«Кэрол и конец света»: медитативный сериал об одиночестве и семье

15 декабря на Netflix состоялась практически незамеченная премьера мультипликационного сериала «Кэрол и конец света». Скорее всего вы не слышали о проекте ранее, но эта работа определённо заслуживает вашего внимания. Камерное творение талантливого постановщика Дэна Гутермана исследует темы одиночества, непрожитой жизни и человеческих отношений под абсолютно нестандартным углом, при этом отражаясь в сердцах зрителей. 

О том почему «Кэрол и конец света» — это самый подходящий (хоть и до ужаса меланхоличный) сериал для новогоднего настроения рассказывает наш кинокритик Ораз Керейбаев.

Сюжет 

Навстречу Земле летит огромная планета. По подсчётам учёных столкновение неизбежно и произойдёт примерно через семь месяцев. Узнав о скором конце света, люди, как и ожидалось, решили побросать все свои дела и наконец начать жить в своё удовольствие. Одни уезжают в кругосветные путешествия; другие уподобляются всевозможным сексуальным извращениям. Однако среди толпы пустившихся во все тяжкие есть и наша героиня Кэрол, которая не смогла адаптироваться к новой реальности. 

Пока человечество пытается получить максимум удовольствия от каждого оставшегося дня, Кэрол тратит свои будни занимаясь уборкой, стиркой и готовкой. Она всё также ходит по магазинам, останавливается на красный сигнал светофора и даже платит по счетам в (давно закрывшийся) банк. По-своему ей даже становится стыдно, что она не смогла найти «новую жизнь» перед лицом смерти, поэтому она врёт родителям, что занимается сёрфингом. Одинокая девушка так бы и блуждала по апокалиптическому городу, если бы в один день она не наткнулась на таинственное офисное здание. Между пустынных этажей девушка обнаруживает полностью функционирующий отдел бухгалтерии, который становится для неё островом нормальности в сошедшем с ума мире.

Одиночество

«Кэрол и конец света» — это сериал об одиночестве. Казалось бы, на Землю надвигается огромное космическое тело, которое положит конец всему живому. Но даже в этот момент человека в первую очередь беспокоят его личные проблемы, которые для него оказываются намного больше, чем близящийся конец света. 

Интересно, что за 10 эпизодов у нас есть возможность увидеть абсолютно разные формы одиночества. К примеру, один из героев объездил весь мир, но из-за этого не смог построить долгосрочные отношения. Теперь всё что у него осталось — это воспоминания о своей первой любви. Другая героиня смогла в одиночку воспитать пятерых детей, трудясь в три смены в маникюрном салоне. Однако за семейным ужином женщина понимает, что из-за нескончаемой работы у неё даже нет общих воспоминаний со своими детьми. 

Таких маленьких и больших зарисовок об одиночестве в сериале превеликое множество, ведь проект, хоть и стартует с Кэрол, не концентрируется на ней. Поэтому каждый зритель точно найдёт ту историю одиночества, которая отразится в его сердце. 

Семья

В своём сериале Гутерман противопоставляет одиночество семье. В начале сезона персонажи гадают почему они все оказались в таинственном офисе, однако, ближе к концу, всем становится очевидно, что они просто хотели  почувствовать принадлежность к чему-то большему. 

Пока одни выбирают с утра до ночи работать в бухгалтерии, яро отрицая приближающийся конец света, другие используют последние месяцы жизни, чтобы сблизиться с уже существующей семьёй. Тут хочется отдельно выделить историю второстепенного персонажа Эрика, которому, тем не менее, выделили целый эпизод на раскрытие. По сюжету Эрик отправляется со своим сыном-подростком Стивеном к Ниагарскому водопаду, чтобы передать мальчика его матери. Хотя ребёнок изначально не желает общаться с отцом, за время эпизода они находят общий язык и становятся чуточку ближе. 

В конце сезона все герои всё-таки обретают своего рода семью. И, казалось бы, сериал мог бы закончиться своего рода happy end’ом. Однако в этот момент шоу задаётся новым и куда более пугающим вопросом: «Как встречать апокалипсис в мире, где тебе есть что терять?». Ведь когда герои начинают переживать друг за друга, им впервые по-настоящему становится страшно.

Другой конец света

Фильмы о надвигающемся апокалипсисе существуют уже не один десяток лет. Однако в последние годы запрос на такие картины начал увеличиваться, ведь вероятность реального конца света значительно возросла. А, значит, нам нужно быть к нему готовым.

«Кэрол и конец света» напоминает множество других работ на эту тему, но при этом новая перспектива выгодно выделяет мультсериал на фоне собратьев по жанру. Так, в отличие от тех же «Меланхолии» или «Не смотри наверх», здесь зрителям и героям дают достаточное время пожить в реалиях неминуемой гибели. Никто не подвергает сомнениям скорейшее столкновение с планетой и поэтому все люди без доли сомнения отпускают свои старые жизни. В этом смысле работа Гутермана напоминает бельгийскую комедию «Новейший завет» Жако Ван Дормаля, где все жители Земли получили точную дату своей смерти, отчего прекратили бояться жить.

В определённом смысле «Кэрол и конец света» — это идеальный сериал для создания новогоднего настроения. И это связано не только с тем, что один из эпизодов происходит на Рождество, а с идеей надвигающегося апокалипсиса. Окончание любого года — это и есть своего рода конец света, где всё нажитое за последние 365 дней скоро исчезнет. Поэтому в погоне за дедлайнами на работе и поиском подарков близким, сериал об офисном клерке, перебирающем бумажки на фоне надвигающейся катастрофы, становится как никогда понятным. Да и уютная меланхоличная атмосфера проекта также способствует созданию новогоднего настроения.

Сериал для всех

Каждый эпизод сериала имеет абсолютно уникальную манеру повествования. Точно также каждая серия фокусируется на разных персонажах со своими переживаниями и проблемами. Поэтому за 10 эпизодов мы успеем оказаться и в бесконечном сне работников офиса, оставшихся в бухгалтерии допоздна, и в медитативном рассказе о природе сёрфинга, и в трогательной истории о важности сетевых ресторанов. Определённо, какие-то сценарные решения могут не понравиться публике, но среди всего многообразия сюжетов каждый зритель найдёт того героя, чья история срезонирует в нём и заставит влюбиться в сериал.

Вывод

«Кэрол и конец света» — это камерное произведение о вполне понятных проблемах, происходящих на фоне очень необычных обстоятельств. Сериал оказывает двоякое влияние на публику, ведь его жизненные зарисовки могут одновременно расстроить и утешить зрителя. Тем не менее, именно такой меланхоличный и одновременно светлый проект может скрасить последние дни перед приближающемся Новым годом, напомнив нам о важности семьи и пагубности отложенной жизни.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
«Почему она не может просто уйти?»: эволюционные корни гендерного насилия 
Ликбез
#общество
«Почему она не может просто уйти?»: эволюционные корни гендерного насилия 
«Мы всем чужие» Эндрю Хэя: как подружиться с призраками прошлого и не сойти с ума
Культура
#кино
«Мы всем чужие» Эндрю Хэя: как подружиться с призраками прошлого и не сойти с ума
Куда сходить в Алматы: подборка на 23 – 25 февраля
Город
#события
Куда сходить в Алматы: подборка на 23 – 25 февраля
«Состояние танго» – әдемі декорация, музыка және образдарға бай, бірақ сұрақтар тудыратын спектакль
Город
#события
«Состояние танго» – әдемі декорация, музыка және образдарға бай, бірақ сұрақтар тудыратын спектакль
Gillette представили новый продукт и амбассадора
Бизнес
Gillette представили новый продукт и амбассадора