«Благоухающий цветок расцвет с достоинством»: «Ромео и Джульетта» встречает «Красавицу и чудовище»

Если бы была премия самого поэтичного названия в истории, то она бы точно ушла аниме-сериалу «Благоухающий цветок расцветает с достоинством». Однако содержание экранизации одноимённой манги более прозаичное: сюжет рассказывает об отношениях Ринтаро Цумуги и Каоруко Вагури, учащихся во враждующих соседних школах. Несмотря на простоту, история мгновенно получила высокие оценки от читателей и зрителей, став в глазах аудитории эталонной подростковой мелодрамой.

Абулхаир Жусупов разбирается, почему «Благоухающий цветок расцветает с достоинством» вскружил голову читателям, как создатели используют жанровые тропы и что на самом деле не так с историей.

Сюжет

Ринтаро Цумуги учиться в Чидори — очень слабой государственной школе для мальчиков. У него множество комплексов: из-за хулиганской внешности пугает окружающих, а сомнительный статус учебного заведения заставляет его сомневаться в собственных интеллектуальных способностях. Более того, он скрывает, что подрабатывает в семейной кондитерской, потому что боится непонимания и насмешек.

Однажды на работе он встречает Каоруко Вагури — очаровательную и скромную старшеклассницу, обожающую сладкую выпечку. Девушка сбегает от Ринтаро, и он решает, что в очередной раз испугал незнакомку. Однако на следующий день Каоруко решает извиниться перед ним. Между подростками завязывается дружба, перетекающая во взаимную симпатию. Но вот незадача: Цумуги узнаёт, что Вагури учится в Кикё — соседней от него элитной школе для девочек, враждующей с Чидори.

Жанровый фантик

The Fragrant Flower Blooms With Dignity Anime Will Reveal New Information on March 22 - Anime Corner

Оригинальную мангу нарисовал_а интернет-художни_ца Сака Миками. Как и многие японские веб-иллюстраторы, он_а скрывает свою личность, так что мы даже не знаем его или её пола. Мангака берёт за основу архетипичные романтические произведения: «Ромео и Джульетту» и «Красавицу и чудовище». Он_а использует их жанровые конструкции и образы, зачастую применяя принцип перевёртыша: нарочно ломает ожидания зрителя, двигая отдельные ситуации и сюжет в противоположные общепринятым клише направления. 

Подобный приём обычно призван бросать вызов аудитории, однако Миками, наоборот, создаёт зону комфорта: там где отношения должны переживать бурный конфликт, герои избегают его честным разговором и пониманием. Тем не менее, мангака не скрывает архетипичность своих героев, соответствующую европейской сказке, а заглавный конфликт его манги повторяет динамику любовной трагедии Шекспира. 

Prime Video: Shugo Chara!! Doki: Season 2

Однако прямые источники вдохновения у Миками совершенно другие: автор_ка вырос_ла на «Атаке титанов» и «Чара — хранители». Именно любовь к последней определила заглавные темы «Благоухающего цветка…» и даже характер героев: по сюжету манги PEACH-PIT главная героиня мечтает стать милой и дружелюбной девушкой, которая модно одевается и не стесняется есть пирожные, то есть буквально точной копией Каоруко. 

Отсюда и другие заимствования элементов, присущих сёдзё манге тех лет: неспешный темп повествования, акцент на внутренних конфликтах и взаимоотношениях между героями и излишняя стеснительность персонажей. Не обошлось и без влияния одного из важнейших романтических аниме 21 века — «Торадоры»: например, проблема хулиганской внешности главного героя при всей скромности характера и радикальная разница в росте. 

Аниме «Торадора!» / Toradora! / Tiger x Dragon (2008) — трейлеры, дата выхода | КГ-Портал

Подобная жанровая подготовка легко объясняется ещё одним фактом из биографии Миками: он_а учил_лась на кафедре манги в университете искусств, благодаря чему понимает допустимые условности и правила жанра. Благодаря этому автор_ка здорово избегает любовных многоугольников, недомолвок и прочих инструментов для создания конфликтов. Следствием подобной простоты и предсказуемости стал довольно низкий порог вхождения, что и послужило главной причиной успеха манги.

Мотивационный привкус

The World Is Conspiring Against Me Legally Experiencing The Fragrant Flower Blooms With Dignity - Aftermath

Другая важная причина успеха «Благоухающего цветка…» — демонстрация здоровых отношений между героями. Миками показывает, как любовь и коммуникация могут работать без ярких эмоциональных конфликтов и токсичного поведения. Мангака сам_а признавал_ась, что стремил_ась показать прежде всего положительных героев, которые бы стали ролевыми моделями для аудитории. На это безусловно повлиял Сатору Нии, у которого Миками работал_а ассистент_кой над мангой «Ветролом»: у старшего товарища мангака подсмотрел_а как визуальный стиль, так и драматургические элементы.

 

«Слово пацана» по-японски: как «Ветролом» исследует подростковую психологию

Поэтому автор_ка выставляет на первый план подростковые, если не общечеловеческие проблемы: комплексы по поводу внешности, гендерные и классовые предрассудки, страх взросления и первая влюблённость. Герои преодолевают их, проговаривая собственные эмоции и чувства с пониманием и принятием. Исключительная положительность не только Ринтаро и Каоруко, но и их друзей, также не лишённых стеснения и неловкости, призвана мотивировать целевую аудиторию манги и аниме стремится к тому же поведению.

Помимо мотивационной, «Благоухающий цветок…» выполняет ещё и эскапистскую функцию. Миками намеренно идеализирует окружающий мир и героев: присутствующие родители, отзывчивые друзья, здоровая любовь. Такие манипуляции зрители уже видели в «Хоримии», «Эта фарфоровая кукла влюбилась» и многих других современных романтических историях. Однако пока одни произведения не стесняются упоминать важные для подростковой жизни события — первый секс, менструация, мастурбация, буллинг — создатели «Благоухающего цветка…» исключают для аудитории любые подобные раздражители и создают эталонный comfort food.

Как «Эта фарфоровая кукла влюбилась» ломает гендерные стереотипы

Утопический подсластитель

Meccha Kawaii – The Fragrant Flower Blooms with Dignity Ep 1 Review – In Asian Spaces

Проблема «Благоухающего цветка…» не столько в предсказуемости или драматичности, сколько в отсутствии баланса. Миками погружает нас во внутренние конфликты героев, но решает их чересчур наивно: ненависть к себе герои замещают любовью окружающих, внутреннего критика — внешней поддержкой, а недомолвки и разницу мыслей — извинениями и благодарностью. В итоге жанровые условности перестают быть таковыми из-за попыток начать серьёзное обсуждение.

С одной стороны, такой подход отвечает цели автор_ки — мотивировать читателей чаще качественно общаться друг с другом и не стесняться обращаться за помощью и поддержкой. С другой — такая наивность не может стать серьёзным ответом на важные вопросы о самооценке, взрослении и травматическом опыте. Миками как автор_ка тоже понимает это, поэтому пытается решить проблему созданием внешних конфликтов и раскрытием внутренних переживаний второстепенных героев.

Kaoruko and Rintaro Arrive in The Fragrant Flower Blooms with Dignity Episode 1 Preview - Anime Corner

Однако он_а сам_а признаёт, что сложно даются напряжённые конфликты и создание враждебной атмосферы. Чувствуется, как мангака неумело и поверхностно показывает вражду между школами и отношения между учениками. Отсюда и постоянное упрощение характеров: например, Субару, лучшая подруга Каоруко, изначально задумывалась высокомерной и эгоистичной, но мангака решил_а сделать акцент на её уязвимости и низкой самооценке, чтобы не делать её негативным персонажем.

«Благоухающий цветок…» будто боится собственной проблематики, но и не может избавиться от неё без потери химии между героями. Миками пытается найти баланс между этими гранями и убедить аудиторию в естественности отношений между главными героями, но это не всегда получается удачно. Ключевую роль в этом играет их невинность и всепоглощающая доброта, в которую поверить уж очень сложно. Они выглядят скорее идеализированным портретом японских школьников, чьи странности и проблемы вызывают скорее умиление, чем ассоциацию или сострадание.

Приторный итог

The Fragrant Flower Blooms with Dignity Episode 4 Review | Leisurebyte

Возможно режиссёр экранизации Миюки Куроки («Школьная форма Акэби») и студия CloverWorks решат проблему содержания манги более искусными визуальными средствами, чем это делает Сака Миками, использующ_ая достаточно консервативный визуальный язык. Однако уже понятен тон истории, который так подкупил зрителей: создатели избегают каких-либо драматургических или внешних раздражителей, создавая действительно эталонную зону комфорта.

Миками мастерски показывает химию между героями: постепенно сокращает между ними физическую дистанцию, важные моменты выделяет размерами фрейма и игрой со светотенью, добавляет повседневные моменты и отвлечённые разговоры. Таким образом он_а смягчает схематичность и компромиссность собственной истории. Однако это не спасает произведение, ведь упоминать проблемы — не значит исследовать их. А автор_ка занимается именно этим: для него боль героев — лишь форма, а не содержание.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Трек Gorillaz «Feel Good Inc.» стал официальным саундтреком фильма «Ауру»
Культура
#кино
Трек Gorillaz «Feel Good Inc.» стал официальным саундтреком фильма «Ауру»
Почему все снова носят Vans
Стиль
#мода
Почему все снова носят Vans
Казахстанский фильм «Однажды в городе N» приобрёл Apple TV+
Культура
#кино
Казахстанский фильм «Однажды в городе N» приобрёл Apple TV+
Тауға шығарда оқитын нұсқаулық. Құтқарушының кеңесі
Ликбез
#общество
Тауға шығарда оқитын нұсқаулық. Құтқарушының кеңесі
Лента Жаннат Алшановой вошла в конкурсную программу кинофестиваля в Локарно
Культура
#кино
Лента Жаннат Алшановой вошла в конкурсную программу кинофестиваля в Локарно