Как Vaundy создаёт портрет Японии 80-х

Зимой вышел громкий аниме-сериал — «Дни Сакамото», опенинг для которого записал подающий надежды музыкант Vaundy. Молодой певец не первый раз отмечается композициями для японской анимации: он исполнил саундтреки для «Рейтинга короля», «Человека-бензопилы» и «Семьи шпиона». Но прославился он прежде всего благодаря синглу «Odoriko», ставший трижды платиновым в Японии.

Абулхаир Жусупов рассказывает, как Vaundy использует ностальгию в своей музыке и почему он звучит так свежо на фоне всего j-pop.

Кто такой

Японские артисты зачастую не любят распространяться о деталях своей биографии, и Vaundy не стал исключением. О нём мало что известно: слушатели не знают ни настоящего имени музыканта, ни места его рождения. Он родился в 2000 году и с детства мечтал связать свою жизнь с музыкой: уже в средней школе он освоил Cubase — программу для записи музыки, а в старшей и вовсе выкладывал видео на NicoNico — японский видеохостинг, тем самым войдя в число так называемым утаитэ — кавер-исполнителей в интернете. 

Чтобы улучшить свои навыки, певец пошёл в музыкальную школу Voice, которой руководит Ёшихико Нишио — известный продюсер, под началом которого, например, выступает Yui, известная по опенингу для «Стального алхимика: Братство». Однако карьера музыканта не даёт никаких гарантий успеха, поэтому юноша поступил на дизайнера в Колледж искусств при Университете Нихон, который окончил в 2023 году уже в статусе звезды.

В 2019 году Vaundy выпустил на YouTube дебютный сингл «pain». Уже через несколько месяцев его замечает агентство талантов Stardust, под эгидой которого артист запускает собственный лейбл — Vaundy Artwork Studio. Поддержка агентства помогла ему стать популярным в мгновение ока: песня «Tokyo Flash» набрала миллион просмотров всего за два месяца, а стол переполнялся предложениями исполнить саундтреки для дорам. Постепенно музыканта начали замечать и за рубежом: американский певец Lauv пригласил записать ремикс на трек «Modern Loneliness», а Spotify включил в список перспективных фрэшменов «Early Noise 2020».

Музыкальная эстетика

Vaundy создаёт музыкальные образы так, чтобы у его слушателей была чёткая визуализация. Как он сам признаётся, на это повлияла учёба в университете: он пишет музыку с точки зрения визуального дизайна, поэтому ориентируется скорее на ассоциативный ряд изображений в своём сознании, нежели на звуковые референсы. Поэтому певец выделяет аниме-саундтреки как одно из главных вдохновений, так как считает их идеальным синтезом звука и картинки.

Большое внимание он уделяет аналоговой съёмке: часто использует плёнку в клипах, наполняя их зернистостью, бликами и прочими атрибутами старых камер. Особенно это заметно в видео на песню «Odoriko» (с японского — «Танцор»): оно стилизовано под летнюю ретро-эстетику, из-за чего декорации, цветокоррекция и даже формат кадра подчиняются стилизации. Сама же композиция также отсылает к «аналоговому времени»: вокал Vaundy нарочито записан с ограниченным диапазоном частот, чтобы соответствовать техническим возможностям того периода.

Vaundy также порой имитирует VHS и первые цифровые камеры. Яркий пример — клип на композицию «Tokyo Flash». Помимо очевидной стилизации под низкобюджетное кино, музыкант использует сам город как символ восьмидесятых: гуляя по переулкам спальных районов, камера то и дело фиксирует телефонные будки, мигающие вывески, наполненные мусорные пакеты, электропровода и прочие атрибуты того времени. Музыка же подстраивается под изображение: композитор выделяет сити-поп-звучание на фоне остальных подмешанных жанров.

Иногда он даже снимает клипы по кинематографическим шпаргалкам, как это было в недавнем видео для песни «Boku ni wa dōshite wakarundarou» (с японского — «Откуда я мог знать?»), ставшей саундтреком для дорамы «PJ: Воздушная спасательная команда». Но используя чёрно-белую съёмку и широкоугольный объектив, Vaundy продолжает линию эстетизации именно восьмидесятых: главный герой ролика — обычный сарариман, то есть японский «белый воротничок», представитель рабочего большинства в Японии.

Хамелеоновая анимеизация

Vaundy нельзя отнести к определённому стилю: он слишком спокойный для поджанра якосэй, в котором выступают Yoasobi, или направления симокита-кэй, как Eve; и у него нельзя выделить яркую вокальную особенность, как у Ado. На фоне этих трёх исполнителей, служащих в авангарде современной j-pop сцены, музыкант слабо выделяется и пока ничего нового не привнёс в индустрию.

Достоинство Vaundy как раз таки в отсутствии направления. В 2021 году он рассказывал, что, работая над песней «Fukakouryoku» (с японского — «Несчастливая сила»), рассчитывал сделать её более популярной, чем «Tokyo Flash». Более того, он был готов полностью сменить вектор своей музыки, если бы новый трек собрал меньше стримов. Беспринципная нацеленность на успех в интернет-пространстве и ставка на эстетику в итоге помогают ему почти не ошибаться при создании музыки.

Артист делает такой настойчивый акцент именно на «обёртке» песен, так как считает, что в современной музыке невозможно выделиться оригинальностью: инновации в индустрии закончились ещё в 80-х, и с тех пор музыканты лишь по-разному пересобирают частички разных жанров. Поэтому его так привлекают аниме-песни: Vaundy видит в них не только идеальный синтез дизайна и контента, но и наилучшее проявление комбинирования разных стилей, подходов к лирике и транслируемых смыслов.

При этом саундтреки самого Vaundy часто звучат куда более блёкло, чем рядовые синглы. То ли потому что продюсеры дают такую задачу, то ли сам музыкант слишком старается, но его опенинги и эндинги для аниме необычайно одномерные и неэклектичные. Это всё ещё скорее имитация конкретной эстетики, чем подлинное погружение в стиль, но факт остаётся фактом — певец делает очень качественные, но безыдейные жанровые песни. Например, для «Человека-бензопилы» он исполняет типичный японский хард-рок, а для «Семьи шпиона» — допотопный сити-поп.

Итог

Vaundy「『映画ドラえもん』の主題歌は絶対やりたかった」〈DJ・サッシャがナビゲート Vol.1〉 | Oggi.jp

Пока Vaundy как будто сам не совсем понимает, что он хочет видеть от своей музыки: то он задаёт несколькими композициями подряд определённый вектор своего развития, то рассыпается на разрозненные пиксели созерцания эстетики. Однако сам он говорит о своей музыке так:

«Я вижу запрос и пытаюсь доставить предложение».

 

Этот подход работает, так как Vaundy слушают как отъявленные аниме-фанаты, привыкшие к однообразному воодушевляющему j-rock, так и эстетствующие меломаны, уставшие от жанровой однозначности. Он может быть необычайно тихим, нашёптывая слушателю ностальгирующее воспоминание «того самого» свидания, но и невероятно громким, срывая голос в попытках исполнить кавер песни Ado, оригинал которой он продюсировал. Самого Vaundy не смущает статус «одного из, кто был после», а не новатора. Символично, что последний альбом музыканта назван «replica», намекая на его же подход к музыке: имитацию вовлечённости и симуляцию чувств.

Читайте также:

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Почему Sadraddin — comfort space казахстанской музыки
Культура
#музыка
Почему Sadraddin — comfort space казахстанской музыки
Ермек Турсунов покинул Казахстан, заявив о давлении и страхе за свободу
Ликбез
#общество
Ермек Турсунов покинул Казахстан, заявив о давлении и страхе за свободу
Ароматы от Ice Spice: певица готовит свой парфюмерный дебют
Стиль
#красота
Ароматы от Ice Spice: певица готовит свой парфюмерный дебют
Что мы увидели на выставке «Неустойчивое равновесие»?
Город
#события
Что мы увидели на выставке «Неустойчивое равновесие»?
Threads — это казахстанский Twitter
Ликбез
#общество
Threads — это казахстанский Twitter