Как тёмная лошадка «Сират» стал самым обсуждаемым фильмом Канн

Нынешний Каннский фестиваль, скорее всего, запомнится средним конкурсом, полным разочарований и посредственных фильмов. Если год назад смотр подарил миру такие авторские хиты, как «Субстанция» и «Анора», то в этот раз приходится довольствоваться крепкими работами, но не шедеврами. Редкая картина, которая выделяется из основного конкурса, — это испанская работа Оливера Лаше «Сират». Хотя изначально у зрителей не было особых ожиданий, после просмотра мало кто остался равнодушным. 

О том, почему «Сират» разделил критиков Канн и что делает эту ленту поистине особенной рассказывает кинокритик Ораз Керейбаев.

Сюжет

Картина открывается сценой в марокканской пустыне. На фоне песчаных равнин появляются огромные музыкальные колонки, а вместе с ними и люди. Только что ещё пару секунд назад нетронутая человеком местность наполняется жизнью, а едва слышные звуки природы сменяются долбящими на полную мощность спикерами. Громкое техно, туристы под веществами и абсолютное чувство свободы. 

Сцена сумасшедшего танца, вводящая зрителя в транс, продолжается около десяти минут, пока в кадре не появляется взрослый мужчина Луис с сыном. Они явно выделяются среди танцующей толпы. Скоро выясняется, что наши герои оказались на рейве, чтобы найти потерянную дочь мужчины, которая сбежала из дома. В попытках получить информацию о ребёнке, Луис знакомится с группой странников, передвигающихся на двух домах на колёсах. Все они выглядят как персонажи, сошедшие из серии фильмов «Безумный Макс». У одного нет руки, у другого деревянный протез вместо ноги, а третья — это буквально Фуриоса из «Дороги ярости»

Во время знакомства на рейв приезжает военный отряд, который предупреждает о вооружённом конфликте, творящемся в регионе, и требует всех собравшихся туристов в срочном порядке покинуть страну. Не желая подчиняться правилам, группа аутсайдеров на двух минивэнах решает покинуть конвой и продолжить путь по пустынному Марокко. В последний момент к ним присоединяются отец и сын, надеясь, что вместе они смогут найти сбежавшую дочь.

Смерть конвенций сторителлинга

На первых тридцати минутах фильма у зрителя может сложиться ощущение, что «Сират» — это классическое road movie о принятии себя и нахождении новой семьи. И это правда, но лишь отчасти. До определённого момента режиссёр Оливер Лаше и впрямь выстраивает узнаваемый нарратив из сотен схожих картин. Причём у него получается эталонная жанровая лента. Благодаря этому и постоянному включению техномузыки в сцены, зритель потихоньку усыпляет бдительность. Постановщик понимает это и использует, чтобы в дальнейшем протащить аудиторию через эмоциональные американские горки, раз за разом ломая все правила сторителлинга. В итоге, ближе к концу фильма публика оказывается в растерянности, не зная, чего ожидать дальше и куда Лаше ведёт наших героев. 

Когда же, наконец, начинаются финальные титры, люди в зале наконец выдыхают с облегчением. Далее начинаются споры между критиками. Одни восторженно говорят о гениальном нарушении всех правил построения кино, а другие упрекают постановщика в отсутствии внятной структуры и излишнем снобизме. Поэтому для одних «Сират» стал главным открытием фестиваля, а для других — очередным громким, но дешёвым пшиком.

Кино о нелогичности жизни

История в «Сирате» может звучать нелогично: персонажи не развиваются в ожидаемую зрителями сторону (или вообще в какую-либо сторону), а события, происходящие с ними, не укладываются в условные правила, которые Лаше предоставляет зрителям в первом акте. Однако такая хаотичность сценария — это не ошибки авторов, а осознанное решение. Случайность происходящих событий в ленте отражает случайность и бессмысленность большинства событий из жизни. Войны, теракты и другие глобальные и локальные трагедии случаются на ежедневной основе, сиюминутно разрушая наши планы и мечты. Редкий человек проходит через ту же арку героя, которую сценаристы выстраивают в фильмах. Именно это отсутствие развития и встреча с силой, которую невозможно побороть, показывает на большом экране Оливер Лаше.

Вывод

«Сират» может не оказаться любимым фильмом большинства зрителей, но это определённо один из самых запоминающихся опытов нынешнего Каннского кинофестиваля. Как и многие другие участники конкурса, картина говорит о приближающемся конце света. Но, в отличие от других работ, Лаше умудряется поместить зрителя в то состояние ужаса и беспомощности, через которое проходят наши герои. И только за один этот факт «Сират» стоит просмотра для каждого любителя кино.

Читайте другие рецензии с 78-го Каннского кинофестиваля:

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
ФК «Кайрат» одержал историческую победу над шотландским «Селтиком» 
Ликбез
#общество
ФК «Кайрат» одержал историческую победу над шотландским «Селтиком» 
Идея театра без границ: как фестиваль в Авиньоне подсветил сценический ландшафт в Алматы
Культура
Идея театра без границ: как фестиваль в Авиньоне подсветил сценический ландшафт в Алматы
Подводим итоги лета с командой Yandex Qazaqstan
Город
#события
Подводим итоги лета с командой Yandex Qazaqstan
Post Space анонсируют опен-коллы для кинематографистов
Ликбез
#общество
Post Space анонсируют опен-коллы для кинематографистов
Бьюти-линейка Louis Vuitton стала одной из самых дорогих на рынке
Стиль
#красота
Бьюти-линейка Louis Vuitton стала одной из самых дорогих на рынке