«Стальная хватка»: Спортивная драма, где нет победителей

На этой неделе в отечественном прокате состоялась премьера душераздирающей спортивной драмы «Стальная хватка». Биографическая картина Шона Дуркина рассказывает о семействе фон Эрих — самом известном клане из мира рестлинга. Фильм студии А24 вышел в США ещё в конце декабря и был позитивно оценён критиками и зрителями. В Казахстане же эта работа имеет все шансы стать главной спортивной лентой нынешнего года. 

О том, почему «Стальная хватка» заслуживает вашего внимания, рассказывает наш кинокритик Ораз Керейбаев. 

Он постарался избежать значительных спойлеров.

Кто такие фон Эрихи?

Если вы далеки от мира спорта, то скорее всего вы не слышали фамилию фон Эрих. Тем временем эта семья состоит аж из трёх поколений рестлеров и за всё время существования включала в себя семь профессиональных бойцов. Что интересно, фон Эрих — это часть сценического имени, выбранного отцом семейства Джеком Аткинсоном в начале его спортивной карьеры. Выступая под ником Фриц фон Эрих, мужчина провёл на ринге практически 30 лет, в течение которых он победил во всевозможных турнирах и получил известность за свой коронный приём — «Стальную хватку».

У Фрица было шесть сыновей, большинство из которых пошло по стопам отца.  Тренируясь под его чётким руководством, братья фон Эрихи добились невероятных спортивных успехов, в том числе титула чемпиона мира NWA в тяжёлом весе. Однако попутно с победами их преследовало так называемое «Проклятие семьи фон Эрих», которое уже давно стало именем нарицательным в мире спорта.

Сюжет 

Как и большинство биографических фильмов, «Стальная хватка» старается охватить весь период жизни главного героя. Так как картина рассказывает о сразу нескольких членах семьи, Дуркин решает сфокусироваться на втором сыне Фрица — Кевине фон Эрихе (Зак Эфрон). Потеряв старшего брата в детстве, Кевину пришлось примерить на себя роль наследника отца, способного воплотить все его мечты в явь. Поэтому молодой парень посвящает всё своё время тренировкам, практически полностью игнорируя мир за пределами ринга. 

Тем не менее, в понимании Фрица, даже любовь к сыновьям должна иметь соревновательный характер. Поэтому тот готовит к чемпионскому титулу не только Кевина, но и более молодых Дэвида (Харрис Диккинсон) и Керри (Джереми Аллен Уайт). В итоге три брата хоть и выступают в цветастых костюмах на полу-постановочных поединках, ощущают себя солдатами на войне, где всем командует их безжалостный отец. В течение картины каждый из героев получит шанс проявить себя перед Фрицем, однако для многих эта возможность обернётся трагическими последствиями. 

Деспотичный отец 

Основным объектом исследования Шона Дуркина стали отношения Фрица и его детей. Не сумев получить титул чемпиона мира NWA, мужчина пытается перенести свои мечты на сыновей. С годами его влияние на каждого ребёнка лишь усиливается, превращаясь в метафорическую «Стальную хватку». Как и в случае со своим фирменным приёмом, Фриц не отпускает ни Кевина, ни Дэвида, ни Керри даже когда те начинают молить о пощаде. 

Что интересно, в фильме деспотичность отца не показана через физическое насилие. Скорее всего профессиональные рестлеры давно привыкли к боли. Поэтому давление со стороны отца носит психологический характер. Так, Фриц постоянно говорит о рейтингах своих детей, ставя на важные поединки Дэвида из-за его обаяния и работы на камеру, а не более старательного и подготовленного Кевина. Конечно, такие манипулятивные приёмы негативно сказываются на каждом из героев, из-за чего их единственной целью в течение первой половины фильма становится желание выбиться вперёд в рейтинге отца.

Около середины картины динамика отношений в семействе начинает меняться. Дети, хоть и продолжают выполнять приказы Фрица, начинают потихоньку бунтовать против деспотичного тренера. Однако стальная хватка отца не отпускает никого из них. В итоге главный поединок для каждого брата фон Эриха происходит не на ринге, а за ним.

Другая спортивная драма

Большинство спортивных драм — это истории преодоления. Мы часто наблюдаем за героем, который потерял всё, но смог вернуться в строй и доказать миру своё превосходство. Но «Стальная хватка» не об этом. Фильм Дуркина более приближен к реальности в том смысле, что он показывает историю не победы, а поражения. Достаточное количество спортсменов не достигают тех высот, которые мы привыкли видеть на большом экране. А если это и случается, то нередко их дальнейшая судьба ввиду постоянного давления и изнурительных тренировок приводит к трагическим последствиям. Именно об этой стороне спортивного мира и рассказывает «Стальная хватка».

После просмотра картины у зрителя скорее всего не останется желания уйти в профессиональный спорт или же отдать своего ребёнка в какую-нибудь из секций. Напротив, отрезвляющий опыт «Стальной хватки» в итоге вызывает отторжение к такому виду деятельности и заставляет лишний раз подумать о травмах, которые родители могут оставить детям, проецируя на них собственные мечты. В этом смысле картина будто бы рифмуется с лентой «Король Ричард» (2021), рассказывающей об отце Серены и Винус Уильямс. Поэтому, в отличие от большинства спортивных драм, «Стальная хватка» — это не вдохновляющая картина о невероятной силе воли, а предостерегающая история о пагубности профессионального спорта.

Зак Эфрон 

Для фильма был подобран целый ансамбль актёров и актрис, способных довести публику до слёз. Работы Стэнли Симонса, который исполнил роль застенчивого и слегка неуклюжего младшего брата Майка, и Джереми Аллена Уайта, чей персонаж в течение картины наиболее преданно служит своему отцу, определённо останутся в сердцах зрителей. Однако именно Зак Эфрон, исполнивший роль Кевина, заслуживает отдельных аплодисментов за свою работу над персонажем. Его герой может проявлять гнев только на ринге, при этом оставаясь невозмутимым солдатом отца всё остальное время. У Эфрона получается идеально соединять в себе эти две ипостаси: то он едва сдерживает злость, когда не получает одобрение Фрица, то он безжалостно избивает до крови соперника, будто бы сражаясь в этот момент с собственным отцом. 

За последние годы Эфрон проделал немало стараний, чтобы уйти от образа секс-символа первой половины 2010-х к более драматическим ролям. Так, в 2019-м он успешно примерил на себя маску Теда Банди в картине «Красивый, плохой, злой». Теперь в копилке с цепляющим образом Кевина фон Эриха у Эфрона наконец появляется шанс зарекомендовать себя в качестве серьёзного актёра. 

Неидеальный байопик

Стоит отметить, что «Стальная хватка» не лишена недостатков, многие сцены вполне целенаправленно были созданы для выжимки слёз у зрителя. Хотя такие эпизоды достигают своей цели, публика скорее всего будет считывать их манипулятивный характер, что может негативно сказаться на общем восприятии картины. Вместе с этим Дуркин, несмотря на все старания, не может показать утончённую, проработанную историю. Связано это, конечно же, с рамками исторических событий, от которых невозможно уйти. Тем не менее, Дуркин попытался это сделать, полностью убрав из сюжета шестого сына семейства фон Эрих — Криса. Постановщик сказал, что такое решение имело смысл с драматургической точки зрения.  

Все эти проблемы можно кратко описать тем, что у Дуркина не было возможности рассказать столь многогранную историю в рамках одного фильма. Поэтому он решил сконцентрироваться на жизни Кевина, задвинув трагедии других детей на второй план. Но даже в таком случае многие события оказываются вполне скомканными, что может испортить некоторым зрителям впечатление от фильма.

Вывод

«Стальную хватку» определённо стоит смотреть, особенно если вы не знакомы с историей семьи фон Эрих. Сильный актёрский ансамбль, профессиональная постановка Дуркина и трагическая история братьев не оставят зрителей равнодушными. Конечно, в картине присутствуют определённые неровности, но на них просто хочется закрыть глаза и всецело отдаться происходящим на экране событиям.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Идём на открытую лекцию Александры Кнышевой в рамках Intersection Intizor
Город
#события
Идём на открытую лекцию Александры Кнышевой в рамках Intersection Intizor
Ресторан AUYL вошёл в список самых красивых ресторанов мира
Город
#урбанистика
Ресторан AUYL вошёл в список самых красивых ресторанов мира
Техно, хаус и экспериментальная музыка: как я посетила фестиваль электронной музыки Şien
Город
#события
Техно, хаус и экспериментальная музыка: как я посетила фестиваль электронной музыки Şien
ЕВРО 2024: ФИНАЛ! ФИНАЛ! ФИНАЛ!
Культура
ЕВРО 2024: ФИНАЛ! ФИНАЛ! ФИНАЛ!
Почему Gen Z отказываются от алкоголя?
Ликбез
#истории
Почему Gen Z отказываются от алкоголя?