«Ночь с психопатом» — притягательный кэмп-хоррор, который вы пропустили

До казахстанских кинотеатров тихо добрался гротескный фильм ужасов с Самарой Уивинг «Ночь с психопатом». Скорее всего о картине вы не слышали и зря, ведь любителям комедийных хорроров эта лента определённо придётся по вкусу. О том, почему незаметная жанровая работа веселит, пугает и оставляет после себя приятное чувство кэмпового кино рассказывает кинокритик Ораз Керейбаев.

Сошедший с ума фанат Пол приходит в частный особняк певицы Софии, убивает охранника и проникает к ней в поместье, чтобы насильно женить на себе. Мужчину ловят на месте преступления, но уже через полгода он снова решается попытать удачу, заручившись поддержкой таких же невменяемых преступников. В течение фильма Пол постепенно всё больше теряет рассудок, создавая ощущение безумия не только на экране, но и в головах зрителей.

Эстетику «кэмпа» обычно ассоциируют со всем нарочно фальшивым, эксцентричным, неестественным. Это победа стиля и формы над «содержанием», освобождающая всё признанное вульгарным и второсортным. В отличие от китча, под которым зачастую понимается дурновкусие, кэмп — это намеренная эстетизация всего отталкивающего. В драматургии этого эффекта достигают за счёт игры с сюжетными штампами, иронизируя над ними и нередко доводя сюжет до абсурда. И в «Ночи с психопатом» нам предлагают именно такой эталонный кэмп. 

Картина прыгает между жанрами: начинается как романтическая мелодрама, продолжается как хоррора в стиле Тая Веста и Мии Гот, переходит в откровенную комедию и заканчивается историей об отношениях с родителями. Вишенкой на торте становится музыкальный номер, который вгоняет публику в ступор. 

Хотя все эти эпитеты обычно применяют по отношению к плохим картинам, случай «Ночи с психопатом» совершенно иной, ведь Уорден допускает ошибки намеренно. Переезд нами гротескное кино и воспринимать его следует именно так, ожидая не продуманного сюжета, а вывернутой наизнанку, подчас бессмысленной истории. Критикуя проект, англоязычное издание Bloody Disgusting очень верно описало картину словом «directionles» (не имеющая направления). События фильма порой встают на месте, одни актёры не доигрывают, другие переигрывают, да и по большей части все скорее развлекаются, понимая нарастающую абсурдность ленты. Однако именно в этом отсутствии направления заключается вся привлекательность «Ночи с психопатом». Создатели пытаются не столько напугать аудиторию (хотя и это присутствует), сколько пригласить поучаствовать в творящейся вакханалии, ненадолго отключить мозг и посмеяться над творящимся на экране безумием.

О кэмповости ленты говорит не только бессмысленный сюжет, но и список людей, работавших над проектом. В первую очередь в глаза бросается Самара Уивинг, исполнившая роль поп-звезды. Поклонникам жанра актриса известна по дилогии «Няня» и уже ставшему культовым «Я иду искать». За годы карьеры девушка превратилась в настоящую королеву крика, плотно войдя в нарратив современных хорроров. 

Второй человек, чьё присутствие ощущается с первых кадров — это режиссёр? Джимми Уорден. Постановщик ранее написал сценарии к «Кокаиновому медведю» и сиквелу «Няни». Обе работы запомнились в первую очередь невероятным градусом абсурда и условности. При этом «Кокаиновый медведь» смог пробить жанровый барьер и стал феноменом среди массовой аудитории Америки. Что примечательно, Уорден, ко всему прочему,  — муж Самары Уивинг. Поэтому сюжет, строящийся вокруг сошедшего с ума мужчины, который пытается жениться на популярной певице, начинает играть новыми красками. 

В «Ночи с психопатом» Уорден недвусмысленно отсылает к предыдущей работе Уивинг — «Я иду искать». Обе ленты разворачиваются в рамках одного дома, наполненного толпой разношёрстных персонажей, с которыми должна сразиться героиня Самары. Сюжет в них строится вокруг женитьбы, а тон балансирует между романтикой и ужасами. Да и приглушённый визуальный стиль с нотками ретро у картин будто один на двоих. Однако если «Я иду искать» позиционировался как серьёзная работа в рамках жанра, то творение Уордена выглядит как его кривое зеркало. Тем не менее, на получившееся отражение смотреть всё так же приятно.

Последний человек, который создаёт неповторимую магию картины — это сумасшедший фанат в исполнении Рэя Николсона — сын Джека Николсона. У отца он унаследовал не только талант, но зловещее лицо, которое мы уже успели оценить в прошлогоднем хорроре «Улыбка». В «Ночи с психопатом» Рэй идеально балансирует между комедией и драмой, позволяя публике посочувствовать сумасшествию героя и посмеяться с нелепости его поведения.

Но главное открытие фильма — Альба Баптиста — молодая актриса, исполнившая роль сумасшедшей помощницы главного героя. Сцены с ней можно пересчитать на пальцах одной руки, но она уверенно крадёт каждую из них: от изощрённых убийств до музыкального номера с Самарой Уивинг. К сожалению, эта роль вряд ли станет для неё прорывом, учитывая минимальный интерес к фильму со стороны как рядовых зрителей, так и критиков.

Подытожив, работа Уордена — это не высокое искусство и не новое слово в жанре. «Ночь с психопатом» скорее представляет собой весёлую выходку, этакий хоррор-протест в духе «Очень страшного кино», пусть и не столь очевидный. Ну а в век, когда каждый второй фильм ужасов пытается говорить на сложные темы (не всегда удачно), фанатам жанра стоило бы обратить взор на незатейливую, но притягательную в своей бессмысленности картину. 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Искусство Алматы: что посмотреть в мае?
Город
#события
Искусство Алматы: что посмотреть в мае?
Дома из ткани и воспоминаний: выставка До Хо Су открылась в Tate Modern
Культура
Дома из ткани и воспоминаний: выставка До Хо Су открылась в Tate Modern
Тренд на kidult: почему мы любим коллекционировать
Ликбез
#общество
Тренд на kidult: почему мы любим коллекционировать
Казахстанский стартап 1Fit неожиданно свернул бизнес в Мексике
Бизнес
Казахстанский стартап 1Fit неожиданно свернул бизнес в Мексике
Айзада Амангельды и Назгуль Долоткелдиева едут в Канны с проектом «18 жаш»
Культура
#кино
Айзада Амангельды и Назгуль Долоткелдиева едут в Канны с проектом «18 жаш»