«Әбіл»
Елзат Ескендір
Натуралистичная драма описывает крах казахского колхоза в начале 90-х. Стареющий пастух Әбіл много лет приумножал выданное ему стадо, а теперь его отару делят между собой вороватые чиновники, пытающиеся в спешке набить карманы, местные жители, желающие восстановить историческую справедливость, и непутёвый сын.
С первой же сцены, которая вводит нас в историю одним 13-минутным планом, в глаза бросается отстранённая камера, с документальной безразличностью фиксирующая происходящее. Неслучайно она вызывает в памяти «Тюльпан» Сергея Дворцевого — и там, и здесь за камерой польская операторка Йоланта Дылевска.
Другая безусловная удача фильма — актёрские работы. Играют хорошо здесь все, от мала до велика, но особенно убедителен Ерлан Толеутай в роли вспыльчивого и немногословного Әбіля. Роль принесла ему приз за лучшую актёрскую работу в центральноазиатском конкурсе.
Ma – Cry Of Silence
Те Мо Наинг
Удушливая социальная драма из Мьянмы погружает зрителя в будни работниц столичной текстильной фабрики, трудящихся в нечеловеческих условиях и месяцами дожидающихся обещанных выплат. Однажды они решают выйти на забастовку. Поначалу скромные и неуверенные их лозунги начинают звучать тем яростнее, чем чаще они сталкиваются с угрозами, манипуляциями и неприкрытым насилием.
Если бы не выдержанная форма, картину можно было бы легко принять за политический манифест: настолько ясно выражен здесь призыв бороться за свои права до конца. Наиболее зрелых как в идейном, так и в художественном смысле картина конкурса, заслуженно уехавшая из Бишкека с Гран-при международного конкурса.
Качкын
Дастан Жапар
Одна из самых красивых картин фестиваля — тягучая криминальная драма «Качкын». Условный сюжет, по тону скорее напоминающий притчу, рассказывает о двух друзьях, промышляющих контрабандой наркотиков на границе Кыргызстана. В один из таких рейдов они встречают девушку Назик, которой помогают бежать от работорговцев.
Довольно средняя драматургия остаётся лишь фоном для завораживающих пейзажей в объективе Болсунбека Таалайбека уулу и саундтрека Баласагына Мусаева, превращающих посредственный боевик в гипнотичный (гилт)трип по просторам Кыргызстана.
Silent City Driver
Сэнгэдорж Жанчивдорж
Пожалуй самый необычный киноопыт фестиваля — медитативный неонуар из Монголии о водителе катафалка, в свободное время подрабатывающем на каменоломне и высекающем скульптуры. Оказавшись на свободе после долгих лет тюремного заключения, он с трудом встраивается обратно в общество, знакомясь с молодым буддистским монахом и дочерью слепого гробовщика.
Уникальный сеттинг картины, выверенный визуальный стиль и размышления о мести в рамках буддистской этики делают её желанным покемоном любого синефила. На фестивале фильм был отмечен сразу двумя наградами — за лучшую режиссуру и лучшую актёрскую работу.
Юнан
Амир Фахер Элдин
Амир Фахер Элдин — немецкий режиссёр родом из Киева. Его родители — сирийские беженцы, уехавшие в Украину, когда Израиль аннексировал их родину — деревню в Голанских высотах. Действие фильма разворачивается где-то между Сирийской пустыней и немецкой деревушкой, персонажи говорят на немецком и арабском, а в создании картины участвовали семь стран. Неудивительно, что заглавная тема этой экзистенциальной драмы — поиск родины, а точнее его невозможность в мире, где даже родная мать уже не помнит твоего имени.
Главный герой «Юнана» — Мюнир — сирийский писатель из Гамбурга, страдающий не то от кризиса среднего возраста, не то от кризиса идентичности, а может от всего сразу. Мюнир живёт одиноко вдали от семьи, а его родная мать, страдающая от деменции, уже не узнаёт его по голосу из телефона. Решив покончить с собой, он отправляется на отдалённый остров Лангенес в Северном море, где неожиданно для себя находит причины жить дальше.
Жоқтау
Аруан Анартай
Радикально личная картина режиссёра-дебютанта Аруана Анартая рассказывает о 30-летнем Дархане, который по просьбе деда возвращается в родной аул спустя семь лет. С ним приезжает и его девушка Елена, документирующая своё знакомство со степью на плёночный фотоаппарат. Вместе с дедом Дархана — Сагатом — они отправляются в путешествие по родным местам, раскиданным по бесконечной степи.
У фильма два протагониста, два нарратора — Дархан и Елена — одинаково внешних, внеположенных традиционному степному укладу. Но если Дархан стремится вернуться к своим корням, то Елена знакомится с ними впервые. Такая двойственность отражается и на форме фильма — режиссёр то и дело разрушает четвёртую стену, сшивает разные временные отрезки, а порой и вовсе превращает повествование в слайдшоу. В этом ему помогает живописная камера операторки Айгуль Нурбулатовой и фотографа Бауыржана Сабитова.
«Жоқтау» — это поэтичное роуд-муви о скорби, потере идентичности и гибели традиционного уклада.
Ашыгым
Манас Халдаров
Если бы на фестивале был приз зрительских симпатий, он точно отошёл бы картине Манаса Халдарова (посоревноваться с ним могли бы разве что «Кыргызы на Марсе»). Даже несмотря на то, что её кинотеатральный прокат отгремел ещё несколько месяцев назад, фестивальный показ всё равно собрал полный зал людей. «Ашыгым» — трогательный и до бесстыдства ностальгический краудплизер. История любви прямиком из 90-х с жвачками «Love is», пейджерами, лиловыми спортивками и цитатами из «Бригады».
Продюсер и сценарист фильма — Руслан Акун — один из самых успешных народных режиссёров Кыргызстана. В «Ашыгым» они на пару с режиссёром давят на все доступные болевые точки в попытках довести зрителя до слёз: тут и сироты, и инвалиды, и даже онкобольные. И у них это получается, ведь фильм, несмотря на всю свою манипулятивность, трогает. Вполне заслуженное Гран-при национального конкурса.