Сочувствующий – ничего важнее свободы и независимости

Недавно подошёл к завершению мини-сериал «Сочувствующий» производства HBO Max, шоураннером которого выступил южнокорейский режиссёр Пак Чхан Ук. В основу сериала лёг одноимённый роман о двойном агенте-коммунисте, который давно обрёл популярность в литературном мире и даже получил Пулитцеровскую премию. 

Мы посмотрели сериал и расскажем, какой вышла адаптация книги и почему это один из самых интересных примеров неамериканского взгляда на войну во Вьетнаме.

Сюжет 

История разворачивается в исправительном лагере во Вьетнаме после победы Севера над Югом. Наш герой, Капитан, чьё имя мы так и не узнаем до конца сериала, пишет своего рода мемуары, по факту признание, где скрупулезно пытается воссоздать всё, что с ним произошло. 

Будучи шпионом Севера, он внедряется в тайную полицию Юга, где исполняет роль капитана, сотрудничает с ЦРУ и паралельно передаёт секретные данные вьетконговцам. Всё было бы «хорошо», если бы в день падения Сайгона (старое название столицы) ему не отдали приказ бежать в США вместе с группой военной элиты и продолжать шпионить уже оттуда. Прибыв в Америку, Капитан пытается найти место в жизни, постоянно борясь со своей дуальной натурой, и наконец понять кем он является – социалистом в капиталистической шкуре, или же годы притворства давно изменили его навсегда. 

Автором книги, на основе которой был снят мини-сериал, является Вьет Тхань Нгуен – американец вьетнамского происхождения, который сам прошёл путь иммигранта. В 1975 году, когда Сайгон захватили коммунисты, его семья бежала в США, где первое время жила в лагере для беженцев. Уехав четырехлётним ребёнком, писатель позже отмечал, что его первые воспоминания начинаются именно с этого лагера. Здесь и прослеживается главный конфликт всей книги и сериала: вынужденный покинуть родной дом, оставив всё, что было дорого, каждый иммигрант сталкивается с новой реальностью, в которой надо учиться жить по-новому. Так и в сериале: Капитан, будучи коммунистом, мечтающим однажды построить прекрасный Вьетнам будущего, вынужден бежать и оставить ту часть себя, которую стремился сохранить, работая агентом под прикрытием на чуждый в идеологии Север. 

«Сочувствующий» – это американский сериал о войне во Вьетнаме, у которого есть важная отличительная черта, ведь история рассказывается не через призму Америки, потерпевшей поражение. Сериал исследует абсолютно другую сторону конфликта – сторону Вьетнама, не делая из них жертв, а показывая нам настоящую гражданскую войну. Это вносит свежий взгляд на историю и даёт понять как переживали войну жившие там люди.

Запутанная история

Режиссёром первых трёх эпизодов и одним из шоураннеров сериала выступил южнокорейский кинорежиссёр и сценарист Пак Чхан Ук, знаменитый своей трилогией о мести («Сочувствие господину Месть», «Олдбой» и «Сочувствие госпоже Месть»). В подкасте, записанном в рамках продвижения сериала, автор книги Вьет Тхань Нгуен рассказал, что во время разработки очень хотел видеть в качестве режиссёра именно Пак Чхан Ука. Тот, в свою очередь, прочитав книгу, сразу согласился. Будучи постановщиком драматических фильмов, не лишённых юмора, режиссёр Пак привнес свой стиль и в сериал. 

Шоу идеально балансирует между напряжёнными моментами шпионажа (например, когда Капитан пытается выкрасть секретные данные), показывает ужасающие последствия войны через историю каждого персонажа и не забывает разбавить всё это юмором, выступающим некой перебивкой, дающей зрителю небольшую передышку. 

Так как вся история разворачивается в воспоминаниях Капитана, сериал то и дело скачет от прошлого к настоящему – весёлые вечеринки в «свободной» Америке сменяются лагерем перевоспитания, а воспоминания бурлящего жизнью душного Сайгона контрастируют с открытым небом солнечной Калифорнии. История то и дело переносит нас со сцены допроса в настоящем к сценам допроса в прошлом, где сам Капитан допрашивал шпионов Юга. Таким образом сторителлинг становится более динамичным и даёт зрителям возможность посмотреть на всё с двух сторон. Кто прав в этом конфликте, где размывается грань морали, если ты выступаешь, как кажется, за правое дело? В этом и есть весь сериал, сотканный из контрастов и противоречий, где каждая деталь играет на эмоциональное усиление сцен. 

Повествование хоть и скачет между различными периодами, всё же очень умело переплетает всё в одну историю. Каждая сцена, промелькнувшая на небольшой промежуток времени, имеет свой смысл. Сериал мастерски расставляет акценты на предметах: то и дело проскакивают кадры с варёным яйцом и бутылкой колы, которые ещё сыграют свою роль и будут являться неким маяком для восстановления событий в памяти главного героя. В свою очередь, языковая дуальность Капитана, думающего на английском и пишущего свою историю на вьетнамском, не только символизирует его внутренний конфликт, но и будет отражена в важном диалоге во время финального эпизода Весь сериал был давно усыпан хлебными крошками – просто мы их и не замечали. 

Аутентичность происходящего

Ещё один важный аспект, отличающий сериал от классических голливудских произведений о Вьетнаме, – это количество аутентичных актёров и сценаристов. Сериал бережно относится к правильной репрезентации истории, скрупулезно подходя как и к языку, на котором они говорят, так и к работе художников-постановщиков. Относительно этого даже есть хороший эпизод, показывающий нам съёмку американского фильма о Вьетнамской войне, когда на роль вьетнамцев нанимали любых актёров азиатской внешности. 

Сериал интересно изображает американцев через героев Роберта Дауни младшего, который играет сразу несколько ролей: агента ЦРУ, профессора, политика, кинорежиссёра и ещё одну небольшую роль, о которой зритель узнает в самом конце. Так как каждая из этих ролей была важна для истории, режиссёр Пак хотел, чтобы их исполнили знаменитые актёры. Однако, ввиду короткого экранного времени, он боялся что никто не согласится. Здесь и пришла идея взять на эти роли одного человека, не меняя его кардинально, но делая персонажей узнаваемыми, показывая американский империализм во всей его многоликости. 

Но не только Робертом Дауни младшим хороша история, но и главным героем. Рассказывая о переживаниях двойного агента, сериал не пытается романтизировать его образ. Наоборот, жизнь шпиона лишена какого-либо гламура и шика: Хоа Сюаньдэ, исполнивший роль Капитана, хоть и имеет гаджеты для шпионажа, лишён роскошной жизни шпиона. В нём мы видим лишь угрызения совести от ужасающих поступков на его пути к «высшей» цели. Его жизнь – это сплошная адаптация и невозможность быть самим собой. В нём вечно борются две личности, которые при этом являются неотъемлемой частью. Будучи сыном вьетнамской женщины и французского окупанта, наш герой всю жизнь сталкивался с принятием себя со стороны как мира восточного, так и западного, что делает его олицетворением фразы «Свой среди чужих, чужой среди своих».

Постмодерн 

Как и следует из названия сериала, «Сочувствующий» не пытается дать объективную оценку всему конфликту во Вьетнаме. Наоборот, сериал хочет показать обе стороны, рассказывая не с позиции объективной истины, но личной истории персонажа – это связывает историю с движением постмодерна. Как и сам постмодернизм, сериал не высказывает конструктивных истин, а наоборот – рассматривает всё с субъективной стороны. Это заметно на фоне того, что весь сериал построен на воспоминаниях, которые то и дело оказываются обманчивыми. Рассказчик может остановиться, добавляя и исправляя детали, которые могут касаться простой вывески кинотеатра, так и доходить до более серьёзных искажений памяти. С самого начала сериал как бы пытается нам сказать, что память не объективна, мы можем что-то упустить, а можем что-то поправить, выставляя всё в другом свете. 

Сериал даёт абсолютно другую оптику на Вьетнамскую войну, название которой так сильно приелось в западной культуре, несмотря на то, что во Вьетнаме эту войну называют Американской. Как и в любом конфликте, история всегда имеет несколько сторон. Так, падение Сайгона в США является одним из крупнейших поражений Америки в военном конфликте, для Вьетконга – это день освобождения, а для автора книги – день, когда их семье пришлось бежать в Америку. Однако, несмотря на всю противоречивость тем, сериалу удаётся заложить зерно основного посыла – в любом конфликте, несмотря на воодушевляющие лозунги и идеи, за которые люди отдают жизнь, в конце концов, страдают обычные люди, а «ничего» оказывается важнее свободы и независимости.

«Сочувствующий» – это прекрасный пример адаптации книги. Весь её сюжет построен на признании и внутреннем диалоге героя, что обычно сложно перенести на экраны. Однако, сериалу все же удаётся дать нам проникнуться болью и переживаниями как главного героя, так и второстепенных персонажей. Это мастерски рассказанная история о последствиях войны и о том, как она меняет людей, при этом оставляя саму войну практически за кадром. 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
«Мә, менің отыным сенің отыңа!» Жаздың жеті инди альбомы
Культура
#музыка
«Мә, менің отыным сенің отыңа!» Жаздың жеті инди альбомы
В Алматы пройдёт фестиваль живой экспериментальной  музыки
Город
#события
В Алматы пройдёт фестиваль живой экспериментальной  музыки
Международный фестиваль анимации состоится в Алматы
Город
#события
Международный фестиваль анимации состоится в Алматы
Норвежско-казахстанское издательство Træsh открывает open call для художников
Ликбез
#общество
Норвежско-казахстанское издательство Træsh открывает open call для художников
Четвёртый сезон «Пацанов»: всё ещё хороший сериал?
Культура
#кино
Четвёртый сезон «Пацанов»: всё ещё хороший сериал?