переживаний, сценами из их жизней, — снять свой собственный клип.
Если смотреть на почерк братьев сухо, вне контекста, то это довольно типичный френч-хаус с фирмовыми клавишными (отголосок детства — родители часто ставили дома классическую музыку), местами слишком пустой, прямолинейный и даже апатичный, медлительный для танцевальной музыки. Но их звук можно воспринимать иначе — не как условных Daft Punk, а как гипнотический, внутренний танец, где значительно больше воздушности, раздумий и эскапизма. Иногда их музыка просто становится нейтральным фоном, иногда, наоборот, заставляет забыть про мир вокруг и слиться с ритм-секцией или клавишными.
Однако самое интересное, что за жанровыми клише и искажённым вокалом слышится какой-то потаённый, почти неразборчивый ямайский флёр, зелено-желто-красный оттенок в мелодике и ритмах, отсылающий к дабу и регги. Это определенно заслуга Гийома до The Blaze игравшего регги под псевдонимом Mayd Hubb. Он-то и принёс чуть-чуть невесомости и непосредственности, диковинности звучания.
На выходе — странный сплав регги, электроники и эмбиента, оторванный от определенного настроенческого паттерна: в клипах братья фокусируются на эмоциональной свободе, а в музыке — на свободе танца. На концертах The Blaze люди могут чувствовать и проявляться так, как захотят: танцевать в лучах светомузыки или стоять как вкопанные с закрытыми глазами, плакать или смеяться, проживать этот момент в одиночестве или сливаться с музыкой и людьми вокруг.
Это ценное и необычное ощущение, которое не всегда поймаешь на концертах электронных музыкантов. И в этом главная цель The Blaze: транслировать через песни и клипы полноту свободы чувствования, объединяющую людей и напоминающую о важности любви, сопереживания и внимания друг к другу.
«Танцуй. Пока звучит музыка — продолжай танцевать. Понимаешь, нет? Танцуй и не останавливайся. Зачем танцуешь — не рассуждай. Какой в этом смысл — не задумывайся. Смысла все равно нет и не было никогда. Задумаешься — остановятся ноги. А если хоть раз остановятся ноги — мы уже ничем не сможем тебе помочь. Все твои контакты с миром вокруг оборвутся. Навсегда оборвутся. Если это случится, ты сможешь жить только в здешнем мире. Постепенно тебя затянет сюда целиком. Поэтому никак нельзя, чтобы ноги остановились. Даже если все вокруг кажется дурацким и бессмысленным — не обращай внимания. За ритмом следи — и продолжай танцевать. И тогда то, что в тебе еще не совсем затвердело, начнет потихоньку рассасываться», — Харуки Мураками, «Дэнс, Дэнс, Дэнс».