«Наполеон» — печальная история любви в историческом эпике

2023 год запомнится своими грандиозными историческими лентами, разговоры вокруг которых начали ходить задолго до выхода фильмов в свет. Летом все обсуждали «Оппенгеймера» Кристофера Нолана, в октябре говорили об «Убийцах цветочной луны» Мартина Скорсезе, а теперь зрители спорят о качестве «Наполеона» Ридли Скотта. Все проекты — это крупнобюджетные эпопеи, сделанные признанными гениями своего времени. Однако работа Скотта не выдерживает конкуренции со своими собратьями по жанру. Обо всех проблемах новой картины с Хоакином Фениксом рассказывает наш кинокритик Ораз Керейбаев.

Сюжет

Как можно догадаться из названия, фильм строится вокруг жизни Наполеона Бонапарта. За два с половиной часа хронометража зрителям показывают весь путь завоевателя, начиная от его первых побед на поле боя и заканчивая последними днями в изгнании на острове Святой Елены. Между этими двумя событиями проходит несколько десятилетий, в течение которых мы наблюдаем за главными моментами из биографии императора. Скотт условно разделяет их на проблемы личного и государственного масштаба. Так, сцены баталии с использованием сотен каскадёров часто сменяются камерными разговорами Наполеона с его женой Жозефиной и наоборот.

Личное и политическое 

Контраст публичного и персонального образа Наполеона — это одновременно самая сильная и самая слабая часть фильма. Скотт пытается показать Бонапарта разным, чтобы донести идею о вечном противостоянии личных и государственных интересов в жизни полководца. Поэтому персонаж Хоакина Фениска несколько раз в течение картины должен сделать выбор между семьёй и Францией. На уровне идеи такое противопоставление должно было показать аудитории более глубокого и трагического персонажа, жертвующего всем на благо страны. Однако на практике такое решение привело к неравномерному темпу повествования и рваной истории.

За 155 минут хронометража лента не в состоянии полностью вовлечь ни в одну из сюжетных линий, показывая множество мало связанных отрывков из жизни Наполеона. За долгие годы правления наш протагонист успел поучаствовать в неимоверном количестве сражений, большая часть из которых с лёгкостью бы потянула на собственный фильм. То же самое можно сказать и о делах Бонапарта внутри Франции, и о его личных переживаниях. Поэтому, пытаясь вместить все основные события из биографии полководца, Скотт превращает свой фильм в зрелищную страницу Википедии. 

Жозефина

Стоит разобрать любовную линию «Наполеона» в деталях. За 2023 год это уже не первый байопик, где важная, если не центральная, роль была уделена личной жизни персонажа. Тут можно вспомнить и «Маэстро» о Леонарде Бернстайне, и «Присциллу» о семействе Пресли, и «Феррари» об Энцо Феррари. Во всех примерах, включая работу Ридли Скотта, говорят о различных изъянах главного героя в общении со своей возлюбленной. В случае с Хоакином Фениксом такой темой стала невозможность Жозефины забеременеть. Так как Наполеон является главой государства, он обязан произвести наследника, поэтому отношениям короля и королевы приходит конец. 

На примере отношений между героями Скотт показывает, насколько беспомощным может оказаться даже великий завоеватель. Однако фокус на его отношениях с Жозефиной оттягивает внимание от политических событий, показанных в фильме, отчего последние становятся зрелищными филлерами, которые нам приходится наблюдать в перерыве от основной истории. В итоге, любовная линия в картине Скотта оказывается более интересной, чем все те масштабные бои, о которых говорили в промо-материалах к фильму.

Завоевания

Походы Наполеона могли бы вызвать интерес зрителя, если бы в них было вложено то же количество тонких деталей, что и в личную жизнь полководца. Однако вместо этого за два с половиной часа нам показывают шесть масштабных сражений, в которых нет ничего кроме попкорнового экшена. Сотни людей умирают на поле боя, но за ними не стоит ни предыстории, ни внятно показанных эмоций. Вместо этого в эпизодах присутствует харизматичный и устрашающий Хоакин Феникс. Эти баталии можно сравнить со сражениями из «Игры престолов», где авторы часто помещали персонажей в самое пекло, а также объясняли стратегию поединка, выбранную героями. Так у публики была возможность получить контекст и почувствовать на себе творящийся вокруг хаос. В случае с «Наполеоном» такого не происходит, отчего красивейшие сцены боя можно назвать невероятным техническим достижением, но никак не сценарным.

Более того, Ридли Скотт даёт мало контекста в течение всего фильма. Если зритель не знаком с биографией Наполеона, то названия сражений и важные политические события Франции пройдут мимо него. Поэтому рядовому зрителю остаётся только цепляться за более проработанную сюжетную линию с Жозефиной.

Актёрская игра

Главное достоинство фильма — это игра Хоакина Феникса и Ванессы Кирби. Хотя в большинстве сцен они сидят и томно смотрят друг на друга, в этих взглядах и заключена вся химия персонажей. Мельчайшими движениями на лице Феникс показывает любовь к своей экранной жене, которую тот должен подавить в себе ради интересов Франции. Точно также Кирби, то ненавидящая, то боготворящая своего мужа, ворует каждую свою сцену. Особенно это видно в эпизоде, где девушка просит прощения за измену, плача и моля Наполеона о пощаде. Тут у героя есть возможность показать свою власть. Однако уже в следующей сцене, Кирби перехватывает бразды правления, указывая на беспомощность Наполеона. 

 

Итог

В «Наполеоне» Ридли Скотта есть целый ряд позитивных элементов, но провальные решения фильма не позволяют режиссёру донести свои идеи до зрителя. Пафосные сражения не подкреплены сюжетно, а непропорциональное противопоставление личного и публичного разделяет фильм на две малосвязанные истории. Поэтому этот проект можно назвать актёрским успехом Феникса и Кирби, но никак не Скотта.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
«Почему она не может просто уйти?»: эволюционные корни гендерного насилия 
Ликбез
#общество
«Почему она не может просто уйти?»: эволюционные корни гендерного насилия 
«Мы всем чужие» Эндрю Хэя: как подружиться с призраками прошлого и не сойти с ума
Культура
#кино
«Мы всем чужие» Эндрю Хэя: как подружиться с призраками прошлого и не сойти с ума
Куда сходить в Алматы: подборка на 23 – 25 февраля
Город
#события
Куда сходить в Алматы: подборка на 23 – 25 февраля
«Состояние танго» – әдемі декорация, музыка және образдарға бай, бірақ сұрақтар тудыратын спектакль
Город
#события
«Состояние танго» – әдемі декорация, музыка және образдарға бай, бірақ сұрақтар тудыратын спектакль
Gillette представили новый продукт и амбассадора
Бизнес
Gillette представили новый продукт и амбассадора