«Не все дома»: путешествуем по новому альбому Noize MC

14 марта Noize MC выпустил десятый студийный альбом «Не все дома». Пластинка стала первой с начала полномасштабного вторжения России в Украину, против которой с 24 февраля 2022 года активно выступает Иван Алексеев (настоящее имя рэпера). 

Разбираем релиз и рефлексируем.

На самом деле, Noize MC начал выступать против войны задолго до её официального старта. Предыдущий альбом «Выход в город», релиз которого состоялся в конце 2021 года, в ретроспективе вызывает, мягко говоря, жуткие чувства. В нём Алексеев выступает не просто критиком российской власти, а как бы предвестником страшной войны, которая повлияет на нас всех. 

Когда началась война, я училась на втором курсе в Москве. «Выход в город» ещё до февраля был заслушан мной до дыр в бесконечных поездках на электричке между университетом и общежитием. Я сильно грустила от того, что не попала на столичный концерт в конце ноября, но надеялась, что ещё точно услышу песни с нового релиза вживую. Тогда никто не знал, что это будут последние в обозримом будущем выступления Нойза в России. 

Так вышло, что «Не все дома» я тоже впервые слушала в Москве — точнее, во время рейса Алматы — Москва, по пути на недельную командировку. Я специально отложила прослушивание релиза на пятичасовой полёт, чтобы прослушать каждый трек, не отвлекаясь на алматинское солнце, людей на летниках и бариста, уточняющих, на каком молоке мне сделать холодную матчу. Возможно, это было не самым лучшим решением: уже к середине альбома меня накрыло желание попросить экипаж развернуть самолёт и оставить меня дома — настолько сильно погружаешься во вселенную, сконструированную автором в альбоме.

«Не все дома» — логическое продолжение «Выхода в город». Об этом в своём телеграм-канале пишет сам автор:

…вот ты вышел из условного «дома» в условный «город», а там — сущая катастрофа. Но это всё равно освобождающее действие, всё равно выход. И вот на этом балансе между энергией освобождения и энергией полного мрака живёт альбом»

Если попробовать подогнать пластинку под одну концепцию, можно сказать, что это альбом-путешествие — больше психологическое, чем географическое. Ключевой талант Ивана Алексеева как сонграйтера — умение настолько реалистично писать тексты от «чужого» первого лица, что при прослушивании картинка в голове складывается в целое кино. 

На протяжение 14-ти треков слушатель оказывается в абсолютно разных реальных и вымышленных местах, где свои истории голосом одного человека рассказывают разные лирические герои. 

 

Категория времени, а не пространства

Большу́ю часть пластинки Noize MC составляют путешествия в дорогие сердцу самого исполнителя периоды жизни. Альбом начинается с одноимённого трека, в котором автор вспоминает свою юность в Белгороде и размышляет о том, что происходит в городе детства сейчас. В то время как Нойзу удалось выбраться из родных грустных пейзажей, «взмыть туда, где ревут стадионы» и «прославиться на всю страну», люди, оставшиеся там, прячутся в бомбоубежищах и боятся за свои жизни. 

Важно, что пластинку открывает именно этот трек, так как он мастерски отражает переживания артиста — да и просто человека — в эмиграции (коим является сам Алексеев). Тебе удалось выбраться и худо-бедно наладить свою жизнь, но там, далеко остался дом. Да, обветшалый, серый и абсолютно непривлекательный, но дом — и сколько бы времени ни прошло с отъезда, он всё равно будет существовать у тебя на подкорке. 

Похожий сюжет раскрывается в следующем треке под названием «Атлантида». Здесь ностальгия смещается с детства на зрелость — Нойз поёт о жизни, оставленной в Москве, вернуться в которую не удастся «любым транспортом и с любым паспортом». Впервые слушая эту песню в самолёте, летевшем как раз в Москву, мне потребовалось много сил, чтобы не разбудить уснувшего соседа своим всхлипами. Ненадолго возвращаясь в город, в котором провела довольно счастливое студенчество, я понимала, что больше никто и никогда не окажется в той Москве, которая когда-то была мне очень дорога. 

В вызывании слёз с «Атлантидой» может уверенно посоревноваться композиция Open Air. Сама я в первый и пока единственный раз была на выступлении Нойза в далёком 2017-ом, купив билет на опен-эйр в Бишкеке за смешные 100 сом (~600 тенге). Впечатления пятнадцатилетней меня и героя песни очень схожи ровно до строчки «Жалко, что не вышло дожить до лета». Описание счастливых воспоминаний с летнего фестиваля под открытым небом в куплетах резко сменяется военными сценами в припеве и бросает в дрожь даже после пятидесятого прослушивания.

 

Пусть танцуют лебеди

Это не был бы альбом Noize MC в 2025 году, если бы в нём не было сильного протестного подтекста. Алексеев никогда не стеснялся петь на околополитические темы — это прослеживается и в ироничном «Вьетнаме» (2012), и в призывающем к миру «Иордане» (2015), и украиноязычной «Вуду» (2021). Но если в ранних треках политическим был именно подтекст, то в последнем релизе смыслы максимально прозрачны. 

Самая прямая композиция из всех — «Кооператив “Лебединое озеро”». Припев цитирует мелодию Петра Чайковского, а текст отсылает к телетрансляции балета в СССР в дни ключевых политических перемен (например, похорон генсеков ЦК КПСС или Августовского путча 1991 года). Назревает вопрос: а когда мы снова увидим танцующих на экране лебедей?

Если «Кооператив» звучит громко, как попытка достучаться или доораться до слушателя, то фит с Монеточкой и Витей Исаевым под названием «Никто не пострадал» звучит больше как колыбельная. На мелодичный и немного космический бит накладываются стихи Ивана и Лизы (настоящее имя Монеточки) об «удобстве» позиции нейтралитета в отношении войны. Гуляя по центру Москвы и разглядывая баннеры, рекламирующие службу по контракту, в очередной раз убеждаешься, что нейтральным оставаться невозможно. 

В треке «Страна дождей», выпущенном в виде сингла ещё в октябре 2022-ого, Нойз поёт о планах «срежиссировать» новую жизнь после эмиграции из России в Литву. Меланхоличный припев с ноткой надежды сменяется агрессивным куплетом, состоящим из претенциозных вопросов: 

Что же ты сбежал? Что ж ты не пошёл

Против «космонавтов» с калашами босиком да голышом?

Что же ты бензином не облил себя да не поджёг?

Чё, зассал? Ну ты и лошок…

Такие обращения после начала войны стали базовыми в отношении россиян, выбравших из соображений безопасности бороться с режимом за пределами страны. Совсем противоположные персонажи встречаются в песне «Соловьи», звучащей как ребёнок любви советской эстрады и европейского блэк-метала.  

В «Соловьях» слушатель оставляет понятный мир и довольно прозрачные текста песен, описанных выше, и встречается уже не с Иваном Алексеевым, а с артистами, выбравшими пойти на компромисс. В первом куплете мы попадаем на закрытое мероприятие для «хмурых дядек», на котором музыканты просто выполняют свою работу — играют и поют, стараясь не пересекаться взглядом с виновниками торжества и игнорируя всё, что происходит вокруг. Во втором куплете музыкант пытается объяснить, почему артисты идут на компромисс, перечисляя, «чем пахнут деньги»: 

Разве что искренней заботой о старенькой маме

Разве что людьми на зарплате, детьми и друзьями

Разве что только триллионом веских оправданий —

Но сильней всего деньги пахли деньгами

Несмотря на нетипичное для моего плейлиста звучание, после первого прослушивания мне хотелось ставить трек на репит снова и снова и вникнуть в каждую строчку. После очередного перечитывания текста, я поняла, чем песня меня зацепила. Её посыл удачно ложится не только на реалии российской эстрады — послушайте трек сами и подумайте, кого ещё можно назвать такими «соловьями». 

 

Светлая будет полоса

Не всё так облачно: есть на пластинке и треки, пропитанные надеждой и ожиданием радостного поворота — это «Причины для радости» и «Светлая полоса». Несмотря на позитивный мотив первой песни, она зашла мне не так сильно, как вторая, звучащая не так уж весело. 

Но главная песня альбома лично для меня — «Криокамеры», второй фит трио Нойза, Монеточки и Вити Исаева. Я бы очень хотела, чтобы именно это композиция стала завершающей в альбоме вместо завирусившегося кавера на «Обломки чувств» и вот почему.

Трек звучит как тихий отголосок апокалипсиса. Идея закрыть глаза на реальность и уснуть в криокамере, чтобы проснуться в лучшем будущем, — красивая, конечно. Только вот никто не скажет, сколько ждать. Год? Сто? Многие выбирают замёрзнуть в надежде, что потом кто-нибудь нажмёт «разморозить» и всё будет хорошо. Но если мы уснём в криокамерах, чтобы проснуться в новом мире, то не проснёмся никогда. Поэтому лучше не засыпать — оставаться в контексте, каким бы неприятным он ни был.

«Не все дома» — это сильная работа на стыке личного и политического. Это не манифест и не дневник, а скорее сплав частного переживания с ощущением исторического момента. Иван Алексеев говорит о себе и попадает в точку для других. Его стихи и музыка не кричат, но резонируют: с болью утрат, с растерянностью, с гневом, с тем, каково это — жить на сломе эпох. Noize MC на новом релизе просто делает то, что умеет лучше всего: смотрит в лицо реальности — мрачной, абсурдной, но всё ещё не лишённой смысла — и переводит её в звук.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
«Дарақы фильмдердің авторлары ойланатын кез келді». Дубляж режиссері Шах-Мұрат Ордабаев
Культура
#кино
«Дарақы фильмдердің авторлары ойланатын кез келді». Дубляж режиссері Шах-Мұрат Ордабаев
Церемония «Грэмми» 2026 объявила новые категории и дату проведения
Культура
#музыка
Церемония «Грэмми» 2026 объявила новые категории и дату проведения
DARK ALPHA тобынан кетті. Оған не себеп болды?
Ликбез
#общество
DARK ALPHA тобынан кетті. Оған не себеп болды?
«Материалистка»: любовь в ритме Селин Сон
Культура
#кино
«Материалистка»: любовь в ритме Селин Сон
Молодой казахстанец стал моделью IMG Models после вирусного ролика
Стиль
#мода
Молодой казахстанец стал моделью IMG Models после вирусного ролика