«Франкенштейн» Гильермо дель Торо: Лучшая роль Джейкоба Элорди

В Италии закончился 82-й Венецианский кинофестиваль, в этом году представивший публике невиданное количество громких лент от обожаемых синефилами авторов. В основном конкурсе показали работы Ноа Баумбаха, Паоло Соррентино и Бенни Сэфди. Во внеконкурсной программе Лука Гуаданьино, София Коппола и Гас Ван Сент. От всего многообразия выбора разбегались глаза, но даже среди этого списка крупных режиссёров отдельным столпом стояло имя мексиканского постановщика Гильермо дель Торо, привёзшего на фестиваль свою версию «Франкенштейна».

На премьере в Венеции картина заслужила умопомрачительные 15-минутные овации. О том, почему «Франкенштейн» способен стать культовой работой дель Торо рассказывает кинокритик Ораз Керейбаев.

Сюжет

Картина начинается с эффектной сцены на морском судне, застрявшем во льдах. Пока изнеможённый экипаж пытается прорубить путь, капитан корабля оказывается перед сложным выбором: продолжить смертельно-опасное путешествие или развернуться домой. 

Моральная дилемма прерывается взрывом неподалёку от палубы. Моряки сначала находят обломки неизвестного строения, а после натыкаются на мужчину, истекающего кровью. Им оказывается Виктор Франкенштейн (Оскар Айзек). Дотащив ослабевшего и избитого странника до корабля, экипаж даже не успевает расспросить его о взрыве, ведь на горизонте появляется Монстр (Джейкоб Элорди), пришедший по душу своего создателя.

В попытках добраться до Франкенштейна, неубиваемое создание лишает жизни пятерых моряков. Монстра останавливает снаряд, выпущенный в лёд под его ногами. Однако, как предупреждает Виктор, его творение ещё обязательно вернётся. В ожидании судного часа мужчина рассказывает капитану корабля как историю создания Монстра.

Боги и монстры 

Для знакомых с историей Виктора Франкенштейна адаптация Гильермо дель Торо не станет откровением. Едва ли что-то новое найдут здесь для себя и фанаты режиссёра, давно знакомое с его стилем. Сюжет картины мало отличается от первоисточника, а заложенный постановщиком посыл был уже ни раз показан в предыдущих фильмах автора. Тем не менее, это не значит, что «Франкенштейн» — хоть сколько-либо плохое кино.

Слоган «Франкенштейна» гласит: «Only Monsters Play God». Именно об этой иллюзорности между понятием Бога и Монстра, высоким и низким, святым и греховным Гильермо дель Торо говорит на протяжении всей карьеры. Почти каждая его картина показывает, что изгой, отличающийся от большинства, чаще всего оказывается лучше того самого большинства. Проявляется это и в образах детей из «Хребта дьявола» и «Лабиринта Фавна», и в монстрах, которые оказываются героями как в «Форме воды» и «Хеллбое». А в некоторых лентах, таких как «Багровый пик» и «Пиноккио», постановщик и вовсе напрямую говорил о том, что главные монстры — это люди. 

Все эти же идеи можно найти и во «Франкенштейне». Виктор, мнящий себя Богом, оказывается большим монстром, чем его творение. В то же время Монстр Франкенштейна — это нежное, напуганное и неприступное создание, которому приходится столкнуться с прогнившим миром. Пройдя через эти испытания, Монстр остаётся всё таким же чистым духовно. 

Отец и сын

История Виктора и его творения — это не только рассказ про иллюзорность божественного и грешного, но и разговор на вечную тему отцов и детей. Дель Торо уделяет небольшую часть фильма чтобы показать детство Франкенштейна, которое прошло под гнётом деспота-отца, требовавшего от сына слишком многого. Любая ошибка молодого Виктора оборачивалась для него ударами плетью по лицу (ведь руки будущего доктора трогать не стоит). 

Физические и моральные издевательства обернулись не только ненавистью к отцу, но и повторению паттернов по отношению к Монстру. Так, Виктор с самого начала приковывает своё творение к кандалам, ненавидя его и пытая его при любой удобной возможности. Пока для Монстра Виктор является воплощением всего мира, для Виктора Франкенштейн, неспособный говорить и критически мыслить, — напоминание об ограниченности собственных возможностей. 

Стриминговый фильм кинотеатрального масштаба

«Франкенштейн» — это настоящее визуальное пиршество. В первой же сцене камера проносится по бесконечной льдине, чтобы остановиться перед грандиозного размера судном. Уже в этот момент зритель понимает, что смотреть фильм следует только в кинотеатре и нигде больше. Однако ленту выпускают для Netflix, а значит, большая часть визуальной работы будет потеряна в экране планшета или ноутбука. Дель Торо смог добиться для картины лимитированного проката, но скорее всего это решение ограничится США, не добравшись до кинотеатров других стран. 

Помимо сет-дизайна и костюмов стоит отметить выдающуюся актёрскую работу Джейкоба Элорди, чей Монстр способен влюбить в себя даже за слоями грима и потрёпанным балахоном. Если в начале фильма Монстр мог лишь повторять имя своего создателя, не видя мира вокруг, то обретя знания и научившись разговаривать, он превратился в многогранного персонажа, превзошедшего своего творца. 

Вывод

В открывающей сцене фильма один из моряков, завидев Монстра, в ужасе кричит «It’s still alive». То же можно сказать и про историю Франкенштейна, которая два столетия остаётся актуальной в руках мастера ужасов и одного из главных мексиканских режиссёров современности Гильермо дель Торо. Постановщик рассказывает вневременную историю о борьбе добра и зла. Делает он это с присущим ему гуманизмом и состраданием, заканчивая картину не громким бунтом времён «Формы воды», а созидательным выводом уже более рассудительного дель Торо. 

 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Все победители MTV Video Music Awards 2025
Культура
#музыка
Все победители MTV Video Music Awards 2025
Перед походом в горы туристы обязаны будут сообщать маршрут в МЧС
Ликбез
#общество
Перед походом в горы туристы обязаны будут сообщать маршрут в МЧС
Как «Целинный» встретил первых посетителей в отреставрированном здании
Город
#события
Как «Целинный» встретил первых посетителей в отреставрированном здании
Казахстанских студентов обяжут платить налоги с зарубежных стипендий
Ликбез
#общество
Казахстанских студентов обяжут платить налоги с зарубежных стипендий
Twin, where have u been? Каково быть близнецами и почему им стоит позавидовать
Ликбез
#истории
Twin, where have u been? Каково быть близнецами и почему им стоит позавидовать