«Solo Leveling»: что это было?

В последний день марта закончился первый сезон одного из главных аниме первой половины 2024 года – Solo Leveling. После небольшой паузы на размышление, обсуждаем, что это было, на что сериал получился похожим и чего ждать от следующего сезона.

Сеттинг

Мир «Поднятия уровня в одиночку» – это что-то между сайфаем, постапокалипсисом и фентези. По сюжету аниме, больше десяти лет назад в мире стали возникать разломы – небольшие порталы, из которых появлялись ужасные монстры, убивающие всё живое. Вместе с тем, некоторые люди открыли в себе удивительные способности, став так называемыми охотниками. Одни из них после «пробуждения» получали талант к магии, другие обучались хорошо держать удар или излечивать почти смертельные ранения.

Охотники ходят в рейды и подземелья – проходят в открывающиеся порталы, убивают там всех монстров и босса, после чего собирают добычу и портал закрывается. Разумеется, всё это взято создателями аниме и оригинального веб-романа из жанра игр ММОРПГ. В построении мира чувствуется любовь авторов к играм жанра, особенно в первых сериях.

Например, когда отряд оказывается в зале со статуями – это происходит в самом начале – главный герой быстро смекает, что грубой силой вопрос с боссом не решить. Нужно исполнять механики. Я играл в ММОРПГ большую часть своей жизни, поэтому испытал какой-то щенячий восторг по поводу выполнения определённой тактики на конкретном энкаунтере. Зачастую в играх жанра главной проблемой является не то, что люди не могут выдать нужное количеств урона или лечения, а в том, что они просто не следуют стратегии боя. Solo Leveling в этом смысле идеально отображает ситуацию – проблемы отряда начинаются именно тогда, когда значительная часть группы отказывается выполнять условия боя для победы. Благодаря таким деталям создателям очень хорошо удалось провести параллель между опытом прохождения данжей в играх и просмотром сериала.

Главный герой и жанровые особенности

Главный герой – Сон Джин Ву – тоже охотник. В мире «Поднятия уровня в одиночку» все они делятся на ранги (привычный тир-лист от А до Е, плюс дополнительный S-ранг для особенно сильных охотников). Разумеется, чтобы полноценно передать ощущение нахождения в ММОРПГ, главному герою сначала выдаётся Е-ранг. Более того, в среде других охотников Джин Ву известен как «слабейшее оружие человечества» – унизительное прозвище он получил за то, что в каждом рейде, даже самом простом, оказывается искалеченным и едва не убитым. Ранг поменять невозможно, однако, были случаи, когда охотники в тяжёлых ситуациях испытывали «второе пробуждение» и становились значительно сильнее предыдущей версии себя.

Примерно то же самое происходит с Джин Ву, но с одной значительной особенностью. Если все переродившиеся получают своей ранг раз и навсегда, то главный герой оказывается втянут в «систему» – нечто неизвестное, что выдаёт ему задания, награждает за их выполнение и с каждым боем повышает его уровень. Никто кроме Джин Ву такой способностью не обладает, поэтому свою уникальную особенность становиться сильнее с каждым днём протагонист вынужден держать в тайне.

Любители шонена и вообще всякого рода экшн-историй давно привыкли к тому, что главный герой повествования преодолевает себя и все преграды, поставленные судьбой. Иногда, как в случае «Поднятия уровня в одиночку», это начинает переходить все возможные границы. Джин Ву становится сильнее с каждой минутой хронометража, но классического «преодоления» мы тут не видим вообще. Герой просто решает, что он должен победить, и из раза в раз побеждает. Ситуация настолько печальна и лишена всяческих психологических объяснений, что уже после нескольких первых серий Джин Ву вообще перестаёт придумывать какие-то стратегии, перестаёт предаваться чувствам (как это происходит в классике вроде «Наруто» или «Стального алхимика») и просто сносит всех врагов напролом.

Ужасающая «мэрисьюшность» главного героя сильно портит впечатление. В этом отношении сериал получился похожим на «Адский рай», но в последнем хотя бы имбалансность протагониста заявлена заранее, а весь его рост осуществляется путём проработки своих травм. Этого полностью лишён Solo Leveling. Но и на это есть причины.

Продакшн и проблема А-1

Проблемы со слишком быстрым становлением главного героя были свойственны и оригинальному произведению – как веб-роману, так и последовавшей за ним манхве. Это нужно признать: корень лежит в первоисточнике. Тем не менее, создание сериала ещё больше ускорило этот процесс.

Тем, кто часто смотрит короткие аниме-сериалы, известно, что студия А-1, да и весь холдинг Aniplex, которому она принадлежит, любят создавать сложности на этапе производства. Спонсоры требуют от команды, занимающейся созданием сериалов, «сжимать» всё максимально сильно, не выделяя достаточное количество времени на производство и необходимое количество серий для конечного произведения. Из ярких примеров – вышедший несколько лет назад «Город, в котором меня нет», о предельной сжатости которого говорили почти все зрители и критики. Проблема продакшена чувствуется и в случае «Поднятия уровня в одиночку», потому что развитие героя осуществляется слишком резко, явно не хватает моментов трудностей и прочих привычных для шоненов моментов.

Тем не менее, выбор студии кажется удачным в другом отношении: А-1 уже имели опыт создания «игровой» вселенной внутри аниме, поскольку именно они создавали Sword Art Online. Из-за сходности сеттинга и производства сравнение сериалов напрашивается само собой, и трудно не отметить, что завернуть в аниме ощущение ММОРПГ в этот раз получилось значительно лучше: сам прогресс, при всей его сжатости и корявости, вызывает значительно больший интерес. Да и во всём, что касается чисто механической составляющей мира, Solo Leveling оставляет своего предшественника позади.

Сюжет

В чём SAO крайне сильно обскакивает SL, так это в вопросах сюжетной составляющей. Студии действительно удалось добиться ощущения ММОРПГ, но отсюда и последовала главная проблема – большинство игр жанра очень механистичны, сюжет в них есть, но он всегда отодвигается на второй план (за редким исключением вроде FInal Fantasy XII). Игрокам в условном World of WarCraft, особенно игрокам хардкорным, по большей части плевать, какого босса лупить – их интересует игровой процесс, построение интересных энкаунтеров, оттачивание баланса между классами и так далее, а линия повествования остаётся просто приятным бонусом.

При написании истории автор веб-романа, а следом за ним создатели манхвы и аниме, будто бы руководствовались именно этой идеей – в «Поднятии уровня в одиночку» сюжет отсутствует напрочь. Его заменяет детализированный, медативный ворлд-билдинг, которым и заняты создатели. Может быть, это можно объяснить тем, что создатели просто выбрали себе целевую аудиторию, уже упомянутых игроков в ММО, но я пишу этот текст будучи как раз таким игроком. И всё же сильно чувствую явную нехватку проработанного сюжета.

Если на главном герое отсутствие хорошего и сильного сюжета сказывается мало, потому что его фишка просто бить мобов и качаться как можно больше, то вторичные персонажи оказываются в ловушке: они просто статисты. Джу Хи, с первых серий явно влюблённая в протагониста, за целых двенадцать серий первого сезона вообще не получает никакого развития. Нам демонстрируют её душевные метания по поводу продолжения работы охотника суммарно около двух минут, что совсем-совсем не тянет на полноценную арку. Джин А, родная сестра главного героя, вообще присутствует в аниме только для того, чтобы присутствовать. Часть персонажей и вовсе не заслуживает упоминания, хотя в том, что создатели пытаются протолкнуть нам под видом сюжета и развития персонажа, некоторые из них играют важную роль – сначала предают главного героя, а потом дают ему отомстить за их же смерть. Но их до нелепости функциональная роль настолько ярко выражена, что во второй серии становится понятно: они разово появятся где-то ещё, выполнят свою задачу и исчезнут из истории. Именно так и оказывается.

Потенциал 

Два ярко выраженных недостатка – превалирование ворлд-билдинга над сюжетом и слишком сжатое развитие событий – являются проблемами, но проблемами решаемыми. Нас абсолютно точно ждёт ещё как минимум один сезон «Поднятия уровня в одиночку», а это значит, что реакция зрителя студии (и материнскому холдингу) скорее понравилась, чем нет. История в первом сезоне завершена примерно на половину от таймлайна оригинального произведения.

Сложность в том, что оригинальный веб-роман и манхва Solo Leveling завершились ещё несколько лет назад, а это увеличивает вероятность того, что второй сезон аниме станет последним. Тем не менее, если он окажется удачным, с таким решением холдингу торопиться не стоит. На это можно надеяться, потому что во многом похожий Sword Art Online получил развитие в виде фильмов, дополнительных сезонов и ОVAшек. Обсуждаемый сериал и вовсе имеет потенциал развития, стремящийся в бесконечность, потому что крайне интересному миру нужна только сильная история, не сводящаяся к «мальчик хочет заработать маме на лечение».

Несмотря на все перечисленные минусы (и отчасти в связи с ними), надо отметить, что сам по себе сериал смотрится очень легко и непринужденно. Поскольку связь с игровыми мирами очень важна, а игры призваны нас развлекать, то и получилось нечто очень развлекательное – без всяких эмоциональных качель и глубоких сопереживаний трудностям протагониста. Особенно хочу отметить тот факт, что если вы давно забросили ММОРПГ, то просмотр пробуждает желание в них вернуться, причём меня потянуло именно на исследовательский ПВЕ-контент, вроде того, который был в уже упомянутой FF12.

Новый сезон обещают приблизительно к концу текущего года. Надеемся на то, что создатели соберут обратную связь, решат проблемы и выпустят «пушку», что А-1 и Aniplex делали уже не раз.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Жарқ еткен GloRilla жұртты несімен баурап алды?
Культура
#музыка
Жарқ еткен GloRilla жұртты несімен баурап алды?
Идём на бесплатные кинопоказы от Alternativa Film Project в Алматы
Город
#события
Идём на бесплатные кинопоказы от Alternativa Film Project в Алматы
«КЛИНОК, РАССЕКАЮЩИЙ ДЕМОНОВ»: спорный чертвёртый сезон с хорошим финалом
Культура
#кино
«КЛИНОК, РАССЕКАЮЩИЙ ДЕМОНОВ»: спорный чертвёртый сезон с хорошим финалом
«Головоломка 2» стала самым кассовым анимационным фильмом в истории
Культура
#кино
«Головоломка 2» стала самым кассовым анимационным фильмом в истории
STRAY KIDS ATE BUT STILL HUNGRY
Культура
#музыка
STRAY KIDS ATE BUT STILL HUNGRY