Сюжет
Картина начинается с эффектной сцены на морском судне, застрявшем во льдах. Пока изнеможённый экипаж пытается прорубить путь, капитан корабля оказывается перед сложным выбором: продолжить смертельно-опасное путешествие или развернуться домой.
Моральная дилемма прерывается взрывом неподалёку от палубы. Моряки сначала находят обломки неизвестного строения, а после натыкаются на мужчину, истекающего кровью. Им оказывается Виктор Франкенштейн (Оскар Айзек). Дотащив ослабевшего и избитого странника до корабля, экипаж даже не успевает расспросить его о взрыве, ведь на горизонте появляется Монстр (Джейкоб Элорди), пришедший по душу своего создателя.
В попытках добраться до Франкенштейна, неубиваемое создание лишает жизни пятерых моряков. Монстра останавливает снаряд, выпущенный в лёд под его ногами. Однако, как предупреждает Виктор, его творение ещё обязательно вернётся. В ожидании судного часа мужчина рассказывает капитану корабля как историю создания Монстра.
Боги и монстры
Для знакомых с историей Виктора Франкенштейна адаптация Гильермо дель Торо не станет откровением. Едва ли что-то новое найдут здесь для себя и фанаты режиссёра, давно знакомое с его стилем. Сюжет картины мало отличается от первоисточника, а заложенный постановщиком посыл был уже ни раз показан в предыдущих фильмах автора. Тем не менее, это не значит, что «Франкенштейн» — хоть сколько-либо плохое кино.
Слоган «Франкенштейна» гласит: «Only Monsters Play God». Именно об этой иллюзорности между понятием Бога и Монстра, высоким и низким, святым и греховным Гильермо дель Торо говорит на протяжении всей карьеры. Почти каждая его картина показывает, что изгой, отличающийся от большинства, чаще всего оказывается лучше того самого большинства. Проявляется это и в образах детей из «Хребта дьявола» и «Лабиринта Фавна», и в монстрах, которые оказываются героями как в «Форме воды» и «Хеллбое». А в некоторых лентах, таких как «Багровый пик» и «Пиноккио», постановщик и вовсе напрямую говорил о том, что главные монстры — это люди.
Все эти же идеи можно найти и во «Франкенштейне». Виктор, мнящий себя Богом, оказывается большим монстром, чем его творение. В то же время Монстр Франкенштейна — это нежное, напуганное и неприступное создание, которому приходится столкнуться с прогнившим миром. Пройдя через эти испытания, Монстр остаётся всё таким же чистым духовно.
Отец и сын
История Виктора и его творения — это не только рассказ про иллюзорность божественного и грешного, но и разговор на вечную тему отцов и детей. Дель Торо уделяет небольшую часть фильма чтобы показать детство Франкенштейна, которое прошло под гнётом деспота-отца, требовавшего от сына слишком многого. Любая ошибка молодого Виктора оборачивалась для него ударами плетью по лицу (ведь руки будущего доктора трогать не стоит).
Физические и моральные издевательства обернулись не только ненавистью к отцу, но и повторению паттернов по отношению к Монстру. Так, Виктор с самого начала приковывает своё творение к кандалам, ненавидя его и пытая его при любой удобной возможности. Пока для Монстра Виктор является воплощением всего мира, для Виктора Франкенштейн, неспособный говорить и критически мыслить, — напоминание об ограниченности собственных возможностей.
Стриминговый фильм кинотеатрального масштаба
«Франкенштейн» — это настоящее визуальное пиршество. В первой же сцене камера проносится по бесконечной льдине, чтобы остановиться перед грандиозного размера судном. Уже в этот момент зритель понимает, что смотреть фильм следует только в кинотеатре и нигде больше. Однако ленту выпускают для Netflix, а значит, большая часть визуальной работы будет потеряна в экране планшета или ноутбука. Дель Торо смог добиться для картины лимитированного проката, но скорее всего это решение ограничится США, не добравшись до кинотеатров других стран.
Помимо сет-дизайна и костюмов стоит отметить выдающуюся актёрскую работу Джейкоба Элорди, чей Монстр способен влюбить в себя даже за слоями грима и потрёпанным балахоном. Если в начале фильма Монстр мог лишь повторять имя своего создателя, не видя мира вокруг, то обретя знания и научившись разговаривать, он превратился в многогранного персонажа, превзошедшего своего творца.
Вывод
В открывающей сцене фильма один из моряков, завидев Монстра, в ужасе кричит «It’s still alive». То же можно сказать и про историю Франкенштейна, которая два столетия остаётся актуальной в руках мастера ужасов и одного из главных мексиканских режиссёров современности Гильермо дель Торо. Постановщик рассказывает вневременную историю о борьбе добра и зла. Делает он это с присущим ему гуманизмом и состраданием, заканчивая картину не громким бунтом времён «Формы воды», а созидательным выводом уже более рассудительного дель Торо.