«Энн Ширли»: канадская фемклассика в виде аниме

Этой весной начался новый аниме-сериал — «Энн Ширли». Это экранизация серии книг канадской писательницы Люси Мод Монтгомери, рассказывающая о любознательной сиротке Энн, которую удочерили пожилые фермеры. Самый известный роман из цикла про Энн Ширли — «Энн из Зелёных Мезонинов» — была адаптирована несколько раз: на родине, на Netflix и даже Исао Такахатой, известным по «Могиле светлячков».

Абулхаир Жусупов рассказывает, чем «Энн Ширли» отличается от своих предшественников, и как «канадский Том Сойер» романтизирует нашу реальность.

Сюжет

В провинциальной деревне Авонлеи на острове Принца Эдуарда пожилые брат и сестра владеют небольшой фермой, носящей название «Зелёные Мезонины». Сами они уже не справляются с хозяйством, поэтому решают усыновить какого-нибудь мальчика из ближайшего детского дома.

Однако к ним приезжает не будущий фермер, а рыжая девочка с непростым характером: она без умолку рассказывает о своих фантазиях и впечатлениях обо всём на свете и готова резко ответить любому, кто будет её задирать.

Образ «новой девочки»

Люси Мод Монтгомери написала свой дебютный роман в 1908 году, опираясь на собственную биографию: как и героиня, она рано лишилась родителей и выросла на острове Принца Эдуарда в окружении пожилых опекунов. В отличие от Энн, Монтгомери росла в строгой семье и не общалась со сверстниками, из-за чего большую часть детства провела за чтением и сочинением рассказов. Эта черта и передалась её главной героине.

Принципы и мировоззрение Энн переживают сопротивление консервативного общества. Однако если в других женских романах 19 века главные героини активно сопротивляются сложившимся устоям, а авторки производят революцию идеи о месте женщины в современном мире, то Люси Мод показывает более реальную героиню в менее конфликтном мире. Энн Ширли — не активистка с чёткой социальной позицией, а обычная девочка, противопоставленная недружелюбному миру.

Маргарет Этвуд — создательница «Рассказа служанки» — в своём эссе «Ложные идиллии» так высказалась о главной героине:

Энн — это не столько символ романтического прошлого, сколько выживающая. Она — сирота, она бедна, она девочка. И всё же она побеждает. Это не сказка — это маскировка борьбы под идиллию».

И хотя Этвуд преувеличивает драматичность жизни Энн, учитывая сглаженную реакцию общества на её поведение, писательница правильно замечает оптимистичный посыл Монтгомери в произведении. Потому что героиня, несмотря на непоколебимость и резкость характера, очень часто буквально очаровывает людей своей прямотой и воображением. Авторка доказывает, что женщина может оставаться собой и выигрывать, даже если она не вписывается в заданные рамки общества.

Утраченная простота

В начале 20 века в США и Канаде стремительно росли города, строились железные дороги, а вместе с ними ускорялся и темп жизни. На этом фоне в обществе возник запрос на ностальгию по недавнему прошлому, и деревня стала тем самым сказочным убежищем от насущных проблем. Поэтому в один момент стали популярны такие произведения, как «Энн из Зелёных Мезонинов».

Для самой авторки Остров Принца Эдуарда был местом для вдохновения, по которому она скучала. Эта ностальгия по детству и юношеству отразилась на Энн Ширли: героиня почти всё время проводит в родной деревне. Читателям полюбился этот опыт маленького замкнутого сообщества, где жители дружат поколениями, а жизнь не меняется даже под самыми губительными глобальными кризисами.

Писательница фиксирует не только межличностные отношения, но и эстетику глубинки через призму самой Энн. Главная героиня романтизирует каждый уголок острова: от следов повозки на дороге до тихой речки посреди Авонлеи, наделяя их мифами и историями собственного сочинения. Это роднит мировоззрение героини с созерцательной философией японцев: со способностью наслаждаться природой и находить в её метаморфозах подсказки к вселенскому мироустройству.

Детскую непосредственность Энн хвалил даже обычно скептичный Марк Твен:

Энн Ширли — самый обаятельный и трогательный образец детского персонажа со времён несравненной Алисы».

Анимеизация романа

Существует несколько экранизаций романа, но особенно выделяется аниме-версия 1979 года, охватывающая только первую книгу цикла — «Энн из Зелёных Мезонинов». Она была снята на студии Nippon Animation Шигэо Коши и Исао Такахатой, на тот момент прогремевшего с сериалом «Конан — мальчик из будущего». «Энн из Зелёных Крыш» выходила в рамках «Театра мировых шедевров» — большого аниме-проекта по экранизации западной классики.

Влияние «Театра мировых шедевров» на аниме сложно переоценить: во время работы над ним познакомились Исао Такахата и Хаяо Миядзаки, они же определили внешний облик всех будущих сериалов проекта. Более того, он открыл для японской анимации первое окно в Европу. Сами по себе аниме «Театра мировых шедевров» не были инновационными: скупая анимация сочеталась с детализированным арт-дирекшном, а затянутый темп и наивность могут раздражить современного зрителя.

Сериал 1979 года — это всё ещё приятное, жутко позитивное и бесконечно созерцательное аниме, где все 50 серий Исао Такахата убеждает зрителей, что «жизнь слишком интересная, чтобы тратить её на слёзы». Он дотошно придерживается каждой букве оригинала, даже прибегая к закадровому голосу. Но одну важную вещь тайтл всё-таки сделал: он впервые объединил под одной производственной крышей Хаяо Миядзаки, Исао Такахату и Ёшифуми Кондо, ставшего позже известным благодаря аниме «Шёпот сердца».

К внезапному сожалению, Такахата намеренно лишил произведение феминистской оптики:

Выбор мужского (закадрового) голоса уже был явным отказом от образа „Энн…“ как девичьего романа и всего, что с этим связано: повествование не будет вестись голосом любой женщины, так как это создало бы специфическую женскую атмосферу».

Через десять лет режиссёр смонтирует весь сериал в один фильм-компиляцию, однако выхода он дождётся лишь в 2010 году. За год до премьеры картины Кацуёши Ятабэ снимет сериал-приквел — «Здравствуй, Энн! Что было до Зелёных Крыш», основанный на одноимённом романе канадской писательницы Бадж Уилсон. Он рассказывает о жизни Энн в приюте, однако имеет такое же отношение к оригиналу, как фанфики.

«Энн Ширли»

Новая экранизация истории Энн планирует вместить сразу несколько книг из цикла. Судя по темпу, аниме охватит примерно три-четыре первые книги: «Энн из Зелёных Мезонинов», «Энн из Авонлея» и «Энн из острова Принца Эдуарда». С одной стороны, при таком темпе сериал не страдает затянутостью предшественника и не сильно меняет оптику, как адаптация Netflix; с другой — из-за быстрого темпа страдает ощущаемость прожитых героями лет и цельность их взросления.

«Энн Ширли» выходит из-под пера студии The Answer и режиссёра Хироши Каваматы. Если сама студия уже отметилась несколькими проектами, как например, провальное продолжение «Башни бога» и средний по качеству «Голго-13», то у Каваматы послужной список совсем скромный: для него «Энн Ширли» стал дебютом в полноценной режиссуре сериала.

Хотя режиссура и анимация не могут похвастаться выдающимися решениями, а ещё более импрессионистские фоны начинают наскучивать чрезмерной статичностью, Кавамата пытается сделать что-то большее, чем просто сезонное аниме: он повторяет дизайн персонажей «Театра мировых шедевров», пробует разные ракурсы, линзы и эффекты, чтобы лучше передать состояние главной героини, а красочная палитра цветов удивляет своей консистентностью. Однако сериалу недостаёт визуальной смелости, так и напрашивающейся в истории о силе воображения.

Итог

Для фанатов оригинального цикла Люси Мод Монтгомери «Энн Ширли» станет приятным кратким пересказом любимой истории. Сериал может понравитьцся всем, но вряд ли кто-то назовёт его своим любимым. Однако тайтл остаётся уникальнейшим современным прецедентом: канадская классика 100-летней давности проходит проверку временем через аниме-призму и оказывается всё ещё актуальным, хоть и наивно-морализаторским произведением о том, как важно ценить жизнь.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Интервью Team Spirit — про организацию, киберспорт и Казахстан
Культура
#интернет
Интервью Team Spirit — про организацию, киберспорт и Казахстан
Пэдди Пимблетт – Главный заводила UFC
Без рубрики
#истории
Пэдди Пимблетт – Главный заводила UFC
12 STOREEZ и ABR открывают два летних пространства в Алматы
Город
#события
12 STOREEZ и ABR открывают два летних пространства в Алматы
К лайнапу Park Live Almaty присоединяется Робби Уильямс
Город
#события
К лайнапу Park Live Almaty присоединяется Робби Уильямс
«HAPPY BURSTDAY»: мой фанатский текст о новом альбоме SEVENTEEN
Культура
#музыка
«HAPPY BURSTDAY»: мой фанатский текст о новом альбоме SEVENTEEN