СКРИПТОНИТ – «БЕЗМЯТЕЖНОСТЬ.EXE»: ЭПОПЕЯ О САУНД-ДИЗАЙНЕ И ФЛЕКСЕ ЖЕЛЕЗКАМИ SSL

В очередной раз Скриптонит под конец года выпустил сольный альбом. На 2024 год пришёлся его десятый сольник «безмятежность.exe».

Подробно о звуковой ткани релиза и положении рэпера в игре рассказываем в новом материале.

Н*хуй рэп, у меня теперь бойсбэнд

Ни для кого не секрет, что былая авторитетность Скриптонита растворилась где-то в бесчисленном количестве выпущенных им альбомов. Канул в лету он как раз после двойного альбома «Уроборос» в 2017 году, релиз которого ознаменовал собой начало новой эпохи артиста.

Меньше чем через полгода он представил слушателям так и оставшийся где-то в сторонке проект Gruppa Skryptonite, а после основал объединение Musica36. К сожалению креативная амбициозность Скриптонита в музыке воспринималась фанатами скорее как местечковая сайд-активнось, нежели новый виток в его творчестве. Впрочем, крестик на его рэп-карьере поставить никто так и не осмелился.

Вместе с тем, сделать это не получилось и у него самого: под конец 2019 года он релизнул альбом «2004». «Я начал писать этот альбом чуть больше года назад. Рэп-альбом записывать я не собирался, но тем не менее новые песни писались и почему-то довольно легко» — вот, что говорит о пластинке сам рэпер в интервью для Apple Music, и, видимо, его рэп-нутро всё-таки осталось при нём, ведь он по сей день придерживается этого подхода в ремесле.

Релиз «2004» стал творческим бунтом: им рэпер в очередной раз заявил, что былой музыки больше не случится. Он сильно отличался от того же «Праздника на улице 36» или любого альбома Jillzay концептуально, музыкально и лирически. Весь каталог Скриптонита, выпущенный до 2018 года, — талантливая, трогающая и простая на слух музыка, которая говорила с абсолютно любым слушателем: с заядлым звукоинженером и простым парнем с разбитым сердцем. 

Всё, что случилось после — это уже никого не щадящая изобретательность и желание рэпера попробовать себя во всём, будь то латинские грувы на Gruppa Skryptonite, аналоговые синты с драм-машинами на «2004» и «Свистки и Бумажки», откровенно киношные треки с TAYÖKA или заигрывания с электронным звуком на новом альбоме.

Эээ… Чё, короче, альбом сегодня ночью

«безмятежность.exe» — это альбом о масштабном, непредсказуемом и импульсивном продакшене на звуковом полотне, а его название говорит скорее о невозмутимом подходе ко всем музыкальным решениям на нём, нежели о самом звучании. 

Условно семнадцатитрековый релиз можно поровну поделить на две части. Одна переполнена изящно подобранными синтами, импакт-шотами, глитчами и зажёвываниями (прям как в chopped and screwed). Вторая, более спокойная и размеренная, скупо приправлена реверсами, неожиданными ямами и цифровыми пилами.

Первая половина встречает нас с улыбкой — в самом конце эмбиентного интро «безмятежность main theme» просачивается открывающий трек «улыбка» с гитарным лупом, который Скриптонит вторя Three 6 Mafia, Хаски и многим другим рэперам (и не только) позаимствовал у группы Earth, Wind & Fire. Уже здесь и без того пыльный сэмпл постепенно украшается текстурами, внезапными паузами и тремоло-ямами.

На этом Скриптонит не останавливается. В «скатерть» рэпер ко всему прочему умудрился побаловаться не то с питчем, не то с темпом трека, а механические «заедания» вокальных и инструментальных дорожек на нём заметно учащаются.

«fast&furious» же классическая авторская трэп-бравада, в которой не хватило куплета 104. Тут плотный бас, ван-шоты и рёв машин, разбросанный по панораме вместе с его «уиууууу» украшен скрипкой и разнообразными электронными звуками: щипковым плак-шотом и шипящими синтами, что не оставляет сомнений в том, какого звука на этот раз стремился добиться Скриптонит.

«Бак заполнен доверху, сделай им “уиууууу”»

Кульминацией первой части пластинки стал «эсмеральда», записанный с рэпером кухней, и «cold as ice». Последний стал апофеозом резкой и синтовой главы релиза благодаря неимоверному продакшену, в котором сэмпл рок-баллады «Cold As Ice» группы Foreigner подкрепляется трубными и струнными пресетами синтезатора, комплементирующим внезапную регги-ударку флоу и какой-то индастриал-техно парт.

Врум-врум, я лошадка, врум-врум, я лошадка

Вторая часть релиза, начинается с гризельдовского «8ballin», который всерьёз даёт слушателю отдышаться от стреляющих отовсюду режущих звуков. Хотя темп альбома на этом моменте немного убавляется, «лошадка», кажется отсылающая нас к одноимённому треку Найка Борзова,, построена на энергичной джерси-клаб ударке, только звучит она поверх уже более размеренных и мягко звучащих инструментов.

Завершается он то ли ломаным органом, то ли пэдом, через яму переходящим в гитарный перебор трека «незачем болеть». С него начинает проникать более лиричный и внутренне ориентированный Скриптонит. Продолжая серию треков «Як», берущую начало с дебютного альбома 2015 года, рэпер снова заигрывает с сокращением слова «коньяк», но на этот раз в более интроспективной интонации на незаурядном хип-хоп бите.

«Як-як, я протрезвел

Я забыл твой запах, как всё с тобою забыл»

После него и такого же незаурядно звучащего «тумана», откуда ни возьмись появляется «ничего не сделаешь» с припевом TAYÖKA, а затем «электричество» и «мегаполис» с партами Miyagi & Эндшпиля и певицы даена. Этот трек — кульминация второй половины «безмятежность.exe». Появилось откуда-то у Скриптонита желание писать сложную, глубокую музыку с яркими припевами, похожую на саундтреки фильмов.

Несмотря на то, что вторая половина не может похвастаться количеством пота, пролитого над саунд-дизайном, да и темп его стал замедляться, у Скриптонита получилось сохранить целостность музыкальной концепции релиза. Обилие глитчей, реверсов и других звуковых эффектов и приёмов на квадратный мегабайт звука, конечно, поубавилось, но не пропало бесследно, что в сущности позволяет двум половинам альбома хорошо рифмоваться.

«С рэпом все, п***ц, я думаю»

Для кого-то Скриптонит стал пережитком времени с отличной дискографией, поющим для души и читающим о чём-то знакомом и понятном, а для других он так и остался именитым музыкальным нёрдом. «Гиковость» привела  рэпера туда, где он, невзирая на недовольных комментаторов и косые взгляды фанатов, может позволить себе проявляться музыкально как ему угодно.

«безмятежность.exe», как и всё выпущенное Скриптонитом за последние пять-шесть лет, — лишь качественная человеская хроника с иногда неряшливой лирикой, но с поразительными идеями и талантливым продакшеном. Кто знает, куда занесёт амбициозность рэпера в следующий раз, но пока татуированные руки пишут музыку, а знакомый и уже такой родной голос рассказывает  о личных проблемах и флексит тем, чем, кажется, никто до него не флексил, я спокоен. Да и сам Скриптонит, сдаётся мне, уже спокоен и безмятежен.

Мы ведь можем только слушать, нет?

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Squid Game ұнады ма? Ендеше мына фильмдерді де көріңіз
Культура
#кино
Squid Game ұнады ма? Ендеше мына фильмдерді де көріңіз
«Арман»: хороший фильм, на который никто не пошёл 
Культура
#кино
«Арман»: хороший фильм, на который никто не пошёл 
В Казахстане могут появиться новые горнолыжные трассы
Бизнес
В Казахстане могут появиться новые горнолыжные трассы
«Атомная степь»: в Алматы пройдёт встреча с Тогжан Касеновой
Город
#события
«Атомная степь»: в Алматы пройдёт встреча с Тогжан Касеновой
«Монолог фармацевта»: «Великолепный век» встречает «Доктора Хауса»
Культура
#кино
«Монолог фармацевта»: «Великолепный век» встречает «Доктора Хауса»