Другой мужчина: Вуди Аллен встречает боди-хоррор

Пожалуй, самым неожиданным участником основного конкурса 74-го Берлинского кинофестиваля стала сатирическая драма студии А24 со Себастьяном Стэном в главной роли, доехавшая до Берлина из Сандэнса. Фильм рассказывает запутанную историю о мужчине, пережившем реконструкцию лица и оказавшемся ведущим актёром в театральной постановке, основанной на его жизни.

О сюжете фильма, элементах хоррора и сомнительных выводах, рассказывает наш редактор Рамазан Малик. 

Сюжет

История разворачивается вокруг молодого актёра Эдварда, страдающего от редкой болезни, которая деформировала его лицо. Снимается он преимущественно в социальных рекламах, пока однажды не знакомится с соседкой Ингрид, оказавшейся начинающим драматургом. Ингрид, кажется, не замечает внешности Эдварда, и они быстро становятся друзьями, но в идиллию, как всегда, вмешиваются чувства. 

Мучимый неуверенностью и ревностью, Эдвард уверен, что полюбить его таким, какой он есть — невозможно, и поэтому решается на экспериментальное лечение. От таблеток в лучших традициях боди-хоррора с него начинает слезать кожа, под которой, как оказалось, всё это время скрывался Себастьян Стэн. Получив модельную внешность, Эдвард распространяет слух о собственной смерти, берёт новое имя, устраивается риэлтором и падает в пучину бессмысленных и беспорядочных сексуальных связей.

Однако прошлое всё же настигает его, когда он случайно попадает на прослушивание на роль Эдварда в пьесе, написанной Ингрид и основанной на их взаимоотношениях. Ожидаемо он оказывается идеальным кандидатом на роль и вскоре у них с Ингрид завязывается роман. Именно в этот момент на сцену выходит Освальд — харизматичный парень, страдающей от той же болезни, что и Эдвард в прошлом, но отлично уживающийся со своей внешностью. Он очень быстро отбирает у Эдварда и главную роль, и желанную популярность, а, в конце концов, и Ингрид.

Ловушка сочувствия

С самого начала режиссёр водит нас кругами, заставляя поверить, что перед нами очередная шаблонная драма о человеке, несправедливо отвергнутом обществом из-за своего недуга. В первой половине фильма Эдвард действительно создаёт впечатление ранимого и чувствительного парня отчасти из-за жизненных ситуаций, в которые он попадает на экране, отчасти из-за своей внешности. И в какой-то момент режиссёр ловит нас на этих предрассудках, буквально проговаривая с экрана, что мы сами представили Эдварда жертвой как только увидели его на экране.

Это остроумное замечание и полный разворот персонажа во второй половине фильма превращают фильм в диалог между зрителем и режиссёром, в котором последний хоть и не предлагает ответов, но задаёт очень интересные вопросы. Пожалуй, то, что удаётся режиссёру лучше всего, — это погружение в голову Эдварда, переполненную скрытыми мотивами, комплексами и завистью. Развивая персонажа, он рисует совсем несимпатичного, но понятного героя с видимыми мотивами, которому поневоле продолжаешь сопереживать, и поэтому все его многочисленные провалы и моральные падения ощущаются куда болезненнее. 

Виктимблейминг

Весь фильм режиссёр пытается удивить зрителя всевозможными демонстрациями двуличия главного героя. И это отлично работает в качестве переосмысления тропа, ведь обычно нам предлагают жалеть подобных персонажей. Однако из-за этого решения у фильма возникают проблемы на идейном уровне.

Сталкивая лбами страдающих от одного заболевания Эдварда и Освальда, один из которых закомплексованный и нелюдимый неудачник, а другой успешный и окружённый вниманием харизматик, режиссёр как бы намекает нам, что дело тут совсем не во внешности. И это звучит обнадеживающе, однако из этого же противостояния мы понимаем, что дело и не в обществе, а тут уже начинаются вопросы. Это сюжетной линией режиссёр говорит, что все жертвы буллинга и бодишейминга были просто не уверены в себе, а общество тут совсем не причём. 

Такой вывод не только плохо соотносится с объективной реальностью, но и перекладывает всю ответственность с обидчиков на жертв. Ну в самом деле, нужно просто больше улыбаться и ходить в караоке. Удивительное простодушие, хорошо хоть не предложил ничего манифестировать.

Вуди Аллен, Чарли Кауфман и боди-хорроры 

И хотя сказать режиссёру решительно нечего, говорит он красиво, совмещая в своей работе на первый взгляд несовместимые жанры. С самого начала неловкость главного героя, его зацикленность на себе, пробуждают ассоциации с Вуди Алленом. Туда же отсылают и маленькие нью-йоркские квартирки, и абсурдный юмор с полупсихоаналитическим душком.

Когда начинается трансформация Эдварда под воздействием препарата, картина резко меняет тон и приобретает очертания боди-хоррора с кусками плоти, которые пугающе слезают прямо с лица главного героя. После трансформации же фильм развивается уже совсем в другом ключе, напоминая абсурдистские работы не то Коэнов, не то Кауфмана, но, конечно, с куда меньшей оригинальностью. При этом всё разнообразие вполне успешно складывается в одну цельную картину, не распадающуюся на части.

Вывод

«Другой мужчина» — это увлекательный психологический триллер, способный развлечь зрителя как необычной историей с неожиданными сюжетными поворотами, так и затронутыми темами, которые непременно привлекут внимание к картине после выхода в прокат. К тому же, несмотря на всю видимую экспериментальность и трансгрессивность ленты, она остаётся вполне удобоваримым зрительским продуктом.

Тем не менее, режиссёр не справляется поднятыми темами, предпочитая скандальность рассуждению и не заботясь о посылах, которые транслирует. 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Жарқ еткен GloRilla жұртты несімен баурап алды?
Культура
#музыка
Жарқ еткен GloRilla жұртты несімен баурап алды?
Идём на бесплатные кинопоказы от Alternativa Film Project в Алматы
Город
#события
Идём на бесплатные кинопоказы от Alternativa Film Project в Алматы
«КЛИНОК, РАССЕКАЮЩИЙ ДЕМОНОВ»: спорный чертвёртый сезон с хорошим финалом
Культура
#кино
«КЛИНОК, РАССЕКАЮЩИЙ ДЕМОНОВ»: спорный чертвёртый сезон с хорошим финалом
«Головоломка 2» стала самым кассовым анимационным фильмом в истории
Культура
#кино
«Головоломка 2» стала самым кассовым анимационным фильмом в истории
STRAY KIDS ATE BUT STILL HUNGRY
Культура
#музыка
STRAY KIDS ATE BUT STILL HUNGRY