История «Зайчика»
«Tiny Bunny» (в русском релизе — «Зайчик») — визуальная новелла с элементами фолк-хоррора от российской студии Saikono, основанная на рассказе интернет-писателя Дмитрия Мордаса.
Проект заявил о себе ещё в марте 2020 года после выхода демо-версии. Уже через год в Steam состоялся релиз первых двух эпизодов. Третья и четвёртая главы выходили с интервалом в год–полтора, а вот заключительную фанатам пришлось ждать более двух с половиной лет. Разработка сильно затянулась из-за судебных конфликтов вокруг игры.
Одним из ключевых эпизодов стал скандал с композитором Дмитрием Петякиным. Спустя несколько лет после успешного релиза музыкант потребовал от студии дополнительные выплаты — сначала 13 миллионов рублей, а затем уже и долларов. Saikono отказались пересматривать условия сотрудничества, после чего Петякин начал отправлять жалобы на ролики по игре, добиваясь их блокировки. Под удаление попали, например, летсплеи известного ютубера Kuplinov Play. Студия в ответ полностью заменила саундтрек во избежание дальнейших проблем.
Но конфликт на этом не закончился. К бойкоту присоединился Евгений Иванов — автор испанского перевода. По версии разработчиков, Иванов предложил сделать адаптацию бесплатно, однако итоговый текст Saikono не устроил и от него отказались. После этого переводчик потребовал оплаты и объединился с Петякиным против студии.
Эти разбирательства заметно затормозили работу над финалом. Разработчики обещали, что пятая глава будет масштабнее всех предыдущих вместе взятых и предложит игрокам двадцать уникальных концовок.

Сюжет
Игра рассказывает историю шестиклассника Антона Петрова. Вместе с родителями и младшей сестрой он переезжает из большого города в глухую деревню из-за финансовых трудностей. Антон страдает от психического расстройства и регулярно видит галлюцинации, родители переживают кризис и находятся на грани развода, а жить им приходится в старом бабушкином доме на окраине леса.
На этом фоне в мрачной деревне начинают пропадать дети, а семейные проблемы, оставшиеся в городе, вскоре находят Петровых и здесь. Антону приходится осваиваться в новой школе и приглядывать за младшей сестрой. Он знакомится с таинственной девочкой в лисьей маске по имени Алиса, с местным хулиганом и потенциальным товарищем Ромой, а также влюбляется в одноклассницу Полину.
Антон решает провести собственное расследование, разобраться в тайнах мистической тайги и выйти на след маньяка, похищающего детей.

О геймплее и стилистике
С точки зрения геймплея «Зайчик» мало отличается от других визуальных новелл: перед игроком обилие литературного текста на фоне рисованных пейзажей и статичных персонажей. Лишь изредка появляется возможность кликнуть по объектам или выбрать вариант действия в сюжетной развилке. Однако игра заметно выделяется в рамках жанра благодаря депрессивной атмосфере разрухи 90-х и мрачному черно-белому визуалу.
Персонажей в игре немного, но каждый легко запоминается: их образы и характеры чётко передают атмосферу эпохи после распада СССР. Рейтинг проекта — 18+, и не случайно. Несмотря на приятную рисовку в стиле аниме, история наполнена ужасными монстрами, жуткими описаниями и откровенным gore-контентом.
Мир «Зайчика» умело сочетает языческий оккультизм, приёмы ненадёжного рассказчика, школьную повседневность, детективный триллер, хоррор, а также темы дружбы и первой любви. В игре есть три основные сюжетные ветки — Полины, Алисы и Изгоя. Если первые две по сути предлагают выбор между дружбой и романтикой, то путь Изгоя заметно мрачнее и ближе к событиям оригинального рассказа.

Секрет успеха «Tiny Bunny»
Первые четыре эпизода игры были тепло приняты геймерами и критиками. «Зайчик» оставил богатую почву для фанатских теорий, познакомил игроков с интересной, полной тайн вселенной и задал множество философских подтекстов.
На восприятие положительно повлиял и эпизодический формат. Игра выходила по главам, создавая привычное для инди-сцены чувство недосказанности. Фанаты строили догадки, обсуждали детали и с нетерпением ждали развязки. Команда Saikono амбициозно заготовила множество «ружей», которые должны были выстрелить в финале.
Разработчики также удачно поддерживали интерес к проекту. Они выпустили собственную мангу, расширяющую вселенную «Зайчика», и набор официальных стикеров во «ВКонтакте». Для иностранной аудитории игра была локализована на ряд языков, включая китайский, итальянский, турецкий и японский. В игре даже был словарь с непонятными для молодёжи и иностранцев терминами, объясняющий, кто такой Николай Дроздов и почему зайчик приносит детям гостинцы на Новый год.

Фанатское разочарование
Пятого декабря финальный эпизод наконец-то вышел и внезапно обрушил рейтинг игры в Steam. Фанаты оказались недовольны почти всеми аспектами заключительной главы.
Обещанные двадцать концовок оказались слабо различимы: большинство представляют собой слегка разные версии одного и того же game over. Те концовки, которые можно считать полноценными финалами, противоречат друг другу и оставляют слишком много вопросов.
Многие «ружья», заложенные в первых четырёх эпизодах, так и не выстрелили. Ключевые тропы о «монстрах» под человеческой маской не раскрыты. В одних концовках появляются ангелы-серафимы, пожиратели галактик и паразитирующие насекомые. А в других всё происходящее обесценивается пресловутым «сном собаки».
Кроме того, Saikono пошли на поводу у аудитории, превратив финал в один большой фансервис. Появилась новая романтическая линия, не влияющая на сюжет. Были показаны взрослые версии всех ключевых персонажей, а рисовка финала неожиданно отошла от собственного стиля. Главные герои стали похожи на персонажей «Клуба Романтики» — идеализированные, но при этом шаблонные. Из-за этого авторов даже начали обвинять в использовании ИИ при создании спрайтов.
Там, где стоило показать, сценаристы предпочли рассказать всё прямой речью персонажей. Там, где загадка могла бы усилить атмосферу, наоборот, выдали избыточные объяснения, превращая концовку в топорный фанфикшен. При этом ответы на ключевые вопросы сюжета то противоречат друг другу, то просто проваливаются в сюжетные дыры.

Стоит ли играть?
Несмотря на критику пятого эпизода, «Зайчик» всё ещё остаётся хорошей визуальной новеллой с интересным сюжетом и собственной жуткой, но уютной атмосферой. Качество первых четырёх глав во многом перекрывает слабости финала, и игра по-прежнему отлично подходит, чтобы провести за ней пару зимних вечеров. Особенно это актуально для тех, кто не ждал эпизоды годами: теперь можно пройти историю целиком, без завышенных ожиданий и долгих пауз.
Студия Saikono уже извинилась за несбывшиеся ожидания и приступила к работе над обновлёнными концовками и корректировкой визуала. Разработчики также принимают фанатские предложения в соцсетях и на почту.
Если «Зайчик» действительно проведёт работу над ошибками, у Saikono есть все шансы вернуть доверие аудитории и закрепиться в статусе одного из лидеров жанра визуальных новелл.
