Как «Слово пацана» стал самым обсуждаемым сериалом уходящего года

Сериал «Слово пацана» с дурацкой припиской «Кровь на асфальте» стал, вероятно, самым громким событием года во всём русскоязычном интернете. Его заключительная восьмая серия совсем недавно была опубликована на сайте онлайн-кинотеатра Start, но сериал активно обсуждают ещё с начала декабря.

С момента выхода первой серии «Слово пацана» захватил тикток, поднял в топы чартов группу «АИГЕЛ» и запустил карьеру целому поколению молодых актёров. Его финал успели слить в сеть и переснять, а сам сериал предлагают запретить к показу сразу в трёх странах.

Наш автор, Рамазан Малик, разбирается в причинах популярности сериала и в справедливости обвинений.

Сюжет

В центре сюжета «Слова пацана» знакомая до боли история честного и неглупого школьника Андрея. Он хорошо учится, играет на пианино и говорит по-английски. Единственная проблема – живёт он в Казани 80-х, улицы которой кишат преступными группировками, состоящими преимущественно из его ровесников. Сам Андрей в уличной иерархии «чушпан», то есть ходит сам по себе и заступиться за него некому, поэтому хулиганы вымогают у него деньги, а за отказы избивают.

Так продолжается, пока Андрей не знакомится с Маратом, учеником параллельного класса, который «мотается» с группировкой «Универсам». Андрея приставляет к Марату завуч, чтобы он подтянул ему английский. Ребята быстро находят общий язык и вместо уроков английского Марат учит Андрея быть пацаном: драться, воровать шапки и стоять за себя. Вскоре и сам Андрей «пришивается» к Универсаму, очень быстро принимая и перенимая их ценности.

Вселенная пацанов

Одна из главных причин успеха сериала – реалистичный и живой мир, наполненный всеми возможными отсылками к тому временному периоду, в который разворачивается действие. Спотыкаясь об исторические неточности, режиссёр широкими мазками малюет романтичные восьмидесятые с красными галстуками комсомола, школьницами в фартуках, видеопроигрывателями, старшими братьями, вернувшимися из Афгана, и «Ласковым маем» из каждого утюга. Он, не стесняясь, романтизирует горбачёвский СССР, делая его гораздо привлекательней современной потерянной и безликой России.

Казань Крыжовникова тоже основана на реальных событиях. Вперемешку с выдуманными звучат настоящие названия районов и группировок, а в осовремененной речи проглядывается уличный жаргон тех лет. Но в юных криминальных лицах слишком много Геклберри Фина, чтобы прочесть там будущих убийц и насильников, поэтому и сама Казань больше похожа на криминальный Хогвартс, где на смену Гриффиндору и Слизерину пришёл Хади Такташ и Универсам

Страшная криминальная Казань 80-х для главных героев, а вместе с тем и для зрителей, становится запретным миром со своими правилами, героями и врагами, который интересно исследовать.

Рваный монтаж и АИГЕЛ

Помимо ностальгии по СССР и продуманного портрета криминального мира, сериал также подкупает своей формой. В первую очередь, в глаза бросается динамичный монтаж, почти полностью построенный на джамп-катах. За счёт него режиссёр, во-первых, достигает большей динамичности сцен, а, во-вторых, получает эффект документальности происходящего. К тому же такой приём привносит немало визуального юмора в повествование.

Вторая очевидная особенность – саундтрек. «Слово пацана» – очень музыкальный сериал, где большую часть времени играет аутентичная музыка из 80-х. Тут и Цой, и «Мираж», и «Комбинация», и уже упомянутый «Ласковый май». Из ностальгического списка всего два исключения – перепетая Бастой песня «На заре» и песня «Пыяла» группы «АИГЕЛ». Последняя после выхода сериала попала на первые места всех российских музыкальных чартов и мирового чарта Shazam.

Во многом своей формой сериал обязан режиссёру, Жоре Крыжовникову. Крыжовников – очень противоречивая фигура в российском кино. С одной стороны, он автор низкопробных коммерческих комедий, с другой, по-настоящему народный режиссёр, умеющий работать с национальными архетипами. С сомнительной комедией «Самый лучший день» у него соседствует народный хит «Горько!» и неплохой сериал «Звоните ДиКаприо». А его стиль монтажа и умение создавать натуралистичных персонажей было заметно ещё в короткометражных работах «Проклятие» и «Нечаянно».

Улица – это свобода

Один из самых романтичных образов, который сериал доносит до нас через своих героев – это образ улицы. Улица – это и справедливый Вова Адидас, который даже в рэкете не возьмёт лишнего, и пацаны с Универсама, которые всегда придут на помощь, и дискотеки в ДК со светомузыкой. Но, самое главное, улица – это свобода. Свобода от навязанных комсомолом галстуков, от уроков пианино, от безденежья и скучной униженной жизни работника завода.

Однако ругать за это сериал могут только те, кто его не досмотрел, ведь в конечном счёте и улица оказывается неспособна выстроить для своих жителей понятную систему ценностей. Когда любовь одного из главных героев насилуют, а его старшего брата публично ставят на колени и заставляют извиняться, становится ясно, что уличное братство иллюзорно, а его правила бессмысленны и жестоки.

И это, пожалуй, лучшее, что может сделать режиссёр, – не просто наказать героев смертью или детской колонией, но показать им всю непоследовательность и дикость их собственных идеалов. В каком-то смысле «Слово пацана» – это приговор конформизму, которым пропитаны не только комсомол, милиция или школа, но и уличные группировки с их понятиями, иерархией и правом толпы.

Почему сериала боятся?

Сериал уже предложили к запрету сразу в трёх странах – в Казахстане, Украине и России. В Украине его называют российской пропагандой, в России — западной, а в Казахстане его обвиняют в романтизации преступной жизни и насилия. Скорее всего такому отношению сериал обязан той обстановке, которая сложилась в мире.

В России его боятся из-за привлекательности анархических настроений, выраженных в уличных группировках. Несмотря на то, что российская власть сама не чурается пацанских понятий, сейчас во врагах у неё все, кто не подчиняется официальной линии власти. Вероятно, этим вызван и переснятый финал, в котором Вову Адидаса убивает не очередной бандит, а милицейский. Изменили и судьбу Марата – после своего вступления в комсомол и сотрудничества с милицей он всё-таки находит насильника Айгуль. Таким образом создатели задним числом прикручивают к сериалу мораль о благе государства, наказывающем бандитов и поощряющем чушпанов.

В Украине популярность сериала тоже вызвала понятное осуждение у представителей власти и общественности. Всё-таки «Слово пацана» – это российский сериал, снятый на государственные деньги, и идеологическое зерно в нём тоже присутствует. Пацаны на районе популярно объясняют, что американцы – плохие, ведь они духам ракеты поставляли, а на школьной доске красуется тема «Герой нашего времени» и дата – 24 февраля. К тому же вполне понятные опасения вызывает и эстетизация СССР, вызывающая у зрителей ностальгические чувства.

В Казахстане больше всего разговоров о том, что сериал может заставить подростков снова сбиваться в группировки и идти бить всех несогласных. Однако такие опасения могут вызвать разве что недоумение, весь отечественный рынок и без того переполнен сериалами о преступниках всех мастей – от гопников до закладчиков. Если «Слово пацана» чем-то от них и отличается, так это привлекательными персонажами, которым хочется сопереживать. Но сделаны они такими скорее для того, чтобы на их примере можно было красноречивее заявить о пагубности этого пути.

Вывод

«Слово пацана» – это хорошо поставленный сериал с живыми персонажами и захватывающим сюжетом. Местами он выглядит непоследовательным и даже скомканным, но всегда справляется со своей задачей и не оставляет зрителя равнодушным

Действительно важным и интересным «Слово пацана» делают даже не его качества, а те бурные обсуждения, которые он создаёт вокруг себя. Романтизация бандитизма, токсичная маскулинность, последствия войны и неприкаянные дети – всё это есть в сериале. Возможно, создатели не всегда находят правильные ответы, но гораздо ценнее поставленные вопросы.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
«Почему она не может просто уйти?»: эволюционные корни гендерного насилия 
Ликбез
#общество
«Почему она не может просто уйти?»: эволюционные корни гендерного насилия 
«Мы всем чужие» Эндрю Хэя: как подружиться с призраками прошлого и не сойти с ума
Культура
#кино
«Мы всем чужие» Эндрю Хэя: как подружиться с призраками прошлого и не сойти с ума
Куда сходить в Алматы: подборка на 23 – 25 февраля
Город
#события
Куда сходить в Алматы: подборка на 23 – 25 февраля
«Состояние танго» – әдемі декорация, музыка және образдарға бай, бірақ сұрақтар тудыратын спектакль
Город
#события
«Состояние танго» – әдемі декорация, музыка және образдарға бай, бірақ сұрақтар тудыратын спектакль
Gillette представили новый продукт и амбассадора
Бизнес
Gillette представили новый продукт и амбассадора