Путь на Восток: «Папа умер в субботу» Заки Абдрахмановой

Осенью на фестивале «Маяк» в Геленджике показали картину «Папа умер в субботу» Заки Абдрахмановой. Фильм казахстанско-российского производства получил награду как «лучший дебют» и выиграл специальный приз кинокритиков, теперь отправился на фестиваль независимых фильмов Black Movie в Женеве. О картине, снятой российской режиссёркой у себя на родине в Казахстане, пишет Олеся Новикова.

О режиссёрке

Зака родилась и выросла в Карагандинской области, получила образование филолога и некоторое время работала журналисткой в местных СМИ. В 2017 она окончила московскую Школу документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова, где сняла короткометражный документальный фильм «Жаным». Сейчас картину нельзя посмотреть в сети, но тогда она успешно каталась по фестивалям. Это было её первое исследование собственных корней, страхов и взаимоотношений с семьёй — она отправилась в родные края, чтобы спустя много лет попытаться повторить единственный снимок из детства, на котором родители еще не разведены и все трое живут под одной крышей. Но связь с родными была так давно разорвана, что продолжительное молчание не обернулось воссоединением, а сама Зака обратилась к вопросу утраты традиций и поисков идентичности. 

В последние годы она работала с российскими режиссёрами в игровых проектах: была автором идеи, сосценаристом и музыкальным редактором сериала «Пингвины моей мамы» Наталии Мещаниновой; сотрудничала с Борисом Хлебниковым в качестве скрипт-супервайзера на съёмках фильма «Солнечная линия» и проводила документальное исследование для его же картины «Снегирь», несколько месяцев проведя с рыболовами в открытом море. Таким неочевидным маршрутом она перешла в область игрового кино, где продолжила тему поисков корней и связи поколений — «Папа умер в субботу» стал её дебютным полнометражным фильмом. 

Об истории

Тридцатилетняя москвичка Айко (Лаура Турсунканова) работает визажистом, гримирует звёзд на площадках и отлично преуспевает в своей карьере. Неожиданный звонок застаёт её врасплох — умер отец. Они много лет не общались, из родного аула в Алматинской области она давно уехала и о делах родных не справляется, но всё же решается поехать на похороны. За эти годы фигура отца превратилась из зловещей — был тираном и бил больно — в фактически отсутствующую, мираж воспоминаний. Помнится про службу в Афганистане, контузию, закрашенные мамины синяки. Раны вроде бы уже и не болят, но шрамы остались.

Её приезду здесь не особо-то рады — Айко выглядит по-столичному эпатажно, отказывается переходить на казахский и носить на голове платок. Под одной крышей собираются и старая семья отца — его первая жена и мать Айко Жанель (Венера Нигматулина), и новая — вдова Венера (Самал Еслямова) с дочерью-подростком Кукой (Амина Оразбай). Все поминают почившего лишь добрым словом, ни для кого из родственников он монстром не был, для последней семьи и вовсе образцовый муж и отец. За столом они иронично называют Айко «москвичкой», осуждают за брак с русским (даже если одна из бывших спутниц отца была русской) и ждут не дождутся её отъезда. 

«Если покойный при жизни имел долги, его родственники все вернут. Вы его прощаете?», — спрашивает мулла во время погребальной церемонии. И пока большинству кажется, что прошлое ворошить незачем, Айко поступает по-своему. Она хочет не переубедить, а понять. Что из её детских воспоминаний правда? Как человек мог быть чудовищем для одной семьи и надёжной опорой для другой? Можно ли простить непрощаемое? И нужно ли? В поисках ответов на (возможно, риторические) вопросы девушка остаётся в родном доме на всю зиму, пытаясь найти контакт с роднёй и разобраться в себе. 

О травмах, утратах и прощении

На схожем перепутье остаётся и фильм. Режиссёрка Зака Абрахманова не считает себя частью казахстанского кино, а свой взгляд на историю воспринимает как взгляд человека, уехавшего и порвавшего все связи с родной культурой. Тем удивительнее, что похож «Папа умер в субботу» не только на российский арт-мейнстрим последних лет (прежде всего на работы Мещаниновой и Хлебникова), но и на современное авторское кино Казахстана, с его вниманием к теме насилия в семье, вечным мотивом дороги и сложными вопросами национальной идентичности.

Тема утраты языка — одна из важнейших в фильме. Айко переходит на русский в ответ на казахский и заменяет платок капюшоном не только и не столько из-за личного фрондёрства или желания разозлить — она давно здесь не своя, и язык этот уже не её. Понятие дома потеряно, и как бы не пряталась она за шутками вроде «представляете, если бы все казахи стали вегетарианцами — стала бы земля свободных лошадей», боль её ощутима. В конце концов, это кино начинается с рыданий героини, только что узнавшей о смерти отца. «Я — супергерой», — пытается она убедить саму себя в зеркале. «Ты не супергерой, а волк-людоед», — отвечает ей в конце фильма вдова её отца, сумевшая и полюбить, и понять несчастную девушку.

Более явно её потребность в обретении семьи ощущается во взаимоотношениях с сестрой Кукой. Диалог всё никак не строится, обе готовы поубивать друг друга: младшая обвиняет Айко в том, что та не звонила по праздниках, а у отца из-за неё болело сердце. Отношение в доме к ней совсем иное: её опекают, жалеют, ведь умер любимый папа. Кука портит вещи старшей сестры, злобно прогоняет из их жизни, та в ответ бьёт её подушкой. Но боль у них общая, и чем больше времени они проводят вместе, тем больше сходств обнаруживается между ними. Как настоящая старшая сестра, Айко начинает чувствовать ответственность за младшую.

Кино Абдрахмановой сделано с невероятной степенью эмпатии. Сопереживаешь тут всем и каждому. И Айко, и новой семье её отца, и каждому участнику этой сложноустроенной и не то чтобы крепкой семьи. Фильм занят не вскрытием социальных язв или ниспровержением обычаев, а вглядыванием в героев и их взаимоотношения. Чем дальше, тем больше у нас вопросов и к самой Айко, но нет при этом осуждения ни к кому. У каждого тут своя эмоциональная, личная правда, диктующая всё дальнейшее поведение. Можно назвать фильм формой личной терапии для режиссёрки. Прощать близких за любые грехи может и не обязательно, но попытаться их понять — необходимо.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
«Дарақы фильмдердің авторлары ойланатын кез келді». Дубляж режиссері Шах-Мұрат Ордабаев
Культура
#кино
«Дарақы фильмдердің авторлары ойланатын кез келді». Дубляж режиссері Шах-Мұрат Ордабаев
Церемония «Грэмми» 2026 объявила новые категории и дату проведения
Культура
#музыка
Церемония «Грэмми» 2026 объявила новые категории и дату проведения
DARK ALPHA тобынан кетті. Оған не себеп болды?
Ликбез
#общество
DARK ALPHA тобынан кетті. Оған не себеп болды?
«Материалистка»: любовь в ритме Селин Сон
Культура
#кино
«Материалистка»: любовь в ритме Селин Сон
Молодой казахстанец стал моделью IMG Models после вирусного ролика
Стиль
#мода
Молодой казахстанец стал моделью IMG Models после вирусного ролика