«Solo Leveling»: что это было?

В последний день марта закончился первый сезон одного из главных аниме первой половины 2024 года – Solo Leveling. После небольшой паузы на размышление, обсуждаем, что это было, на что сериал получился похожим и чего ждать от следующего сезона.

Сеттинг

Мир «Поднятия уровня в одиночку» – это что-то между сайфаем, постапокалипсисом и фентези. По сюжету аниме, больше десяти лет назад в мире стали возникать разломы – небольшие порталы, из которых появлялись ужасные монстры, убивающие всё живое. Вместе с тем, некоторые люди открыли в себе удивительные способности, став так называемыми охотниками. Одни из них после «пробуждения» получали талант к магии, другие обучались хорошо держать удар или излечивать почти смертельные ранения.

Охотники ходят в рейды и подземелья – проходят в открывающиеся порталы, убивают там всех монстров и босса, после чего собирают добычу и портал закрывается. Разумеется, всё это взято создателями аниме и оригинального веб-романа из жанра игр ММОРПГ. В построении мира чувствуется любовь авторов к играм жанра, особенно в первых сериях.

Например, когда отряд оказывается в зале со статуями – это происходит в самом начале – главный герой быстро смекает, что грубой силой вопрос с боссом не решить. Нужно исполнять механики. Я играл в ММОРПГ большую часть своей жизни, поэтому испытал какой-то щенячий восторг по поводу выполнения определённой тактики на конкретном энкаунтере. Зачастую в играх жанра главной проблемой является не то, что люди не могут выдать нужное количеств урона или лечения, а в том, что они просто не следуют стратегии боя. Solo Leveling в этом смысле идеально отображает ситуацию – проблемы отряда начинаются именно тогда, когда значительная часть группы отказывается выполнять условия боя для победы. Благодаря таким деталям создателям очень хорошо удалось провести параллель между опытом прохождения данжей в играх и просмотром сериала.

Главный герой и жанровые особенности

Главный герой – Сон Джин Ву – тоже охотник. В мире «Поднятия уровня в одиночку» все они делятся на ранги (привычный тир-лист от А до Е, плюс дополнительный S-ранг для особенно сильных охотников). Разумеется, чтобы полноценно передать ощущение нахождения в ММОРПГ, главному герою сначала выдаётся Е-ранг. Более того, в среде других охотников Джин Ву известен как «слабейшее оружие человечества» – унизительное прозвище он получил за то, что в каждом рейде, даже самом простом, оказывается искалеченным и едва не убитым. Ранг поменять невозможно, однако, были случаи, когда охотники в тяжёлых ситуациях испытывали «второе пробуждение» и становились значительно сильнее предыдущей версии себя.

Примерно то же самое происходит с Джин Ву, но с одной значительной особенностью. Если все переродившиеся получают своей ранг раз и навсегда, то главный герой оказывается втянут в «систему» – нечто неизвестное, что выдаёт ему задания, награждает за их выполнение и с каждым боем повышает его уровень. Никто кроме Джин Ву такой способностью не обладает, поэтому свою уникальную особенность становиться сильнее с каждым днём протагонист вынужден держать в тайне.

Любители шонена и вообще всякого рода экшн-историй давно привыкли к тому, что главный герой повествования преодолевает себя и все преграды, поставленные судьбой. Иногда, как в случае «Поднятия уровня в одиночку», это начинает переходить все возможные границы. Джин Ву становится сильнее с каждой минутой хронометража, но классического «преодоления» мы тут не видим вообще. Герой просто решает, что он должен победить, и из раза в раз побеждает. Ситуация настолько печальна и лишена всяческих психологических объяснений, что уже после нескольких первых серий Джин Ву вообще перестаёт придумывать какие-то стратегии, перестаёт предаваться чувствам (как это происходит в классике вроде «Наруто» или «Стального алхимика») и просто сносит всех врагов напролом.

Ужасающая «мэрисьюшность» главного героя сильно портит впечатление. В этом отношении сериал получился похожим на «Адский рай», но в последнем хотя бы имбалансность протагониста заявлена заранее, а весь его рост осуществляется путём проработки своих травм. Этого полностью лишён Solo Leveling. Но и на это есть причины.

Продакшн и проблема А-1

Проблемы со слишком быстрым становлением главного героя были свойственны и оригинальному произведению – как веб-роману, так и последовавшей за ним манхве. Это нужно признать: корень лежит в первоисточнике. Тем не менее, создание сериала ещё больше ускорило этот процесс.

Тем, кто часто смотрит короткие аниме-сериалы, известно, что студия А-1, да и весь холдинг Aniplex, которому она принадлежит, любят создавать сложности на этапе производства. Спонсоры требуют от команды, занимающейся созданием сериалов, «сжимать» всё максимально сильно, не выделяя достаточное количество времени на производство и необходимое количество серий для конечного произведения. Из ярких примеров – вышедший несколько лет назад «Город, в котором меня нет», о предельной сжатости которого говорили почти все зрители и критики. Проблема продакшена чувствуется и в случае «Поднятия уровня в одиночку», потому что развитие героя осуществляется слишком резко, явно не хватает моментов трудностей и прочих привычных для шоненов моментов.

Тем не менее, выбор студии кажется удачным в другом отношении: А-1 уже имели опыт создания «игровой» вселенной внутри аниме, поскольку именно они создавали Sword Art Online. Из-за сходности сеттинга и производства сравнение сериалов напрашивается само собой, и трудно не отметить, что завернуть в аниме ощущение ММОРПГ в этот раз получилось значительно лучше: сам прогресс, при всей его сжатости и корявости, вызывает значительно больший интерес. Да и во всём, что касается чисто механической составляющей мира, Solo Leveling оставляет своего предшественника позади.

Сюжет

В чём SAO крайне сильно обскакивает SL, так это в вопросах сюжетной составляющей. Студии действительно удалось добиться ощущения ММОРПГ, но отсюда и последовала главная проблема – большинство игр жанра очень механистичны, сюжет в них есть, но он всегда отодвигается на второй план (за редким исключением вроде FInal Fantasy XII). Игрокам в условном World of WarCraft, особенно игрокам хардкорным, по большей части плевать, какого босса лупить – их интересует игровой процесс, построение интересных энкаунтеров, оттачивание баланса между классами и так далее, а линия повествования остаётся просто приятным бонусом.

При написании истории автор веб-романа, а следом за ним создатели манхвы и аниме, будто бы руководствовались именно этой идеей – в «Поднятии уровня в одиночку» сюжет отсутствует напрочь. Его заменяет детализированный, медативный ворлд-билдинг, которым и заняты создатели. Может быть, это можно объяснить тем, что создатели просто выбрали себе целевую аудиторию, уже упомянутых игроков в ММО, но я пишу этот текст будучи как раз таким игроком. И всё же сильно чувствую явную нехватку проработанного сюжета.

Если на главном герое отсутствие хорошего и сильного сюжета сказывается мало, потому что его фишка просто бить мобов и качаться как можно больше, то вторичные персонажи оказываются в ловушке: они просто статисты. Джу Хи, с первых серий явно влюблённая в протагониста, за целых двенадцать серий первого сезона вообще не получает никакого развития. Нам демонстрируют её душевные метания по поводу продолжения работы охотника суммарно около двух минут, что совсем-совсем не тянет на полноценную арку. Джин А, родная сестра главного героя, вообще присутствует в аниме только для того, чтобы присутствовать. Часть персонажей и вовсе не заслуживает упоминания, хотя в том, что создатели пытаются протолкнуть нам под видом сюжета и развития персонажа, некоторые из них играют важную роль – сначала предают главного героя, а потом дают ему отомстить за их же смерть. Но их до нелепости функциональная роль настолько ярко выражена, что во второй серии становится понятно: они разово появятся где-то ещё, выполнят свою задачу и исчезнут из истории. Именно так и оказывается.

Потенциал 

Два ярко выраженных недостатка – превалирование ворлд-билдинга над сюжетом и слишком сжатое развитие событий – являются проблемами, но проблемами решаемыми. Нас абсолютно точно ждёт ещё как минимум один сезон «Поднятия уровня в одиночку», а это значит, что реакция зрителя студии (и материнскому холдингу) скорее понравилась, чем нет. История в первом сезоне завершена примерно на половину от таймлайна оригинального произведения.

Сложность в том, что оригинальный веб-роман и манхва Solo Leveling завершились ещё несколько лет назад, а это увеличивает вероятность того, что второй сезон аниме станет последним. Тем не менее, если он окажется удачным, с таким решением холдингу торопиться не стоит. На это можно надеяться, потому что во многом похожий Sword Art Online получил развитие в виде фильмов, дополнительных сезонов и ОVAшек. Обсуждаемый сериал и вовсе имеет потенциал развития, стремящийся в бесконечность, потому что крайне интересному миру нужна только сильная история, не сводящаяся к «мальчик хочет заработать маме на лечение».

Несмотря на все перечисленные минусы (и отчасти в связи с ними), надо отметить, что сам по себе сериал смотрится очень легко и непринужденно. Поскольку связь с игровыми мирами очень важна, а игры призваны нас развлекать, то и получилось нечто очень развлекательное – без всяких эмоциональных качель и глубоких сопереживаний трудностям протагониста. Особенно хочу отметить тот факт, что если вы давно забросили ММОРПГ, то просмотр пробуждает желание в них вернуться, причём меня потянуло именно на исследовательский ПВЕ-контент, вроде того, который был в уже упомянутой FF12.

Новый сезон обещают приблизительно к концу текущего года. Надеемся на то, что создатели соберут обратную связь, решат проблемы и выпустят «пушку», что А-1 и Aniplex делали уже не раз.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
«Мегалополис» Копполы — громкий провал или непонятый шедевр?
Культура
#кино
«Мегалополис» Копполы — громкий провал или непонятый шедевр?
Сценарная резиденция ScriptLab CA запустится в Алматы
Город
#события
Сценарная резиденция ScriptLab CA запустится в Алматы
Яндекс Музыка запускает четвёртый плейлист ISKRA Qazaqstan
Культура
#музыка
Яндекс Музыка запускает четвёртый плейлист ISKRA Qazaqstan
Childish Gambino. Ескі де жаңа Atavista альбомы
Культура
#музыка
Childish Gambino. Ескі де жаңа Atavista альбомы
Команда из СНГ Team Spirit  выиграла топ-турнир в Бухаресте по Dota 2
Культура
#интернет
Команда из СНГ Team Spirit выиграла топ-турнир в Бухаресте по Dota 2