«Новая волна» Ричарда Линклейтера: Годар для самых маленьких

В Каннах состоялась премьера нового фильма Ричарда Линклейтера — «Новая волна», рассказывающая о съёмках «На последнем дыхании», режиссёрского дебюта Жана-Люка Годара. О самом фильме и о том, почему иногда важно смотреть такое кино (особенно зрителям Каннского кинофестиваля» рассказывает Рамазан-Малик Елеусиз.

Новая волна французского кинематографа, случившаяся в 60-х, по сей день будоражит мысли киноманов (или синефилов) по всему миру. За долгие годы движение превратилось из кинематографического течения в миф, легенду, великую мечту о свободном кинематографе, равной которой не было ни до, ни после.

У кого не было увлечения этой бандой аутсайдеров, захвативших французское кино, тот, наверное, никогда не любил кино. И я сейчас не только о выпускниках киноведческих факультетов: среди тех, кто испытал на себе влияние «нововолновцев», были Квентин Тарантино, Уэс Андерсон, Джим Джармуш и так далее. Список этот можно продолжать бесконечно, ведь Годар и компания — это любимые режиссёры ваших любимых режиссёров.

Среди фанатов «новой волны», конечно, и сам Линклейтер, хотя его главные работы — ставшие классикой «Отрочество», «Под кайфом и в смятении» и трилогия «Перед» — параллельны, а иногда и идейно противоположны картинам новой волны. Получается, что человек, снимавший один фильм на протяжении 10 лет (именно столько заняли съёмки «Отрочества»), экранизирует жизнь коллеги, снимавшего по три фильма в год. Конечно, от радикальной свободы Годара, в «Новой волне» не осталось и следа. И да, несмотря на название, фильм получился именно о Жан-Люке.

Хотя он и подаётся здесь бунтарём, не признающим правил и законов кинематографа, Линклейтер всё равно задним числом вписывает его в традицию. В его прочтении Годар, с одной стороны, сводится к комичной эксцентрике — отменяет съёмки в последний момент, потому что проголодался, отказывается снимать дубли и забывает писать сценарий. А с другой, окружен ореолом гениальности — разговаривает крылатыми фразами и на ходу придумывает культовые сцены. От политического и идеологического контекста его творчества американский режиссёр не оставляет и следа. Получается такой доктор Хаус от мира кино.

«Новая волна» рассказывает о том, как Годар снял свой первый фильм — «На последнем дыхании», наравне с «400 ударов» ставшим ключевым для движения. Достаточно прилежно следуя хронологии событий, Линклейтер попутно идеализирует и романтизирует всё происходящее, давая волю своему нескрываемому фанбойству. А вы знали, что вместо операторской тележки на съёмках использовали инвалидную коляску? А как он перепридумал джамп-каты? А помните эту цитату про девушку и пистолет? А… Ну, в общем вы поняли.

Годар как-то сказал, что они с коллегами чувствовали себя в кино дикарями, ворвавшимися в Версаль Людовика XV. Линклейтер же отстраивает свой Версаль прямо вокруг нововолновцев, превращая их самих в экспонаты, бережно коллекционируя их личные вещи и развешивая повсюду портреты. К последнему он подошёл особенно серьёзно, собрав и подписав в кадре всех, кто хоть отдалённо связан с течением. Нашлось место даже старшим товарищам — Росселини читает режиссёрам лекцию, а Брессон даёт молодому Годару практические советы по съёмкам.

Тем не менее, будет несправедливо отрицать, что фильм с поставленной задачей справляется на ура. Если вы обожаете фильмы новой волны, то вас согреют ностальгией и развлекут фансервисом — фильм буквально соткан из бесконечных отсылок. Если же вы не знакомы ни с Годаром, ни с Трюффо, ни с Аньес Варда, то тоже не беда, ведь картина работает лучше любой вводной лекции и вполне способна пробудить интерес к талантливым французам даже у неподготовленного зрителя.

Да, Годару бы этот приторный портрет его эпохи безусловно не понравился. Он сейчас, наверное, яростно наматывает круги вокруг своей оси, лёжа в гробу. Но в том, чтобы не оглядываться на то, что подумал бы Годар, тоже есть своя смелость. Сохраняя примерную фактологию, Линклейтер всё же неизбежно переписывает героев, делая их более простыми, понятными и привлекательными. Едва ли убеждённость Годара в собственной гениальности или его хулиганские выходки на съёмках в жизни выглядели так же обаятельно, как на экране.

Так же режиссёр поступает и с визуальным инструменталом нововолновцев, под фильмы которых едва заметно мимикрирует «Новая волна». Он приручает их яркий и свободный стиль, выбирая из него только самое безопасное, чтобы не шокировать зрителя и не отвлекать лишний раз от сюжета. Так в картину перекочевала чёрно-белая палитра, слом четвёртой стены, монтажные приёмы и визуальные референсы. Для пущей достоверности он даже снят на французском — впервые в карьере режиссёра.

В конце концов, несмотря на то, что это фильм совсем не про Годара и не про новую волну, он всё равно обладает ностальгическим шармом и способен напомнить о любви к кино даже самым скептичным зрителям. Полезно иногда смотреть такие фильмы и особенно хорошо, что его показали в Каннах. Не только потому что сюжет фильма частично разворачивается на Лазурном берегу, но и потому что он способен напомнить местной публике, как здесь когда-то писалась история кино — точнее, её самая радикальная страница.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как тёмная лошадка «Сират» стал самым обсуждаемым фильмом Канн
Культура
#кино
Как тёмная лошадка «Сират» стал самым обсуждаемым фильмом Канн
В Алматы состоится второй Vinitaly Kazakhstan Roadshow
Город
#события
В Алматы состоится второй Vinitaly Kazakhstan Roadshow
Финикийская схема: Уэс Андерсон уже не тот?
Культура
#кино
Финикийская схема: Уэс Андерсон уже не тот?
2017 — это новый 2007: почему мы ностальгируем
Ликбез
#общество
2017 — это новый 2007: почему мы ностальгируем
Единый QR для всех банков запустят в Казахстане
Бизнес
#технологии
Единый QR для всех банков запустят в Казахстане