Каким получилось «Падение дома Ашеров» от Netflix

На стриминговом сервисе Netflix состоялась премьера мини-сериала «Падение дома Ашеров», шоураннерами которого стали небезызвестный режиссёр хорроров Майк Флэнаган и его постоянный оператор Майкл Фимогнари. В отличие от предыдущих адаптаций Эдгара Аллана По, версия 2023 года переносит историю в наши дни, сделав Родерика Ашера главой многомиллиардной фармацевтической компании и добавив в основной сюжет другие работы писателя. Поэтому шоу придётся по вкусу как фанатам произведений американского писателя, так и любителям жанра ужасов. Помимо этого, поклонников «Звёздных войн» обрадует появление Марка Хэмилла в одной из главных ролей.

О том, почему новый проект Флэнагана добился успеха среди зрителей, в деталях рассказывает наш кинокритик Ораз Керейбаев.

Сюжет

Основные события сериала происходят в современной Америке, хотя многочисленные флэшбеки переносят зрителей и в 1950-е, и в 1980-е годы. С первых секунд публику знакомят с семейством Ашеров, а точнее с тем, что от него осталось. Так, за последние две недели все шесть отпрысков Родерика Ашера умерли при невероятно загадочных обстоятельствах. Полиция уверена, что случаи никак не связаны между собой, в то время как журналисты активно строят догадки вокруг серии ужасающих смертей. 

По приглашению Родерика в заброшенное поместье приезжает сыщик Огюст Дюпен, чтобы записать признание миллиардера в убийстве собственных детей. Однако вместо этого мужчина начинает пересказывать свою жизнь, попутно делясь подробностями смерти членов семьи. Так один эпизод из сериала превращается в одну историю трагедии дома Ашеров. Как же Родерик связан с кончиной своих наследников зрители узнают лишь в последней серии, когда смерть придёт за стареющем миллиардером и его сестрой Маделин.

 

Дань первоисточнику

«Падение дома Ашеров» основано на одноимённом рассказе Эдгара Аллана По. Однако авторы сценария сильно переработали первоисточник, перенеся события в наши дни и превратив оригинальную историю в сквозной сюжет, призванный объединить несколько работ писателя под одной крышей. Так фундаментом шоу становится идея о проклятии семьи Ашеров, согласно которому все представители рода умерли в результате зловещего недуга. В то время как в оригинальном произведении читатель встречал лишь близнецов Родерика и Маделин, сериал знакомит нас ещё с шестью наследниками: Просперо, Камиллой, Наполеоном, Викторином, Тамерланом и Фредериком. Все они названы в честь персонажей из других работ Аллана По, что сразу говорит зрителю о способе убийства каждого ребёнка. Поэтому эпизоды со второго по седьмой названы в честь коротких рассказов писателя, где фигурировали вышеназванные герои.

Помимо очевидных связей между произведениями Аллана По, сериал делает ещё несколько кивков в сторону писателя. К примеру, детектив Огюст Дюпен появлялся в трёх рассказах автора, в то время как имя матери Родерика — Элиза — отсылает к маме Аллана По. В этом смысле Родерик, выполняющий роль рассказчика на протяжении всего сериала, становится своего рода экранным воплощением американского автора. 

Стиль Майка Флэнагана

Хотя Майк Флэнаган не известен широкой публике, он знаком практически каждому фанату жанра ужасов. Изначально работая монтажёром, молодой человек зарекомендовал себя благодаря короткометражной ленте «Окулус 3».

Позже постановщик снял несколько микробюджетных хорроров, запомнившись своим умением держать зрителя в напряжении и практически полным отсутствием клишейных скримеров. Его прорывной работой принято считать «Тишину», сюжет которой крутился вокруг глухонемой героини, спасающейся от маньяка. К выходу фильма в 2017 году режиссёр окончательно закрепился в статусе мастера ужасов и начал активно работать с Netflix, купившими права на ранние проекты Флэнагана и заключившими эксклюзивный контракт на создание телевизионных шоу.

В последующие годы режиссёр снял целых пять сериалов для стриминга, и пока последним из них станет «Падение дома Ашеров». В каждой своей работе постановщик старается привлекать одну и ту же труппу, включая как и вышеупомянутого оператора-постановщика Майкла Фимогнари, так и основной каст актёров. Проект 2023 года не стал исключением, ведь все персонажи, за исключением Марка Хэмилла, уже снимались у Флэнагана. Тут режиссёр пригласил на главные роли и свою жену Кейт Сигел, и персональных фаворитов Генри Томаса и Брюса Гринфилда. Здесь можно сказать, что постановщик создаёт свой мир ужасов, перенося образы и героев из одних произведений в другие. В этом плане мужчина напоминает своего вдохновителя Эдгара Аллана По, чьи работы также включали кочующих из одной историю в другую персонажей и повторяющиеся темы. 

Флэнагана можно отнести к режиссёру концептуальных хорроров, направленных на массовую аудиторию. Такая тенденция прослеживалось и в «Тишине», где глухонемая протагонистка должна была спастись от убийцы, и в «Игре Джеральда» с героиней, прикованной наручниками к кровати. Точно также в «Падении дома Ашеров» каждая смерть является необычным концептом, будто бы вытащенным из вселенной «Пилы» или «Чёрного зеркала». Разница лишь в том, что все бутылочные истории мастерски объединены рассказом о семье Ашеров. В особенности запоминаются сюжет о медленной потере рассудка в попытках найти пропавшую кошку, и полуночная оргия, обернувшаяся страшной трагедией. Все эти ужасы идеально вписываются в часовые форматы, не давая зрителю заскучать за просмотром отдельных историй.

Критика высшего общества 

«Падение дома Ашеров» — это далеко не первое произведение Netflix о злобной фармацевтической компании. Только в этом году стриминг уже выпустил сериал «Побочный эффект: Смерть» и готовится к релизу «Продавцов боли» с Крисом Эвансом и Эмили Блант. Тем не менее, такие повторы говорят не столько о вторичности, сколько о резонансе темы в современном обществе. Майк Флэнаган использует свой сериал, чтобы в очередной раз начать разговор о богатых и бедных, где первые становятся успешнее путём убийства вторых. 

Практически все члены семьи Ашеров — это максимально избалованные люди, напоминающие семейку Роев из «Наследников». Однако здесь шоураннеры не пытаются вызвать у зрителя хоть какую-то симпатию к персонажам, от чего наблюдать за их изощрёнными смертями — это своего рода «удовольствие» для зрителей. Флэнаган в буквальном смысле воплощает фразу «eat the rich», которую в последние годы мы могли увидеть в нескольких громких ужастиках, включая «Меню» и «Бесконечный бассейн». Однако постановщик вносит новый элемент в дискуссию, и делает он это через монолог Маделин в финальном эпизоде: 


Мужчин мы превращаем в кобелей, а женщин — в заводы, которые поставляют нищую рабочую силу. А что мы их учим хотеть? Дома, которые им не по карману. Машины, отравляющие воздух. Одноразовый пластик. Одежду, которую шьют голодные дети в странах третьего мира. Они так сильно всего этого хотят, что просто умоляют, орут, выпрашивают. И это мы виноваты? Эти потребители указывают на нас с тобой, будто мы — проблема. Да они сами изобрели нас».

Таким образом, не оправдывая высшее общество, Флэнаган указывает на коррумпированность всей системы, создавшей как и богатых, так и бедных.

Вывод


«Падение дома Ашеров» держит в напряжении благодаря медитативному темпу повествования и концептуальным историям. Сериал, хоть и не может похвастаться постоянными скримерами, восполняет ужас через обилие крови и жестокость, с которой Флэнаган подходит к расправе над своими героями, заставляя поклонников жанра примкнуть к экрану. В то же время смысловое наполнение, в котором гармонично сочетаются произведения Эдгара Аллана По и критика современного общества не дадут заскучать фанатам возвышенных хорроров. В итоге, у шоураннера получается показать яркое и отчасти новаторское высказывание, скрыв его за напряжённым рассказом о падении дома Ашеров. 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Жарқ еткен GloRilla жұртты несімен баурап алды?
Культура
#музыка
Жарқ еткен GloRilla жұртты несімен баурап алды?
Идём на бесплатные кинопоказы от Alternativa Film Project в Алматы
Город
#события
Идём на бесплатные кинопоказы от Alternativa Film Project в Алматы
«КЛИНОК, РАССЕКАЮЩИЙ ДЕМОНОВ»: спорный чертвёртый сезон с хорошим финалом
Культура
#кино
«КЛИНОК, РАССЕКАЮЩИЙ ДЕМОНОВ»: спорный чертвёртый сезон с хорошим финалом
«Головоломка 2» стала самым кассовым анимационным фильмом в истории
Культура
#кино
«Головоломка 2» стала самым кассовым анимационным фильмом в истории
STRAY KIDS ATE BUT STILL HUNGRY
Культура
#музыка
STRAY KIDS ATE BUT STILL HUNGRY