В конце августа выходит новый альбом Сабрины Карпентер. Он называется «Man’s best friend». Несмотря на то, что до его выхода ещё больше двух месяцев, уже сейчас он вызвал бурю обсуждений в интернете, и никто не говорит о музыке.
Разбираемся, почему аудитория находит оскорбительной обложку будущего альбома, как Сабрина создала скандал о мизогинии и стоит ли искать в этом что-то большее, чем маркетинг и провокацию.
Man’s best friend
Сабрина объявила о выходе альбома в Instagram в прошлую среду. Она написала дату выхода, 29 августа, и рассказала о возможности предзаказа, опубликовав две альбомные обложки. На первой певица в чёрном платье стоит на коленях перед мужчиной, который держит её за волосы. На второй изображена собака в ошейнике, к которому прикреплён медальон с названием альбома.
Карпентер и раньше подвергалась критике за чрезмерную сексуализацию своих выступлений и откровенную одежду, но сейчас на неё напали даже собственные фанаты. В комментариях под анонсом можно прочитать много недовольства. Пользователи пишут что-то вроде «Спасибо, я его ненавижу», имея в виду альбом — хотя они его даже не слышали.
Другие выражаются мягче, говоря о том, что чувствуют себя некомфортно, особенно в текущее и без того сложное время. Пишут, что Сабрина обнаружила какой-то не тот slay, спрашивают, не является ли это ритуалом унижения и так далее. В общем, критики много, но за что?
«Игривый феминизм» Карпентер
Певица ни разу прямо не высказывалась о правах женщин, не называла себя феминисткой и не действовала как активистка в борьбе за гендерное равенство. Однако она часто «заигрывает» с тематикой независимости, сексуальной свободы или идеей вольного самовыражения женщин. Например, пару лет назад в интервью Vogue Сабрина рассказывала, что её часто просили быть милой и скромной, но она хотела быть честной и настоящей.
Тексты песен Карпентер часто пронизаны саркастическими замечаниями в сторону мужчин. Например, в песне «Manchild» с нового альбома Сабрина ведёт диалог с мужчиной, которого явно превосходит в интеллекте, уверенности, решительности и прочих характеристиках. Её творчество в целом — это песни о независимости, свободе и некоторой дистанции от традиционных гендерных представлений.
Тем не менее, этого оказалось недостаточно. Фем-коммьюнити критикует Сабрину прямо сейчас именно за эту обложку. С точки зрения многих женщин, Карпентер коммерциализирует мизогинные клише и использует их как активное добровольное согласие на объективацию женщины. В сочетании со второй обложкой и названием альбома, которые многими восприняты как сравнение женщины с собакой или другим питомцем, это оскорбило значимую часть аудитории. Всё это подпитывается отсутствием чёткого политического заявления по поводу прав женщин, активизма и однозначного заявления на фоне критики. Всё, что сказала Сабрина в последнем интервью, — критика её образа говорит об одержимости общества сексом больше, чем о её творчестве.
Против критики
Хотя реакция общественности эмоционально хорошо понятна и ожидаема, против такой однозначно агрессивной позиции в сторону Сабрины тоже есть аргументы. Часть фанатского сообщества и даже некоторые представительницы фем-движения увидели в обложке не только хороший художественный жест, но и феминистское высказывание.
Во-первых, защитники Сабрины ссылаются не деконструкцию патриархальных образов. Вычурно-пошлая поза Карпентер на фотографии — это некое доведение объективации до логического предела, превращение её в абсурд. Саркастичный комментарий к патриархальным ожиданиям от женщины, в частности, послушанию и сексуальности, выводятся на первый план для того, чтобы стать всего лишь иронией на фоне уверенных текстов песен. Ярким примером этому служит уже упомянутый сингл «Manchild», ставший в итоге первым треком альбома.
Во-вторых, в самой критике Карпентер часть аудитории находит противоречие, потому что право женщины на самовыражение, в том числе сексуальное, всё ещё остаётся правом женщины. Под видом борьбы за гендерное равенство у неё пытаются отнять свободу создавать провокации, быть сексуально открытой и независимой, то есть подобный подход считают морализаторским — в смысле самой настоящей чопорной патриархальной морали.
В-третьих, подобная критика тоже может рассматриваться как проявление сексизма — никто и никогда не стал бы критиковать мужчину за сексуализированный образ, использованный в качестве обложки. Однако в случае, когда это сделала женщина, сам факт широкого обсуждения говорит о перекосе во внимании — часть коммьюнити отворачивается от Сабрины из-за альбома, который ещё не вышел.
Каковы последствия?
Сабрина Карпентер — это Сабрина Карпентер. Она любит провокации, любит приковывать внимание, любит шуметь и создавать инфоповоды. Возможно, на такую реакцию команда певицы и рассчитывала, публикуя заблаговременно столь вызывающую обложку.
Но ещё важнее понимать, что аудитория Сабрины — это преимущественно молодые женщины, которые хорошо улавливают контекст творчества артистки. Они видят, как она прощается со своим диснеевским детством после длительного участия в ситкоме «Истории Райли», заявляет о себе как о независимой, сексуально свободной и взрослой женщине. Они хорошо понимают иронию, не так легко поддаются провокациям и спокойно ждут альбом.
Альбом вряд ли пострадает от нескольких дней обсуждения обложки в интернете, а вот общество уже получило от него пользу. В очередной раз всплыла дискуссия о том, могут ли женщины, представляющие поп-культуру, использовать свою сексуальность, выходить за границы пуританской морали, устраивать провокации и саркастично наблюдать за бурной реакцией в сети. Пока все обсуждают альбом, Сабрина Карпентер доказывает, что могут.