Как казахстанская альтернативная сцена теряет «мужское лицо»

Как казахстанская альтернативная сцена теряет «мужское лицо»

Быть девушкой в среде, традиционно занимаемой мужчинами, всегда нелегко. Однако, даже в самых закрытых маскулинных кругах находятся уникальные представительницы, которые сумели ассимилироваться и отстоять в них своё место. То же самое можно сказать и о женщинах в тяжёлой или альтернативной низовой музыке.

Локальные исполнительницы поделились своими историями, рассказали о том, с какими проблемами им приходится сталкиваться, и как со временем меняется отношение к женщинам в андеграундном комьюнити.

«Не стоит ходить в такие места без парней»

Когда разговор заходит о положении женщин в тяжёлой или экспериментальной низовой музыке, мне вспоминается один показательный случай.

2020 год. Я впервые посетила алматинский фестиваль тяжёлой музыки «ШАБАШ». Так как это был мой первый опыт знакомства с локальной культурой и сценой, у меня сформировались огромные ожидания от концерта. Действительно, протестный дух молодости, свободы и некоторой маргинальности не оставил меня равнодушной.

Но что я, как девушка, заметила практически сразу – это совсем не пропорциональный гендерный состав как на сцене, так и под ней. В составе трёх из четырёх выступающих групп были исключительно мужчины, и только вокалистка «Опии» внесла минимальное разнообразие. На первый взгляд, девушек-слушательниц было не более четверти от общей массы, многие пришли со своими молодыми людьми. В этом отношении тот день не был особенным, так выглядел почти каждый концерт, но у меня это всегда вызывало искреннее недоумение.

Пока я в ожидании следующего ансамбля беседовала со своей приятельницей, к нам подошли двое бритоголовых подростков с дружеской рекомендацией: «Не стоит ходить в такие места без парней».

Не очень гостеприимно. Эта простая фраза неплохо отражает отношение многих мужчин из сообщества к женщинам на тот период времени. Можно долго рассуждать о том, каким образом в контркультурных кругах, в которых, казалось бы, проповедуется свобода самовыражения и открытый протест, находится место сексизму или мизогинии. Но сколько бы противоречивых мыслей и чувств эта несостыковка не вызывала, реалии таковы.

Возникает вопрос, как же обстоят дела с гендерным разнообразием в андеграундном комьюнити сейчас? Спойлер: немного лучше. Но прежде чем рассказать о нынешних тенденциях внутри тяжёлой сцены, следует разобраться, каково было положение исполнительниц задолго до двадцатого года.

«Приходилось воевать за свою свободу в этом жанре»

 Эльвина, более известная как Vina_V, – одна из первых девушек в Казахстане, которая владела почти всеми техниками экстрим-вокала. В 17 лет Эльвина исполняла тяжёлый метал в группе Mental Insanity, а сейчас занимается сольным творчеством. В прошлом году она заняла первое место в конкурсе Golden Time Talent среди 50–ти стран мира со своей авторской песней.

«В 2007 году, когда я только начала петь с первым коллективом, люди были в шоке. Кто-то, конечно, кайфовал, потому что уже знали западные группы с женским экстрим-вокалом. Но в основном говорили, что девушкам эти жанры не свойственны, что женщины в метале – отстой, и прочее. Приходилось воевать за свою свободу в этом жанре», – Эльвина.

Эльвина считает, что женщинам внутри андеграундного сообщества всегда было тяжелее. Но сейчас по какой-то причине об этом стараются умалчивать.

«Девушек в андеграунде поддерживают только другие девушки. Со стороны мужчин столько поддержки нет. Бывали случаи, когда мужчины от зависти говорили гадости. Девушка никогда в жизни не напишет плохого другой девушке, у которой что-то получается. Она посмотрит и скажет: “Вау, я пойду и сделаю так же!”» – Эльвина.

«упрямо настаивали на своём, не признавая меня как основательницу и лидершу моих же проектов»

Музыкально-экспериментальная история Лики, известной по проекту The Ravenmockers, началась около девяти лет назад. Тогда она писала картины, исследовала биологию; не занималась музыкой, но хорошо разбиралась в жанрах, в истории их зарождения. На тот момент, по её словам, у неё не было никакого представления о том, как выживает авторская музыка, и на чём держатся субкультуры. Чуть позже она познакомилась с музыкантами из другой тусовки и поняла, что тоже хочет собрать свой бэнд, своё сообщество и занять свою нишу. В 2016 году появилась группа The Ravenmockers, где Лика выступала как вокалистка.

Первой в нашу группу поверила девушка по имени Влада. В то время она работала арт-директором бара и ей понравилось, что мы играли каверы на проект Джека Уайта – The Dead Weather. Да и в принципе, мы начали с блюз-рока, выбирали каверы, которые помогут нам “разыграться” и измерить наш общий потенциал. благодаря Владе мой проект начал стремительно расти», – Лика.

Лика обращает внимание на то, что девушек мало не только непосредственно на сцене, но и среди людей, предоставляющих музыкантам свои услуги. Из–за необходимости работать исключительно с мужчинами и отсутствия какого-либо выбора на пути музыканток возникают определённые проблемы в ходе коммуникации с коллегами. Лика рассказала, в чём они выражаются:

«Я встречала многих творческих людей, и могу сказать, что на тот момент женщин было мало. Лишь через три года я начала знакомиться с крутыми художницами и музыкантками. Тем не менее, все действующие звукоинженеры, с которыми я работала – мужского пола.

Работать с мужчинами было тяжело. Требовалась немалая доля самообладания. Да и сейчас тоже нелегко. Мне повезло с Иваном и Сашей (участники The Ravenmockers), но все барабанщики в группе всегда сопротивлялись мне, были либо ненадежные, либо высокомерные. Мой вывод на сегодняшний день: творческие парни зачастую нарциссы. Со стороны многих я часто чувствовала снисхождение, особенно от звукоинженеров. Лишь с одним было приятно работать – мастер, с которым я сводила наш первый альбом.

Меня всю дорогу окружали мужчины и юноши, которым требовалось внимание, новые идеи и вдохновение. Однако, многие просто отказывались принимать мою экспертность, упрямо настаивали на своём, совершенно не признавая меня как основательницу и лидершу моих же проектов», – Лика.

Помимо снисходительного отношения к коллежанкам, повсеместного менсплейнинга и недоверия к профессиональным навыкам, девушкам в музыке приходится сталкиваться и с нарушением личных границ:

«Как оказалось, мужчины не против даже обеспечить тебя всеми необходимыми бытовыми ресурсами, лишь бы воспользоваться либо твоим интеллектом, либо рассмотреть отношения с тобой, потому что ты – “муза”. Лично мне второй вариант всегда был унизителен. Быть музой я могу и в роли ментора-продюсера. Не обязательно для этого вступать со мной в отношения и портить мне климат незрелыми чувствами и эмоциями. Но реалии таковы, и многие умалчивают об этом, потому что это личное и, казалось бы, никак не влияет на сферу. Но это тоже важно, потому что бизнес не может выстроиться в том числе из-за таких банальных вещей, как нарушение субординации», – Лика.

«На личном примере мы стираем с тяжёлой музыки мужское лицо»

Ещё один показательный ивент прошёл 8 июля 2022 года в баре Dark Horse. Этот пятничный вечер был ознаменован дебютом сразу четырёх групп: красныечулки, АНТИВСЁ, ГП-5 и БДЧ. Несмотря на то, что все четыре коллектива выступали впервые, и не имели на тот момент никакой аудитории, гиг посетило около 120 человек. Но главной, на мой взгляд, отличительной чертой этого концерта было то, что на сцене не было ни одного бойз-бэнда. В составе каждой группы была как минимум одна девушка, а riot grrrl группа «красныечулки» состояла полностью из женщин. Случилась маленькая феминистская революция внутри алматинского андеграунда.

Фото: группа «красныечулки» в объективе whois_boris.

Барабанщица группы «красныечулки» и по совместительству фронтвумен группы «АНТИВСЁ» – Пёса – поделилась своими впечатлениями от гига:

«Мне очень понравилось, что на концерте, на котором исполнялась исключительно тяжёлая музыка, не было ни одного бойз-бэнда. И мне понравилось, что было много слушательниц, несмотря на устоявшийся стереотип, что тяжёлая музыку исполняют и слушают только парни. Мы, как слушательницы и исполнительницы, разбиваем этот стереотип. На личном примере мы стираем с тяжёлой музыки мужское лицо. Это круто. Я не заметила никакого предвзятого отношения, всем было весело. Все были довольны, потому что подобные мероприятия с молодыми группами у нас давно не организовывались», – Пёса.

На вопрос, сталкивается ли Пёса с сексизмом, она упоминает лишь его «доброжелательные» проявления, которые характеризуются удивлением, и некоторым восхищением людей при виде девушки, занимающейся чем-то непривычным для её пола. Но такая реакция далеко не всегда приятна, ведь она только подчёркивает стереотип о «мужском и женском»:

Я могу рассказать разве что про «доброжелательный» сексизм в духе “вау, ты такая необычная, ты слушаешь хардкор”. Типичный сексизм, который на мне не работает. На концертах меня куда чаще путают с парнем и удивляются, когда узнают, что я девушка», – Пёса.

Следует упомянуть, что с сексизмом сталкиваются не только исполнительницы, но и слушательницы. Такой сексизм тоже своего рода «доброжелательный», вызванный стремлением помочь, уберечь от «опасности». Но есть одна проблема: никто не спрашивает самих девушек, нужна ли им помощь.

Как слушательница я сталкивалась с тем, что раньше меня часто выпихивали из слэма (слэм – круг на концертах, в котором зрители прыгают, танцуют и сталкиваются друг с другом), потому что “там же взрослые мужики толкаются, ты что, не видишь?” В мошпите (мош – танец, происходящий, в основном, на хардкор-панк концертах. Танец является весьма агрессивным и имеет наивысший разгар во время брейкдаун-моментов в композиции) некоторые позволяют себе взять меня, условно, за подмышки или за талию и переставить куда-нибудь в якобы более безопасное место, оправдывая себя тем, что “ну тут же мужчины вертушки крутят”», – Пёса.

Со временем отношение к женщине в таком узком сообществе как низовая тяжёлая и альтернативная музыка значительно меняется. Связано это и с распространением феминистских идей в обществе, и с усталостью самих девушек от взглядов свысока. Сейчас мало кто поддержит сексистские или гомофобные высказывания артистов со сцены, скорее наоборот, такие артисты столкнутся с рядом неприятностей. Я могу с уверенностью сказать, что теперь быть про-феминистом – несколько выгоднее, чем прославлять токсичную маскулинность. Так, многие мужчины-музыканты поддерживают начинающие проекты коллежанок, даже если это откровенно протестная лирика антипатриархальной направленности.

 Я всё чаще замечаю более профеминистичные настроения. Некоторые мужчины помогали нам в продвижении, поддерживали несмотря на то, что мы играем фем-панк, и несмотря на наши достаточно прямолинейные тексты», – Пёса.

На сегодняшний день подобный настрой в сообществе сохраняется, и это можно подтвердить на следующем примере: 13 января этого года инициативой Underground against violence в баре «Анклав» был проведён благотворительный концерт в поддержку девушек, столкнувшихся с насилием, в организации которого приняла участие Пёса. Команда собрала 250 000 тенге, которые позже были переведены на счёт фонда по борьбе с насилием SVET. Стоит отметить, что некоторые группы добровольно вызвались выступить на этом концерте, многие выражали поддержку и солидарность с концепцией проекта. В какой-то момент на танцполе даже образовался полностью женский мошпит, а это довольно редкое явление для подобных мероприятий.

«По поводу благотворительного концерта, меня очень обрадовал энтузиазм ребят, которые поддержали инициативу и предложили своё участие. Здорово, что в нашем городе столько фем-френдли групп», – Пёса.

Наконец, самый неожиданный пример: один из бритоголовых подростков из начала моего повествования помог с поиском охраны, обеспечил веселье во время концерта, притащив в мошпит стремянку, и даже стал идейным вдохновителем ивента. Такой вот позитивный плот-твист.

Безусловно, такие тенденции внутри комьюнити не могут не радовать. Появление всё большего количества исполнительниц и активных слушательниц говорит об изменениях в умах людей. Вполне возможно, что в недалёком будущем в этом сообществе все смогут чувствовать себя комфортно вне зависимости от пола.

На обложке: группа «красныечулки» в объективе rusya_schwein.
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
«Дарақы фильмдердің авторлары ойланатын кез келді». Дубляж режиссері Шах-Мұрат Ордабаев
Культура
#кино
«Дарақы фильмдердің авторлары ойланатын кез келді». Дубляж режиссері Шах-Мұрат Ордабаев
Церемония «Грэмми» 2026 объявила новые категории и дату проведения
Культура
#музыка
Церемония «Грэмми» 2026 объявила новые категории и дату проведения
DARK ALPHA тобынан кетті. Оған не себеп болды?
Ликбез
#общество
DARK ALPHA тобынан кетті. Оған не себеп болды?
«Материалистка»: любовь в ритме Селин Сон
Культура
#кино
«Материалистка»: любовь в ритме Селин Сон
Молодой казахстанец стал моделью IMG Models после вирусного ролика
Стиль
#мода
Молодой казахстанец стал моделью IMG Models после вирусного ролика