«Битва за битвой» ПТА — главный блокбастер года?

Уже больше месяца в кинотеатрах гремит новый фильм одного из главных режиссёров современности — Пола Томаса Андерсона (ПТА). Сатирический блокбастер «Битва за битвой» моментально стал настоящим кинотеатральным событием: экспериментальный для режиссёра жанр, новая роль Леонардо ДиКаприо, противоречивые тестовые показы и сложноинтерпретируемый первоисточник. Разбираемся, оправдались ли ожидания зрителей и действительно ли перед нами один из лучших студийных фильмов XXI века.

Сюжет

Эксперт по взрывчатке Боб Фергюсон (Леонардо ДиКаприо) состоит в подпольном революционном движении French 75, которое борется за справедливость в капиталистической и тоталитарной Америке. Они освобождают беженцев из лагерей, взрывают банки и госучреждения, всеми силами пытаясь освободить страну от фашистского режима. Часто участники группировки прибегают к террористическим захватам, считая, что только так можно ответить на бесчеловечные нападки государства. Там Боб встречает яростную и страстную Перфидию Беверли-Хиллз (Тейяна Тейлор). Между ними вспыхивает любовь, но во время одного из захватов на неё обращает внимание полковник Локджо (Шон Пенн).

Вскоре Боб и Перфидия становятся родителями, French 75 распадается, а отец сбегает с маленькой дочерью Шарлин (Чейз Инфинити) в небольшой городок на юге Калифорнии. Время идёт, Боб прокуривает свои мозги и усиливает свою паранойю: подростку нельзя пользоваться телефоном и подпускать к дому друзей. Кажется, не просто так, потому что однажды их всё же находит военный Локджо. Он планирует окончательно разобраться с бывшими протестующими и лично познакомиться с загадочной Шарлин.

«Винляндия» Томаса Пинчона

Стоит начать с того, что «Битва за битвой» — вольная адаптация романа американского писателя Томаса Пинчона «Винляндия». Книга Пинчона — это история поколенческих и идеологических столкновений свободолюбивых 1960-х и репрессивных 1980-х. Главная героиня, Прейри Уилер, ищет свою мать Френеси Гейтс — радикальную активистку, чья деятельность была подавлена правительством. Пинчон сатирически изображает американское общество 80-х, погружаясь в абсурд, конспирологию и хаос того времени. Его книга отличается витиеватой структурой, множеством культурных отсылок и почти непереводимым литературным языком.

Пол Томас Андерсон задумался об экранизации «Винляндии» более 20 лет назад. Тогда он представлял это как зрелищный экшн-фильм с погонями на машинах, возвращаясь к этому замыслу всю свою карьеру. Со временем мятеж 1960-х стал перекликаться с миром, в котором растут дети режиссёра, а история Пинчона идеально вписалась в современную американскую реальность. Режиссёр говорил, что на протяжении 20 лет он тянул эту идею за разные нити, и в каком-то смысле ни одна из них не отпустила его. Он увидел в романе потенциал для комментария об Америке в контексте политических потрясений последних лет и связал все эти мысли воедино.

Битвы Пола Томаса Андерсона

Есть ощущение, что Пол Томас Андерсон — один из немногих современных режиссёров практически с идеальной репутацией и безграничным кредитом доверия. Спустя годы его карьеры сложилось впечатление, что любой фильм ПТА — синоним кинематографического мастер-класса и заведомо выдающееся кино, которое неизбежно войдёт в историю. Современное американское кино подвластно немногим, и Андерсон входит в этот узкий круг. В первую очередь благодаря преданности синефилов и способности снимать убедительное, разножанровое и разнобюджетное кино.

На этот раз, по некоторым подсчётам, студия-гигант Warner Bros. выделила на «Битву за битвой» 130 миллионов долларов, несмотря на то, что большинство фильмов ПТА не окупились в прокате. Фильм обошёл стороной мировые кинофестивали, избежав возможных противоречивых реакций, и отправился прямиком в кинотеатры. Затем сработало сарафанное радио, и вот перед нами один из самых обсуждаемых фильмов года, который, вероятно, поборется за звание лучшего на грядущем «Оскаре». Несмотря на яркий политический контекст фильма и его хронометраж (2 часа 40 минут), зрители толпами бегут в кинотеатры, стремясь посмотреть «Битву за битвой» во всех шести доступных форматах — от 35-мм плёнки VistaVision до 70-мм IMAX. Андерсон снял свой первый по-настоящему зрительский и массовый фильм.

Его талант заключается в способности превращать сложные, на первый взгляд далёкие, сюжеты в простые и доступные истории. Сердце его фильмов начинает биться практически сразу, благодаря чему дар ПТА соединять громоздкие сюжеты и вечные темы находит отклик у широкой аудитории. «Битва за битвой» — это объединяющее кино, которое возрождает любовь к большим экранам и твёрдо находит своё место в неспокойном политическом климате США.

Андерсон прямолинеен и строг, его революционеры совсем не герои, а их действия часто вызывают вопросы. «Битва за битвой», в отличие от того же «Эддингтона» Ари Астера (оба фильма можно трактовать как прямую критику политических дел современной Америки), универсальна и не ограничивается одними Штатами. Стоит подставить любое время и место, фильм о родительстве и потере контроля сработает не меньше. И совсем неудивительно, что это кино так уверенно нашло своего зрителя. Сюжеты и герои многих фильмов ПТА живут в безвременье и «Битва за битвой» — не исключение. Из прошлых работ режиссёра можно вспомнить «Нефть» и «Призрачную нить». В первом Андерсон рассказывает историю морального падения героя Дэниела Дэй-Льюиса в эпоху капиталистического террора. А любовная линия второго строится на психологическом насилии. Большинство его фильмов с каждым годом смотрятся всё острее, страшнее и актуальнее.

Отцы и дети

Помимо противостояния бывших борцов за справедливость с насильственным режимом, Андерсон делится страхами собственного отцовства и ставит в центр историю отца и дочери. Боб и Шарлин — родственники, которых не должно было быть. Девочка ещё из утробы матери слышала пулемётные залпы и встретила своё детство в бегах. Боб же, травмированный распадом их группировки, не нашёл другого выхода, кроме как погрязнуть в болоте алкоголя и наркотиков. Андерсон проецирует собственные страхи родительства и желание защитить своего ребёнка от окружающих его опасностей. Куда ни посмотри — очередные битвы, в которых один неверный шаг может привести к необратимым последствиям.

Пол Томас Андерсон смешивает окружающий нас хаос с самой ответственной и сложной задачей в жизни каждого человека — не потерять самое дорогое и ценное, что у нас есть и держаться рядом со своей семьёй даже в самые безумные времена. И о каких восстаниях идёт речь, когда сквозь огонь, воду и первобытный человеческий страх мы готовы проживать эти битвы снова и снова, лишь бы дорогие сердцу люди не исчезли на горизонте.

Актёрский триумф

Пол Томас Андерсон мастерски умеет работать со своими артистами, часто выбирая на роли малоизвестных или недостаточно узнаваемых талантов. Так, наравне с титанами индустрии — Леонардо ДиКаприо, Шоном Пенном и Бенисио Дель Торо — ничуть не хуже проявили себя дебютантка Чейз Инфинити и актриса Тейяна Тейлор. Чего только стоит финальная сцена погони в третьем акте с Инфинити или открывающий монтаж с Тейлор — каждая из актрис выжигает экран своей безумной энергией или безмолвными реакциями.

Шон Пенн, возможно, сыграл свою лучшую роль в карьере. Его американский вояка Локджо с комичной белой чёлкой страдает от зажимов челюсти и борется с пугающими сексуальными фантазиями о революции (в лице Перфидии). Ярчайшая роль, которая точно не останется незамеченной академиками. Кино стоит смотреть хотя бы ради этого карикатурного злодея и отдачи самого Пенна.

Реактивная реакция

Конечно, ещё рано подводить итоги этого года или определять лучший фильм этого века, но можно быть уверенным в том, что «Битва за битвой» Пола Томаса Андерсона попадёт в эти списки. Мир, как никогда, нуждается в подобных историях и героях: комичных, человечных и не знающих, что делать. Это кино — как резкая, почти животная реакция на стагнацию нашего мира. Со временем мало что изменилось.

Битвы всё так же идут, семьи всё сильнее отдаляются, а любовь и правда способна изменить многое. Добавьте к этому изобретательный монтаж, гениальный саундтрек Джонни Гринвуда, голливудский студийный размах и любовь к кино — и получите авторское высказывание, способное, если не изменить мир, то хотя бы напомнить о том, что мы не одни, а настоящая свобода сильнее любого страха.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Barsakelmes: легенда, воплощённая в металле
Стиль
#мода
Barsakelmes: легенда, воплощённая в металле
Машинный лукизм: почему мы спрашиваем бьюти-советы у ИИ 
Стиль
#красота
Машинный лукизм: почему мы спрашиваем бьюти-советы у ИИ 
Более 1600 участников собрала конференция Kolesa Conf 2025
Город
#события
Более 1600 участников собрала конференция Kolesa Conf 2025
Стартует юбилейный EURASIAN FASHION WEEK SS-26
Стиль
#мода
Стартует юбилейный EURASIAN FASHION WEEK SS-26
Вы одиноки — теперь это норма
Ликбез
#общество
Вы одиноки — теперь это норма