«Энн Ширли»: канадская фемклассика в виде аниме

Этой весной начался новый аниме-сериал — «Энн Ширли». Это экранизация серии книг канадской писательницы Люси Мод Монтгомери, рассказывающая о любознательной сиротке Энн, которую удочерили пожилые фермеры. Самый известный роман из цикла про Энн Ширли — «Энн из Зелёных Мезонинов» — была адаптирована несколько раз: на родине, на Netflix и даже Исао Такахатой, известным по «Могиле светлячков».

Абулхаир Жусупов рассказывает, чем «Энн Ширли» отличается от своих предшественников, и как «канадский Том Сойер» романтизирует нашу реальность.

Сюжет

В провинциальной деревне Авонлеи на острове Принца Эдуарда пожилые брат и сестра владеют небольшой фермой, носящей название «Зелёные Мезонины». Сами они уже не справляются с хозяйством, поэтому решают усыновить какого-нибудь мальчика из ближайшего детского дома.

Однако к ним приезжает не будущий фермер, а рыжая девочка с непростым характером: она без умолку рассказывает о своих фантазиях и впечатлениях обо всём на свете и готова резко ответить любому, кто будет её задирать.

Образ «новой девочки»

Люси Мод Монтгомери написала свой дебютный роман в 1908 году, опираясь на собственную биографию: как и героиня, она рано лишилась родителей и выросла на острове Принца Эдуарда в окружении пожилых опекунов. В отличие от Энн, Монтгомери росла в строгой семье и не общалась со сверстниками, из-за чего большую часть детства провела за чтением и сочинением рассказов. Эта черта и передалась её главной героине.

Принципы и мировоззрение Энн переживают сопротивление консервативного общества. Однако если в других женских романах 19 века главные героини активно сопротивляются сложившимся устоям, а авторки производят революцию идеи о месте женщины в современном мире, то Люси Мод показывает более реальную героиню в менее конфликтном мире. Энн Ширли — не активистка с чёткой социальной позицией, а обычная девочка, противопоставленная недружелюбному миру.

Маргарет Этвуд — создательница «Рассказа служанки» — в своём эссе «Ложные идиллии» так высказалась о главной героине:

Энн — это не столько символ романтического прошлого, сколько выживающая. Она — сирота, она бедна, она девочка. И всё же она побеждает. Это не сказка — это маскировка борьбы под идиллию».

И хотя Этвуд преувеличивает драматичность жизни Энн, учитывая сглаженную реакцию общества на её поведение, писательница правильно замечает оптимистичный посыл Монтгомери в произведении. Потому что героиня, несмотря на непоколебимость и резкость характера, очень часто буквально очаровывает людей своей прямотой и воображением. Авторка доказывает, что женщина может оставаться собой и выигрывать, даже если она не вписывается в заданные рамки общества.

Утраченная простота

В начале 20 века в США и Канаде стремительно росли города, строились железные дороги, а вместе с ними ускорялся и темп жизни. На этом фоне в обществе возник запрос на ностальгию по недавнему прошлому, и деревня стала тем самым сказочным убежищем от насущных проблем. Поэтому в один момент стали популярны такие произведения, как «Энн из Зелёных Мезонинов».

Для самой авторки Остров Принца Эдуарда был местом для вдохновения, по которому она скучала. Эта ностальгия по детству и юношеству отразилась на Энн Ширли: героиня почти всё время проводит в родной деревне. Читателям полюбился этот опыт маленького замкнутого сообщества, где жители дружат поколениями, а жизнь не меняется даже под самыми губительными глобальными кризисами.

Писательница фиксирует не только межличностные отношения, но и эстетику глубинки через призму самой Энн. Главная героиня романтизирует каждый уголок острова: от следов повозки на дороге до тихой речки посреди Авонлеи, наделяя их мифами и историями собственного сочинения. Это роднит мировоззрение героини с созерцательной философией японцев: со способностью наслаждаться природой и находить в её метаморфозах подсказки к вселенскому мироустройству.

Детскую непосредственность Энн хвалил даже обычно скептичный Марк Твен:

Энн Ширли — самый обаятельный и трогательный образец детского персонажа со времён несравненной Алисы».

Анимеизация романа

Существует несколько экранизаций романа, но особенно выделяется аниме-версия 1979 года, охватывающая только первую книгу цикла — «Энн из Зелёных Мезонинов». Она была снята на студии Nippon Animation Шигэо Коши и Исао Такахатой, на тот момент прогремевшего с сериалом «Конан — мальчик из будущего». «Энн из Зелёных Крыш» выходила в рамках «Театра мировых шедевров» — большого аниме-проекта по экранизации западной классики.

Влияние «Театра мировых шедевров» на аниме сложно переоценить: во время работы над ним познакомились Исао Такахата и Хаяо Миядзаки, они же определили внешний облик всех будущих сериалов проекта. Более того, он открыл для японской анимации первое окно в Европу. Сами по себе аниме «Театра мировых шедевров» не были инновационными: скупая анимация сочеталась с детализированным арт-дирекшном, а затянутый темп и наивность могут раздражить современного зрителя.

Сериал 1979 года — это всё ещё приятное, жутко позитивное и бесконечно созерцательное аниме, где все 50 серий Исао Такахата убеждает зрителей, что «жизнь слишком интересная, чтобы тратить её на слёзы». Он дотошно придерживается каждой букве оригинала, даже прибегая к закадровому голосу. Но одну важную вещь тайтл всё-таки сделал: он впервые объединил под одной производственной крышей Хаяо Миядзаки, Исао Такахату и Ёшифуми Кондо, ставшего позже известным благодаря аниме «Шёпот сердца».

К внезапному сожалению, Такахата намеренно лишил произведение феминистской оптики:

Выбор мужского (закадрового) голоса уже был явным отказом от образа „Энн…“ как девичьего романа и всего, что с этим связано: повествование не будет вестись голосом любой женщины, так как это создало бы специфическую женскую атмосферу».

Через десять лет режиссёр смонтирует весь сериал в один фильм-компиляцию, однако выхода он дождётся лишь в 2010 году. За год до премьеры картины Кацуёши Ятабэ снимет сериал-приквел — «Здравствуй, Энн! Что было до Зелёных Крыш», основанный на одноимённом романе канадской писательницы Бадж Уилсон. Он рассказывает о жизни Энн в приюте, однако имеет такое же отношение к оригиналу, как фанфики.

«Энн Ширли»

Новая экранизация истории Энн планирует вместить сразу несколько книг из цикла. Судя по темпу, аниме охватит примерно три-четыре первые книги: «Энн из Зелёных Мезонинов», «Энн из Авонлея» и «Энн из острова Принца Эдуарда». С одной стороны, при таком темпе сериал не страдает затянутостью предшественника и не сильно меняет оптику, как адаптация Netflix; с другой — из-за быстрого темпа страдает ощущаемость прожитых героями лет и цельность их взросления.

«Энн Ширли» выходит из-под пера студии The Answer и режиссёра Хироши Каваматы. Если сама студия уже отметилась несколькими проектами, как например, провальное продолжение «Башни бога» и средний по качеству «Голго-13», то у Каваматы послужной список совсем скромный: для него «Энн Ширли» стал дебютом в полноценной режиссуре сериала.

Хотя режиссура и анимация не могут похвастаться выдающимися решениями, а ещё более импрессионистские фоны начинают наскучивать чрезмерной статичностью, Кавамата пытается сделать что-то большее, чем просто сезонное аниме: он повторяет дизайн персонажей «Театра мировых шедевров», пробует разные ракурсы, линзы и эффекты, чтобы лучше передать состояние главной героини, а красочная палитра цветов удивляет своей консистентностью. Однако сериалу недостаёт визуальной смелости, так и напрашивающейся в истории о силе воображения.

Итог

Для фанатов оригинального цикла Люси Мод Монтгомери «Энн Ширли» станет приятным кратким пересказом любимой истории. Сериал может понравиться всем, но вряд ли кто-то назовёт его своим любимым. Однако тайтл остаётся уникальнейшим современным прецедентом: канадская классика 100-летней давности проходит проверку временем через аниме-призму и оказывается всё ещё актуальным, хоть и наивно-морализаторским произведением о том, как важно ценить жизнь.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Дональд Трамп поручил строить федеральные здания в античном стиле
Ликбез
#общество
Дональд Трамп поручил строить федеральные здания в античном стиле
Черёмуха, холодный пол, семейные встречи. О выставке Евгении Грекиной «Дом, которого нет»
Город
#события
Черёмуха, холодный пол, семейные встречи. О выставке Евгении Грекиной «Дом, которого нет»
Ароматы-ритуалы: как коллекция «Чайные традиции» переносит нас в атмосферу казахского чаепития
Стиль
#красота
Ароматы-ритуалы: как коллекция «Чайные традиции» переносит нас в атмосферу казахского чаепития
Как природа объединяется с технологичностью. Выставка «Ритмы и паттерны»
Город
#события
Как природа объединяется с технологичностью. Выставка «Ритмы и паттерны»
Верните мой 2007-й: возвращение культовых фильмов нулевых
Культура
#кино
Верните мой 2007-й: возвращение культовых фильмов нулевых