Магнум опус Йоргоса Лантимоса: премьера «Бедных-несчастных» в Венеции

Фильм «Бедные-несчастные» греческого режиссёра Йоргоса Лантимоса показали на Венецианском фестивале, где его ждали восторженные отзывы зрителей и 8-минутные овации. Кинокритик Ораз Керейбаев, который был в числе первых, кто увидел картину, рассуждает, в чём же кроется успех главного фаворита Венеции.

Осторожно, спойлеры!

Внутри каждого большого фестиваля происходит разделение на условные «до» и «после». В первый период зрители лихорадочно ходят на фильмы, разбирая каждый представленный проект на мельчайшие детали и ругая даже незначительные оплошности. Второй же отрезок проходит более спокойно: ожидания от картин уже спали, а обсуждение фильмов свелось до банального «понравился или нет». Что же становится той самой точкой, сепарирующий «до» и «после»? Ответ оказывается до ужаса простым: фильм-шедевр. 

Именно в момент, когда зрители воочию увидели рождение шедевра, у них не остаётся вопросов касательно причин проведения фестиваля и их нахождения на нём. Все ранее полученные неудобства — подъёмы на утренние сеансы, перегруженный график премьер и постоянный стресс — просто забываются. Вместо этого перед смотрящим остаётся только магия кино, которую тот имел возможность испытать среди первых во всём мире. На 80-м Венецианском кинофестивале претендентов на титул такого шедевра было и до сих пор остаётся несколько. Однако для кинокритика Ораза Керейбаева, находящегося в данный момент на фестивале, картиной, разделившей 11 дней непрерывного просмотра фильмов на «до» и «после», стала новая работа Йоргоса Лантимоса — «Бедные-несчастные». Именно о ней и пойдёт речь в статье 98mag.

Сюжет

Что будет, если в тело взрослого человека поместить мозг новорождённого ребёнка? Таким вопросом задаётся Йоргос Лантимос в своей новой картине «Бедные-несчастные». Его фантазия на тему выливается в историю о девушке Белле Бакстер, живущей со слегка безумным, но обаятельным Годвином Бакстером, которого та ласково называет Год (в переводе Бог). И действительно, в некой мере прозвище сумасшедшего профессора оправдано, ведь именно он стоит за мало этичным экспериментом по скрещиванию неокрепшего детского сознания с телом Беллы. Несмотря на то, что для Года девушка выполняет роль подопытного кролика, между персонажами прослеживаются скорее семейные отношения отца и дочери. 

Вскоре после знакомства с основными мотивами картины, в сюжет вводят ещё нескольких ключевых персонажей — молодого доктора Макса и страхового агента Дункана. Оба они влюбляются в Беллу, ведь её детская наивность и природное обаяние могут растопить сердце любого. Пока стеснительный врач предлагает девушке свои руку и сердце, герой-любовник Дункан заинтересовывает нашу героиню более заманчивой идеей — закрутить роман и сбежать ото всех в Португалию. Как любой ребёнок, получивший право выбора, Белла принимает единственное правильное решение, а именно выйти замуж за Макса, но перед этим отправиться в Лиссабон с новоиспечённым любовником. 

Далее девушке предстоит увидеть мир, познать сексуальное удовлетворение, прочитать множество философских трактатов и, наконец, стать взрослой.

Кто такой Йоргос Лантимос

«Бедные-несчастные» — это не просто дикий фильм о всевозможных экспериментах над телом и изучении мира. Это ещё и новая ветвь в творчестве греческого режиссёра Йоргоса Лантимоса, когда-то прославившегося за свои поистине странные и во многом депрессивные картины. Та самая странность в нынешнем проекте никуда не ушла, так что фанатам постановщика не за что беспокоиться. Скорее из его творчества ушла та злость, к которой мы привыкли ещё со времён «Клыка» (2009). Вместо неё появился юмор, что играет только на пользу безумным сюжетам Лантимоса. Так, зрители в зале смеялись на протяжении всей картины, иногда даже бурно аплодируя тонким шуткам автора.

Как и в абсолютном большинстве своих работ, «Бедные-несчастные» в первую очередь исследуют темы семьи и девиации в отношениях. Здесь хочется провести параллель между уже упомянутым «Клыком» и нынешним фильмом. В двух проектах мы наблюдаем за отцом, страдающим синдромом гиперопеки и пытающемся спрятать своё дитя от внешнего мира. В определённый момент постановщик даже прибегает к схожему приёму, где родительская фигура специально сгущает краски, рассказывая байки о страшных монстрах внешнего мира. Тем не менее, там, где молодой Лантимос решил копать вглубь, уже его зрелая версия выбирает другой путь, наконец, дав девушке возможность выбраться из семейного гнезда, а не застрять в багажнике автомобиля. И, как показывает фильм, снаружи не так страшно. 

В итоге, обновлённый Лантимос берёт всё лучшее из своих предыдущих работ, а именно бескомпромиссный и чаще всего эксцессивно графический подход к изучению заданной темы, и добавляет туда юмор, который позволяет зрителю расслабиться и сделать его соучастником очередной фантазии режиссёра. Нам же остаётся лишь удивляться, как когда-то нелюдимый постановщик стал чуть ли не главным любимцем публики в Венеции, получив 8-минутные стоячие овации на премьере. 

Актёрские работы

Ни для кого не секрет, что Эмма Стоун, Марк Руффало и достопочтенный Уиллем Дефо — прекрасные актёры. В «Бедных-несчастных» им удалось в очередной раз доказать это зрителям, проявив себя с ранее неизведанных сторон. Конечно, аудитория давно привыкла видеть Дефо в необычных ролях. Тут можно вспомнить его образ в «Варяге» (2022) и двухчасовой бенефис актёра во «Внутри» (2023). Поэтому образ изуродованного хирурга, отрыгивающего пузырчатые токсины и скрещивающего уток с собаками, вписывается в его поистине обширную фильмографию. 

В сравнении с Дефо, другие два исполнителя полностью вышли из зоны комфорта. Так, Руффало, воплотивший роль страховщика Дункана, играет циничного мизогиниста, готового закрутить роман буквально с любой. На первый взгляд такой образ не подходит актёру, которого мы привыкли видеть в романтических фильмах или же картинах студии Marvel. Тем интереснее смотреть, как Руффало полностью отдаётся своему персонажу, шаг за шагом убеждая зрителя в аутентичности сексистских мыслей героя. А преображение, через которое проходит его персонаж в течение фильма, и вовсе заставляет задуматься о недооценённости актёра в глазах массовой публики. 

 

Несмотря на все старания звёздной труппы, главные комплименты идут в первую очередь в сторону Эммы Стоун, проделавшей поистине титаническую работу для создания образа Беллы Бакстер. Её язык тела, повторяющий мельчайшие тонкости детских неуклюжих движений, завораживает, а физическая самоотдача актрисы во втором акте картины и вовсе смогут шокировать зрителя на годы вперёд. Мы ещё никогда не видели Стоун настолько смелой и бескомпромиссной. Когда-то школьница из «SuperПерцев» (2007) и девушка Человека-паука, сегодня актриса доказала не просто свою способность играть в глубоких философских работах, а вписала себя и героиню Беллу в историю кино.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Doechii-дің жаңа микстейпін неге тыңдауымыз керек?
Культура
#музыка
Doechii-дің жаңа микстейпін неге тыңдауымыз керек?
Секс, нацисты и триумф Альмодовара — чем запомнился 81-й Венецианский кинофестиваль
Культура
#кино
Секс, нацисты и триумф Альмодовара — чем запомнился 81-й Венецианский кинофестиваль
Блестящее выступление Казахстана и другие итоги Летних Паралимпийских игр
Ликбез
#общество
Блестящее выступление Казахстана и другие итоги Летних Паралимпийских игр
Какой уход нужен твоей коже осенью
Стиль
#красота
Какой уход нужен твоей коже осенью
Актёры фильма SHULAMAH прокатились вместе с алматинцами в звёздном такси 
Город
#события
Актёры фильма SHULAMAH прокатились вместе с алматинцами в звёздном такси