Just chill and watch K-Dramas: корейский сериальный феномен

Сегодня на городской площадке «Плюс Дача» от Яндекс Плюс в Главном Ботаническом саду пройдёт кинопоказ фильма «Паразиты» и паблик-ток кинокритика Олега Борецкого о корейском кинематографе, который в последние годы переживает новый расцвет.

И если оскароносные «Паразиты» стали катализатором для широких лент, то в мире сериалов кости бросила «Игра в кальмара». Рассказываем, как дорамы превращались в культурный феномен и зачем они так нужны Netflix.

Не заметить, как сильно возросло южнокорейское присутствие в мировом сегменте развлечений, сейчас очень сложно. Музыкальные чарты перманентно взрывают К-Рор группы, участники которых как по расписанию ежемесячно объявляются глобальными амбассадорами люксовых брендов, кинематограф переживает вторую волну популярности, а Netflix уверенно теснит местные телекомпании по производству сериалов. Ещё десять лет назад такое никому и не снилось. 

К слову, примерно десять лет назад кей-драмы (у нас прижилось название дорамы) и пришли в Казахстан, хотя поймать точный момент очень сложно. Вот вроде на дворе середина нулевых и диски с пиратскими версиями сериалов продаются на базарах в, дай бог, качестве 480 пикселей; а вот на календаре 2009 год и по «Ел Арна» и «31» крутят выпущенные в 2000-2005 годах «Осень в моём сердце», «Полный дом», «Ва Банк» и новенькую дораму о четырёх красавцах-богатееях и девушке из бедной семьи, которая позже станет настоящим Олимпийским огнём в руках сеульских киношников, – «Цветочки после ягодок» с покорившим сердца миллионов Ли Мин Хо. 

Сегодня образ дорам, как сериалов «для девочек» с преимущественно лёгкими незамысловатыми сюжетами, медленно растворяется в неудержимом наплыве контента на любой вкус и цвет – тут и детективы, и фэнтези, и мистика, и исторические, и психологические триллеры с куда более дорогим продакшеном, чем раньше. Совершенно новый уровень, который притягивает внимание так же сильно, как и корейское кино. Пройти мимо невозможно.

Когда и зачем: краткий хроноэкскурс в Корейский полуостров

Говоря о дорамах (изначально это японский термин), надо понимать, что под ними понимают в целом азиатские сериалы. Если снимали в Китае, то это C-Dramas, если в Японии, то J-Dramas, если в Корее, то очевидно, K-Dramas. Исключением, пожалуй, служат только тайские лакорны. Однако количество и, будем откровенными, качество именно корейского контента сделали так, что слово «дорама» сегодня становится синонимом именно к шоу из Южной Кореи. 

Кстати, в Северной Корее тоже снимают дорамы. Причём, по сообщениям южнокорейских СМИ, в последние годы в стране случился миниренессанс, который «сигнализирует о смене поколений в местной культуре и искусстве». Тем не менее, это не значит, что присутствие госпропаганды в северокорейских сериалах стало меньше. Один из последних проектов этого года «A Note of an Official of the Prosecutor’s Office» может послужить тому примером. 

1950-е

Возвращаясь к дорамам южного соседа, они начали свою культурную экспансию в рамках Корейской волны – Халлю, которая стартовала в конце 90-х. Однако снимать сериалы начали намного раньше – в 1956 году (через три года после разрушительной войны) режиссёр Чхве Чан Бон представил дораму «Узник камеры смертников», которая была снята на первой в стране студии HLKZ-TV. 

1960-е

Обороты производство дорам начало набирать в 1960-е, когда открылась телекомпания KBS, которая сейчас является одной из крупнейших на рынке. Самой популярной дорамой 60-х годов была Sajikgol Old West Room, вышедшая в эфир в 1967 году.

1970–80-е

Уже в следующем десятилетии рост числа телекомпаний привёл к конкуренции между тремя из них – KBS, TBC и MBC – за производство сериалов. В декабре 1980 года Южная Корея стала 81-й страной в мире, открывшей эпоху цветного телевещания. Появились шоу-программы с красочными сценами, а сериалы всё чаще стали сниматься на открытом воздухе. Именно в это время дорамы начали приобретать знакомые черты: всё чаще они представляли собой лёгкие романтические истории.

2000-е

Бум случился в 2000-х, когда дорамы возглавили раннюю волну Халлю. Первой поддалась Япония: сериал «Зимняя соната» спровоцировал повальное увлечение Корейской волной, а взрывная популярность дорам привела к увеличению числа японских туристов на 35,5% в 2004 году. В 2003 году сериал экспортировали в более чем 60 стран мира и он приобрёл неожиданный, но феноменальный рейтинг аудитории в Иране — более 80%.

За признанием последовало и жанровое разнообразие. Одним из ярких сюжетных направлений того времени стали темы измен и мести, но на тот период это был популярный общемировой троп – бразильские, аргентинские и мексиканские сериалы тоже вписывали их в свои сценарии. Зрителям полюбились и истории об уголовных расследованиях – отпечаток американских шоу. 

В это время всеми красками буйствует кинематограф: Пак Чан Ук забирает Гран-при за «Олдбоя» в Каннах и «Малого Золотого льва» за «Сочувствие госпоже Месть» в Венеции, Пон Джун Хо выпускает «Воспоминания об убийстве», Ким Ки Дук «Пустой дом» и «Весна, лето, осень, зима… и снова весна», а Ким Чжи Ун «Я видел дьявола». 

2010-е 

Эти годы можно считать рассветом – дорамы не только получили поклонников во многих странах, но и породили настоящих суперзвёзд, чьих новых проектов ждали с нетерпением. Самобытная колоритная культура, яркий стиль и мода привлекали с каждым годом всё больше и больше зрителей: первого  коммерческого успеха достигла дорама «Пиноккио», которая в 2014 году продала права на дистрибуцию в Китае за рекордные 280 000 долларов США за серию.

Форматы, сюжеты, персонажи и причём тут соджу

Как правило, дорамы написаны одним сценаристом и снимаются одним режиссёром, причём, продюсеры сильно ориентируются на рейтинги сериала. Держа руку на пульсе аудитории, они могут внести изменения в сюжет в соответствии со зрительскими ожиданиями. И случиться это может очень быстро – частенько серию снимают накануне её выхода в эфир, поэтому сократить хронометраж или вырезать арку не составляет труда. 

Дорамы редко растягиваются до 100 серий, – обычно речь идёт о 16 или 25 эпизодах, каждый из которых длится около часа. 

Особое значение для любого сериала играет музыкальное сопровождение – у всех дорам есть оригинальный саундтрек, который можно приобрести отдельно. Успех OST как правило способствует успеху дорамы, поэтому за ними часто обращаются к популярным айдолам, чтобы повысить ожидание и привлечь к просмотру их аудиторию. 

Но чем же дорамы так нравятся зрителям? 

По большей части дорамы – позитивные и «добрые», их можно назвать эмоциональной батарейкой, которая может отвлечь или поднять настроение после тяжёлой недели. Зачастую они рассказывают, как молодое поколение борется со своими страхами или строит отношения со старшими, коллегами, однокурсниками и одноклассниками, поднимают вопрос лукизма, который стал большой проблемой корейского общества, говорят о тягостях корпоративной культуры, в которой нужно по вечерам ходить в бары с боссом и перерабатывать, и жёстких условиях для школьников, для которых хорошая успеваемость билет в «хорошую жизнь». 

Это дорамы в жанре реализм, который до сих пор остаётся самым массовым и любимым среди зрителей не только за некоторую лёгкость в повествовании, но и за возможность по-разному говорить о социальных проблемах. 

Однако упомянутое жанровое разнообразие сегодня поражает своими размерами. Это и боевики, где агенты борются с коллегами с Севера, и исторические дорамы, раскрывающую древнюю историю Корейского полуострова, и ужасы с мстящими призраками, и полицейские детективы, и фэнтези, где в авангарде стоят персонажи местного фольклора – токкэби, жнецы, кумихо и другие. А иногда они все могут сосуществовать в одном тайтле, как, например, в «Силачке До Бон Сун», где хрупкая главная героиня имеет сверхсилу и получает работу телохранителя наследника богатой семьи, а параллельно происходят похищения молодых девушек.  

Пожалуй, множество пёстрых сюжетов с многообразием идей тоже подкупает – посмотрите полсотни дорам и вы не найдёте похожих историй. Корейские шоураннеры не просто генерируют массу таких самобытных сценариев, но и очень умело работают с конфликтами – они умеют их открывать и разрешать даже в рамках одной серии. Поэтому их истории прогрессивные и сложные. 

Между тем, через все сюжеты красной нитью проходят сцены с культурными особенностями, которые раскрывают корейский колорит: распитие соджу после долгого рабочего дня, когда персонажи могут выговорить под градусом то, о чём не могут сказать днём; заваривание рамёна в жестяных кастрюльках, после чего есть нужно строго над крышкой; телефоны Samsung, которые спонсируют шоу, а потому последние модели телефонов в руках у всех от мала до велика, даже у бедных церковных мышек.

Netflix бросает кости

Такими дорамы были до 2019 года. Конечно, они такими и остаются, однако теперь на рынок вышел новый игрок – Netflix

В 2019 году на экраны вышла картина «Паразиты» Пон Джун Хо, через год он забирает четыре статуэтки «Оскара», и вместе с тем на Корею поднимается ещё больше взглядов. С этого фильма кинематограф в стране начал переживать вторую волну популярности после нулевых. 

«Паразиты» смогли не просто гармонично раскрыть социальные проблемы внутри корейского общества, но и стереть лоск и глянец, осевший на картинке других выпускаемых фильмов и дорам. Теперь можно говорить громче, развязнее и не стесняться экспериментировать. Не просто дать своему персонажу нож в руки и сказать «убей», а дать нож и пообещать за это 45,6 млрд вон. 

«Игра в кальмара», вышедшая в 2021 году, стала самым прорывным проектом Netflix в Южной Корее, хотя пришла компания в страну ещё в 2016-м. В 2018-м она анонсировала свой первый оригинальный контент «Мистер Саншайн» – 24-серийную историческую драму. Хотя корейская индустрия развлечений уже давно известна качественным производством, «Мистер Саншайн» по-настоящему шокировал своей картинкой, полностью изменив ландшафт будущих сериалов.

Netflix быстро стал ведущей стриминговой платформой в Корее, имея к 2020 году поразительное количество платных подписчиков — 4,1 миллиона. Если представить в перспективе, то это на 108% больше, чем в предыдущем году. Внезапный всплеск корейских зрителей привёл к агрессивной стратегии Netflix по созданию как можно большего количества оригинального корейского контента. В 2021 году было выпущено 15 сериалов и фильмов, а в 2022 году – 25.

Сериалы от Netflix действительно явственно отличаются от привычных дорам, в которых редко показываются даже сцены поцелуев – вполне возможно, эта невинность и помогла им получить популярность в Иране, о которой говорилось выше. Однако Netflix эти культурные столбы обходит, и если того требует сюжет, то откровенность будет продемонстрирована на грани возможного, как например в тайтле «Я знаю, но». И если раньше фанаты ценили корейские шоу за романтические сюжетные линии, то сейчас популярность набирает остросюжетный контент с переосмыслением социальных проблем, сверхъестественными существами и сценариями, где герои вынуждены бороться не на жизнь, а на смерть. 

Успех корейских сериалов и фильмов можно объяснить многими факторами. Прежде всего, контент, произведённый в Корее, высокого качества, но созданный с гораздо меньшими затратами, чем в США. Во-вторых, много внимания уделяется выбору подходящего актёра на роль: химия и игра на камеру очень важны. В-третьих, дорамы хорошо сочетаются с популярностью К-Рор, позволяя перекидываться аудиториями. Кроме того, во время пандемии Covid-19 производство во многих странах было остановлено, однако Корея быстро отреагировала и начала борьбу с вирусом. Таким образом, несмотря на карантин, страна смогла производить шоу за шоу с впечатляющей скоростью. 

Netflix во многом изменил индустрию развлечений Южной Кореи. Бюджеты телепроизводства за последние несколько лет увеличились в десять раз на каждую серию. Растёт обеспокоенность тем, что отечественным вещателям будет трудно конкурировать с контентом Netflix, который может позволить оплачивать лучших сценаристов, операторов, режиссёров и, конечно, актёров. 

Netflix вкладывает деньги

Этой весной Netflix объявили, что компания инвестирует 2,5 миллиарда долларов США в корейский контент в ближайшие 4 года. Такую крупную ставку было решено сделать после огромного успеха релизов вроде «Игры в кальмара», «Славы», «Мы все мертвы» и «Необычный адвокат У Ён У». 

Причём, это не просто инвестиции в производство: со-генеральный директор компании Тед Сарандос заявил, что Netflix будет вкладываться в программы обучения для следующего поколения шоураннеров и актёров. Компания будет работать с местными организациями для выявления и подготовки молодых талантов.

Как пишет издание Time, популярные корейские тайтлы помогают Netflix, которому очень нужен горячий оригинальный контент в конкуренции с Disney+ и Apple TV. По словам Сарандоса, около 90% зрителей корейского контента в романтическом жанре родом из-за границы.

Однако инвестиции в таком объёме вызвали протесты со стороны местных создателей контента, которые жалуются, что они не разделили этот успех пропорционально, а также со стороны интернет-провайдеров, которые хотят, чтобы Netflix заплатил за всплеск потоковой онлайн-активности.

Несмотря на это, Netflix себя чувствует в Корее очень уверенно: в этом году компания заключила трёхлетний договор с крупнейшей развлекательной компанией CJ ENM и их дочерней студией Studio Dragon, которая стоит за всеми громкими релизами последних лет. 

Согласно договору, Netflix будет размещать часть бэк-каталога компаний и гарантирует им права на потоковую передачу текущих и будущих тайтлов. Сколько зрителей притянет эта возможность и сколько Netflix заработает на этой сделке остаётся только догадываться, сейчас мы можем судить об эффективности инвестиций только по выходящему контенту. И пока он не разочаровывает. 

 

 

 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Идём на бесплатные кинопоказы от Alternativa Film Project в Алматы
Город
#события
Идём на бесплатные кинопоказы от Alternativa Film Project в Алматы
«КЛИНОК, РАССЕКАЮЩИЙ ДЕМОНОВ»: спорный чертвёртый сезон с хорошим финалом
Культура
#кино
«КЛИНОК, РАССЕКАЮЩИЙ ДЕМОНОВ»: спорный чертвёртый сезон с хорошим финалом
«Головоломка 2» стала самым кассовым анимационным фильмом в истории
Культура
#кино
«Головоломка 2» стала самым кассовым анимационным фильмом в истории
STRAY KIDS ATE BUT STILL HUNGRY
Культура
#музыка
STRAY KIDS ATE BUT STILL HUNGRY
Саясаткерді келеке еткен Veep сериалы
Культура
#кино
Саясаткерді келеке еткен Veep сериалы