Финикийская схема: Уэс Андерсон уже не тот?

«Финикийская схема» — классическая для Уэса Андерсона приключенческая трагикомедия про дисфункциональную семью, в которой кукольный стиль режиссёра впервые сталкивается с загробной жизнью и шпионским боевиком в духе классических фильмов о Джеймсе Бонде. Но достаточно ли этого, чтобы вдохнуть новую жизнь в приевшуюся эстетику режиссёра? Рассуждает редактор ‘98mag Рамазан-Малик Елеусиз, посетивший премьерный показ на Каннском кинофестивале.

Поездка редакции в Канны стала возможной благодаря партнёрской поддержке Ozon.kz.

Комически богатый индустриальный магнат Жа-Жа Корда в исполнении Бенисио дель Торо переживает очередное покушение на собственную жизнь, когда бомба взрывается прямо на борту его частного самолёта. Так начинается новый фильм Уэса Андерсона «Финикийская схема». В программе снова знакомый сюжет: трагикомедия про эксцентричного идеалиста, способного в своих авантюрах пойти против всего мира. Только на этот раз с оммажами на шпионскую классику, оформленными в привычные симметричные кадры со смешными людьми в красивых костюмах.

Но когда герой теряет сознание и оказывается при смерти — а это в течение фильма с ним случается довольно часто, — привычный для Андерсона ход вещей ломается и перед нами возникает загробная жизнь, оформленная вполне в духе христианской традиции. Кажется впервые в своей карьере режиссёр отваживается заглянуть в потусторонний мир. Таким образом, пусть ненадолго, всего одним глазком, но нам предлагают увидеть эсхатологию по Уэсу Андерсону. Тоже, конечно, кукольную, театральную и с Биллом Мюрреем в роли Бога, но куда более сюрреалистичную и даже трагичную.

Тема смерти для режиссёра не нова, но если раньше речь шла о переживании потери или суицидальных мыслях, то здесь он впервые задумывается о неизбежности конца, Боге и подведении итогов. После этого экзистенциального трипа, пусть бережно упакованного в игрушечную бондиану, невольно задумываешься о режиссёре и его творческом пути.

Вернувшийся с вечного суда на землю Жа-Жа Корда решает озаботиться выбором наследника и завершением сделки всей жизни — на кону — захват целой вымышленной страны, Финикии. Несмотря на то, что у героя целых семь сыновей, оставить свою империю он решает дочери, принявшей монашество и разорвавшей с ним любые связи. Вместе им предстоит противостоять мировому правительству, секретным агентам, собственным бизнес-партнёрам и даже родственникам, намеревающимся избавиться от всемогущего бизнесмена. 

Дисфункциональные семьи — другая излюбленная тема режиссёра, которая кочует у него из фильма в фильм. На этот раз в центре всей драмы — отношения главного героя с дочерью, которая презирает хищную предприимчивость отца и даже подозревает его в убийстве матери. Сама же она нужна отцу в первую очередь как гарант сохранности бизнеса. Однако по мере того как сюжет развивается, хладнокровный капиталист всё больше проникается отцовством, понемногу перенимая и нравственные ценности дочери. 

Шпионский боевик (или пародия на него) неслучайно в какой-то момент превращается в семейную драму: у режиссёра подрастает дочь, и именно на отношениях с ней во многом основан фильм. Трогательную сюжетную линию к тому же дополняет прекрасный актёрский дуэт Бенисио дель Торо и Мии Триплтон. Однако находка безнадёжно захлёбывается в назойливой драматургии, которая постоянно давит на зрителя мельчайшими деталями и бесконечными диалогами. Поэтому, несмотря на прекрасный юмор, обаятельных персонажей и захватывающий сюжет, ближе к середине картина попросту надоедает. 

В последнее время режиссёрский стиль Уэса Андерсона вызывает всё больше вопросов и недоумения даже среди его фанатов. Когда-то ярко начавшаяся с «Бутылочной ракеты» карьера режиссёра взяла свой пик в «Отеле Гранд-Будапешт», где был окончательно сформирован его яркий авторский почерк: подчёркнутая литературность, звёздный каст, выверенные симметричные кадры, пастельные цвета, меланхоличный тон и сумасшедшее внимание к деталям.

Из фильма в фильм он выстраивал свой замкнутый, почти игрушечный мир, населённый отстранёнными, но ранимыми персонажами. Его кино — это пик эскапизма, который, кажется, временами всем нам необходим. У тех, кому не хотелось порой сбежать в этот трагикомичный кукольный дом, наверное, нет сердца. 

Однако за последние несколько лет он оброс не только армией фанатов, но и толпой подражателей. Режиссёры, дизайнеры, блогеры, видеографы и нейросети превратили уникальный стиль режиссёра в удобный трафарет для рекламы или лайфстайл-видео. Даже официальный аккаунт Каннского кинофестиваля отличился, опубликовав приглашение в стилистике режиссёра. Вслед за этим градус обожания к режиссёру пошёл на спад, что стало понятно ещё по прохладным отзывам на «Французского вестника». Став общим местом, его стиль быстро девальвировался среди зрителей, вечно требующих уникальности. 

В такой ситуации перед Андерсоном встал достаточно жестокий выбор (честно говоря, встал он уже лет пять назад, но актуальности не теряет): превратить своё творчество в конвейер коллекционных игрушек или перепридумать себя как режиссёра. Продолжив в том же темпе, можно обеспечить себя проектами на десятки лет вперёд, но потерять уважение и интерес аудитории, которая сегодня особенно требовательна к чему-то новому. Во времена, когда срок годности любой «эстетики» в среднем редко переваливает за пару месяцев, Андерсон — динозавр, чудом остающийся на плаву больше десяти лет. 

Над премьерой «Финикийской схемы» в Каннах, уже четвёртой для режиссёра, было принято в лучшем случае снисходительно посмеиваться. И я тоже был среди тех, кто заранее в голове набросал себе траурную речь об окончательной остановке пульса в творчестве режиссёра, однако с первых минут стало ясно, что произнести её мне не придётся. 

Нет, тут, к сожалению, всё так же осталось на своих местах: и симметричные кадры, и цветовая палитра, и прочие рюшечки, бантики, шрифтики. Даже приход нового оператора, Брюно Дельбоннеля, на место неизменного Роберта Йомена мало что изменил во внешнем облике картины. Но то ли потому, что критика Андерсона сегодня превратилась в трюизм, то ли потому, что я по нему просто соскучился — а ругать его за это совсем не хочется. Как только закончились вступительные титры и в самолёте прогремел взрыв, я понял, что по крайней мере весело проведу время. А это на Каннском фестивале в этом году уже в диковинку. 

#партнёрский

Читайте другие рецензии с 78-го Каннского кинофестиваля:

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как тёмная лошадка «Сират» стал самым обсуждаемым фильмом Канн
Культура
#кино
Как тёмная лошадка «Сират» стал самым обсуждаемым фильмом Канн
В Алматы состоится второй Vinitaly Kazakhstan Roadshow
Город
#события
В Алматы состоится второй Vinitaly Kazakhstan Roadshow
2017 — это новый 2007: почему мы ностальгируем
Ликбез
#общество
2017 — это новый 2007: почему мы ностальгируем
Единый QR для всех банков запустят в Казахстане
Бизнес
#технологии
Единый QR для всех банков запустят в Казахстане
Казахстанская короткометражка участвует в международном фестивале
Культура
#кино
Казахстанская короткометражка участвует в международном фестивале