![«Мне хочется провоцировать зрителя»: интервью с режиссёром Татьяной Ким](https://www.98mag.kz/wp-content/uploads/2023/09/shash-bts2-by-dmitriy-voinov-scaled.jpg)
Последние 11 лет она живёт и работает в Лос-Анджелесе, куда уехала вместе с мужем, Анатолием О обучаться киноискусству. За это время её театральные и кино работы были представлены в СНГ, Японии, Корее, Европе и Северной Америке. До отъезда в Штаты Татьяна посвятила десять лет театру KELT, а её приезды в Алматы сопровождаются новыми театральными проектами. В этом сентябре Татьяна поставила с Teatro89 спектакль «Шаш», главную роль в котором исполняет Айсулу Азимбаева.
![](https://www.98mag.kz/wp-content/uploads/2023/09/photo_2023-09-19-11.23.43.jpeg)
Татьяна, расскажите, с чем связан ваш приезд в Алматы?
![](https://www.98mag.kz/wp-content/uploads/2023/09/tatyana-and-anatoliy-dwf-2023-scaled-e1695097526655.jpeg)
Я приезжаю в Казахстан каждый год и это всегда приводит к созданию новых режиссёрских проектов в театре, кино и рекламе. Сейчас в моей жизни происходит много параллельных процессов. В данный момент я как раз нахожусь между двумя проектами – нашим короткометражным фильмом «Off Hollywood: The Undocumented Journey of Hope», который мы сняли в Лос-Анджелесе про музыканта из Казахстана, и новым спектаклем «Шаш».
Фильм сейчас ездит по фестивалям. В прошлом месяце его показали в легендарном TCL Chinese Theaters на Hollywood Boulevard, а в течение всех этой недели его показывают в Leammle Monica Film Center. В то же самое время у нас выходит премьера спектакля, и я живу в состоянии растяжения времени, параллельно находясь в Алматы и Лос-Анджелесе. Это странно, но всё, везде и сразу – это про меня. И, конечно, нового спектакля бы не случилось, если бы моя подруга Галина Кирьян вместе с Франком Вальдесом не решили открыть Teatro89. Поэтому я задержалась в Казахстане специально по этому случаю.
Вообще, мне кажется, 2023 год для всех артистов связан с изменениями. Сейчас киноиндустрия Америки находится на забастовке и неизвестно, что будет дальше. А мы понимаем, что Голливуд задает миру тренды в индустрии развлечений. Сейчас проектов может быть меньше, и это время необходимо использовать для написания сценариев и создания новых идей.
В Лос-Анджелесе, из-за плотности событий, не успеваешь просто отдохнуть, и всё время кажется, что ты что-то не успеваешь. А в Алматы всё по-другому. Здесь всегда есть время попить чай и обо всём поговорить. И строчка в нашем спектакле – «Ах, да, чай!» – такая большая часть нашей жизни. Я приезжаю сюда, чтобы наполниться и вспомнить, что смысл не только в работе и в зарабатывании денег. Ещё должно быть время, чтобы делать важные для меня вещи и в творческом, и в социальном плане, работая с артистами, которых я выбираю.
![](https://www.98mag.kz/wp-content/uploads/2023/09/photo_2023-09-19-11.23.43.jpeg)
Как сейчас складывается ваша карьера в США?
![](https://www.98mag.kz/wp-content/uploads/2023/09/tatyana-and-anatoliy-dwf-2023-scaled-e1695097526655.jpeg)
В данный момент мы разрабатываем два полнометражных фильма, один из которых планируем снять Казахстане. Помимо этого наша продакшен компания Phenomenal People занимается продюсированием и созданием фильмов и рекламы в США и в Казахстане. В прошлом году я открыла свой youtube-канал, где делюсь опытом и советами, как оставаться в творчестве и не бояться неизвестности. Только благодаря нашим талантам и навыкам, которые мы оттачивали последние одиннадцать лет, мы получили резидентскую грин-карту по профессии без помощи юристов.
Моя миссия – вселить уверенность в творческих людей и показать примером, что талант – это дар, который нужно бережно развивать и структурировать. Мы все создатели, и каждый может внести свою лепту в улучшение нашего общества через искусство. Поэтому я люблю приезжать в Алматы и делиться своим опытом, вдохновлять других и вдохновляться на создание чего-то нового, провокационного, родного, создавать и меняться вместе. И необходимо мыслить масштабно.
![](https://www.98mag.kz/wp-content/uploads/2023/09/photo_2023-09-19-11.23.43.jpeg)
Именно так вы работали в соавторстве с мужем над сценарием «Шаш»?
![](https://www.98mag.kz/wp-content/uploads/2023/09/tatyana-and-anatoliy-dwf-2023-scaled-e1695097526655.jpeg)
Да, я могу ему доверить такие идеи, которые возможно, даже не каждый мужчина может понять. Наш спектакль про рождение личности, про поколенческие травмы, про нашу душу, женское начало и нашу цельность. Это был очень интересный процесс: из-за большой разницы во времени мы могли работать над сценарием 24 часа в сутки на протяжении 10 дней, дополняя друг друга. Из-за жёстких временных рамок и концентрации на проекте у нас не было возможности «включать» перфекционизм. Конечно, мы вносили много правок, но нам удалось быть в потоке. Увидеть результат можно будет 21 и 22 сентября.
![](https://www.98mag.kz/wp-content/uploads/2023/09/photo_2023-09-19-11.23.43.jpeg)
Можно ли сказать, что ваша новая постановка продолжает идею прошлогодней работы «Мне 5000 лет» в рамках выставки о бытовом насилии?
![](https://www.98mag.kz/wp-content/uploads/2023/09/tatyana-and-anatoliy-dwf-2023-scaled-e1695097526655.jpeg)
В этой постановке я раскрываю другую грань этой большой темы – женский архетип за рамками стереотипных ролей, женщина, испытывающая страх, стыд и гнев. Как она выглядит, когда лежит ночью наедине со своими голосами в голове. Эта постановка о начале любви к себе, и о том, как женщина может себя трансформировать. Что значит приглушить голоса других поколений и начать любить себя настолько, чтобы выбирать себе верного партнера, профессию, окружение?
В спектакле «Шаш» я провоцирую зрителя и призываю копнуть глубже, говоря женщине: «обрати внимание на себя и своё внутреннее состояние, возьми себя цельную и иди дальше!». Каждый раз, возвращаясь в Алматы, я чувствую, как меняется нарратив этого города. Если в прошлом году его можно было сравнить с шёлковой тканью, которая может тебя соблазнить (или задушить), то сейчас – это такая колючая мешковина, плотный коттон… все запутано. Сам город меняется, как и девушки, с которыми я общаюсь. Вопрос поиска силы здесь стоит очень остро, и всё и вся в процессе поиска ответов.
Я чувствую, что очень многие женщины в Казахстане проходят через cтыд, страх и гнев, которые мешают им идти дальше и раскрыть свой потенциал. Мы очень испуганы. Может быть потому, что я живу в более свободной стране и выросла в семье, где мне говорили: иди, твори, делай, не бойся ничего, эта тема у меня так резонирует.
Я вижу таланты, которые не могут себя раскрыть и поверить в себя, отчего мне печально. Я работала по всему миру и считаю, что в Казахстане одни из самых одарённых людей. Но наш менталитет и социальные установки часто мешают людям раскрыться в полной мере. В таком случае необходимо прислушиваться к себе.
![](https://www.98mag.kz/wp-content/uploads/2023/09/photo_2023-09-19-11.23.43.jpeg)
Расскажите подробнее об участниках проекта и как они помогают раскрывать вашу идею?
![](https://www.98mag.kz/wp-content/uploads/2023/09/tatyana-and-anatoliy-dwf-2023-scaled-e1695097526655.jpeg)
В нашей команде сложились очень доверительные человеческие отношения – причём это не только то, что хорошо получается, но и понимание того, что не работает. Поменяв состав и дату, мы поняли, что сам спектакль продиктовал нам уделить больше времени на подготовку. По этой причине я позже вернусь в CША и пропущу показ нашего фильма, потому что «Шаш» потребовал большей вовлечённости. Сейчас у нас звездный состав артистов, с которыми мне давно хотелось поработать.
Айсулу Азимбаеву я приглашала ещё в «Мне 5000 лет», но тогда у нас не совпали графики. Зато посмотрев перформанс в музее, в тот же вечер Айсулу мне сказала, что хочет со мной поработать в следующий приезд. Так случилось, что благодаря новой дате я смогла предложить ей роль, и она идеально для неё подходит. Айсулу, как актриса, очень гибкая. Её актёрский спектр позволяет сыграть и пацана, и ребенка, и соблазнительную девушку. Мне нужна была именно такая актриса, которая будет волноваться не о том, как она выглядит, а как передать нужные эмоции и состояния, будь то радость, страх, боль, депрессия.
В начале работы над сценарием это был моноспектакль, но в процессе я поняла, что для воплощения идеи потребуются ещё героини. Можно сказать, что у нас две главные героини – одну играет Айсулу, а вторую – её голоса.
Мы долго не могли найти актрису на роль Гнева, пока мы не поменяли дату и не подключилась восхитительная актриса Катя Дзвоник, с которой мы работали ещё со времён KELT. Также она очень много делает для театрального сообщества и развивает инклюзивный театр в Казахстане.
Мульти-талантливая актриса и танцовщица Мадина Беспаева играет Страх, защищающий главную героиню своей любовью и тревожностью. Я не смогу словами даже передать спектр её игры, вам надо прийти и прочувствовать это.
Элла Байысбаева, актриса, музыкант, режиссёр, исполняет роль Стыда. Невероятно глубокая подача и музыкальность этой актрисы дополняют палитру правдиво-ядовитых красок пьесы. Также Элла является дизайнером звукового наполнения постановки. Её композиции пропитаны мистицизмом и агонией сознания.
Я люблю ломать жанры и работать в эклектике, совмещая экспериментальный театр с классическим, текст с пластикой и так далее. Что касается танцевальной составляющей спектакля, это не совсем хореография, а скорее проживание эмоций в ритме и теле.
Нам невероятно повезло, мои друзья артисты the2vvo, Эльдар Таги и Лена Позднякова приехали в Алматы из Берлина в эти даты. Эльдар сразу влился в процесс, и теперь в нашей постановке мы используем даксофон – экспериментальный музыкальный инструмент, на котором Эльдар играет живьем. Диапазон звучания этого инструмента, как описывает его Эльдар, буквально от виолончели до скрипа барсука.
![](https://www.98mag.kz/wp-content/uploads/2023/09/photo_2023-09-19-11.23.43.jpeg)
Какую задачу вы себе ставите, как режиссёр?
![](https://www.98mag.kz/wp-content/uploads/2023/09/tatyana-and-anatoliy-dwf-2023-scaled-e1695097526655.jpeg)
«Шаш» для нас – это эксперимент, и после просмотра каждый вынесет из спектакля что-то свое. Как и любой артист, я хочу, чтобы соприкоснувшись с нашей работой, зритель нашел для себя ответы, подсказки и задал себе новые вопросы.
«Шаш» про всех нас, вне зависимости от гендера. Каждый узнает в нем знакомые голоса, и кому-то он либо поможет, либо даст повод задуматься о том, что мешает им выйти из своего «сундука»?
![](https://www.98mag.kz/wp-content/uploads/2023/09/photo_2023-09-19-11.23.43.jpeg)
Давайте поговорим про вашу последнюю киноработу. На первый взгляд, в ней очень много отсылок в вашему личному опыту в США. Насколько фильм получился биографичным?
![](https://www.98mag.kz/wp-content/uploads/2023/09/tatyana-and-anatoliy-dwf-2023-scaled-e1695097526655.jpeg)
Два года назад мы с Анатолием получили грин карту, и в нашей жизни началась новая глава. Наш фильм – это love letter Голливуду, в котором мы живём. Также это портрет русскоязычного иммигранта, артиста с постсоветского пространства. Это молодой музыкант, который, как и мы, приехал в Лос-Анджелес и столкнулся с разными трудностями, желая зарабатывать только своим талантом. При этом у него на руках ребенок и нет документов, а мир вокруг замер из-за пандемии и войн.
Наш фильм скорее про надежду, так как мечты со временем меняются, но каждому нужна вера, что у него все будет в порядке. Этой картиной нам хотелось отправить любовное письмо нашей десятилетней истории жизни в США.
![](https://www.98mag.kz/wp-content/uploads/2023/09/photo_2023-09-19-11.23.43.jpeg)
В вашем портфолио уже есть короткометражные фильмы, а что насчет полного метра?
![](https://www.98mag.kz/wp-content/uploads/2023/09/tatyana-and-anatoliy-dwf-2023-scaled-e1695097526655.jpeg)
После возвращения в США я планирую сконцентрироваться на новой полнометражной картине, съёмки которой запланированы на следующий год. Проект находится на стадии завершения сценария. Наш короткий метр как раз-таки является проверкой концепта. В корне это та же история про становление на новой земле, надежды и планы на будущее и жизненные ситуации вдали от родных. В полном метре мы сможем углубиться в эти темы и поразмышлять вместе со зрителем на тему «на что готов пойти человек ради исполнения своей мечты».
![](https://www.98mag.kz/wp-content/uploads/2023/09/photo_2023-09-19-11.23.43.jpeg)
На протяжении многих лет вы часто работаете вместе с мужем. Насколько для вас важно создавать что-либо вместе?
![](https://www.98mag.kz/wp-content/uploads/2023/09/tatyana-and-anatoliy-dwf-2023-scaled-e1695097526655.jpeg)
Анатолий для меня самый смелый артист. Мы очень много работаем над собой и вдохновляем друг друга. Нам важно создавать, творить что-то вместе, поэтому я попросила его принять участие в будущем проекте. Мы стараемся находить в этом баланс и расширять своё пространство, оставляя место для всех важных сфер в жизни. Я могу быть и мамой, и артистом, и режиссёром, и работать на несколько стран. Это все расширение, которое движется по спирали и может вызывать сильную боль на витках перед подъёмом. Но как только ты его прошёл – это сразу расширение и выход на другой уровень.
![](https://www.98mag.kz/wp-content/uploads/2023/09/photo_2023-09-19-11.23.43.jpeg)
Что вам помогает преодолевать внутренние страхи?
![](https://www.98mag.kz/wp-content/uploads/2023/09/tatyana-and-anatoliy-dwf-2023-scaled-e1695097526655.jpeg)
У нас с Толей есть правило – мы всё делаем заранее. Когда мы уезжали в Америку, у нас не было ничего, но мы получили визы и купили билеты. Подумаешь, что может произойти, ну, ладно, потом если что съездим, как туристы, билет сгорит – тоже не страшно. Когда ты что-то планируешь, цель становится менее страшной. Когда ты пытаешься расшириться, это происходит только через риск. Рост произойдет только через преодоление страха, неважно, будь-то переезд в США, первая постановка, капсульная коллекция, рождение ребенка или что-то другое.
Просто возьми, рискни и сделай, а там уже поймёшь и всему научишься. Безусловно, это постоянная работа над собой. Если ты не рискуешь, то ты будешь жить в этом страхе. А когда сделал, в любом случае результат будет превосходить то, что тебя пугало. Тогда решаться на поступки будет легче, но и риски с каждым разом будут больше.
Также важно помнить про маленькие шаги. Целиться далеко и высоко – это классно. Мы мечтали о красных дорожках и приглашениях на фестивали, и пришли к этому благодаря маленьким шагам. Это возможно только через работу и готовность идти на риск.