Что не так со вторым сезоном «Одних из нас»

На прошлой неделе закончился второй сезон сериала — «Одни из нас». Экранизация видеоигры о зомбиапокалипсисе стала самым популярным сериалом HBO и разделила зрителей на два фронта: одни хвалят сильную постановку и эволюцию персонажей, а другие считают, что создатели испортили первоисточник. Особенно волна ненависти обрушилась на исполнительницу главной роли — Беллу Рамзи, которая решила удалить соцсети.

Абулхаир Жусупов разбирается, насколько оправдана ругань в сторону «Одних из нас», что создателям действительно не удалось адаптировать и почему это всё ещё один из лучших современных сериалов.

Осторожно, будут спойлеры!

О чём второй сезон

После того, как Джоэл освободил Элли от банды «Цикады» и убил единственных докторов, способных сделать из неё вакцину от кордицепса, они осели в Джексоне — поселении на севере Штатов, в котором живёт брат Джоэла — Томми. Однако за несколько лет между Элли и Джоэлом произошёл разлад: они мало разговаривают друг с другом, а если коммуницируют, то обязательно ссорятся.

Их размеренную жизнь намерены прекратить остатки «Цикад» во главе с Эбби — дочерью одного из врачей, убитых Джоэлом. Она хочет отомстить за смерть своего отца, однако её конкурентом может стать полчище зомби, которое вот-вот ударит по Джексону.

Почему первый сезон стал великим

Невозможно отделить достоинства самого сериала от первоисточника, особенно когда к обоим проектам приложил руку один человек — Нил Дракман. Он ещё со студенчества считал, что видеоигры способны показывать такой же уровень драматургии, что и кинематограф. Это и повлияло на итоговый проект, визуально и сюжетно вдохновлённый фильмами и насыщенный продуманным геймплейным нарративом. Особенное место занимает неоднозначный финал: решение Джоэла обречь человечество на гибель ради спасения Элли вызвало многочисленные этические споры и до сих пор разделяет фанатов по обе стороны баррикад.

Крейг Мэйзин, шоураннер сериала, решил не отходить далеко от оригинальной истории, ситуативно заменив несколько элементов повествования. Благодаря выразительной кинематографичности, перенести игру на сериальные рельсы было не так сложно: это всё ещё история о двух одиночествах, нашедших друг в друге спасение от мучительной безнадёжности их жизни. Однако выбрав сохранность убедительности оригинального конфликта, авторы неизбежно потеряли инновационные нарративные инструментов первоисточника.

Куда больше беспокойства вызывал визуальный облик сериала: игра демонстрировала как гиперреалистичные пейзажи постапокалиптических американских городов, так и изобретательный экшн, не забывая о повседневных эпизодах и малозначимых для сюжета квестах. Создатели решили сделать ставку на киноязык американского инди-кино, чья визуальная традиция отлично подходила медитативному, но тревожному повествованию. В итоге Мейзину удалось привнести новый нарративный опыт даже для фанатов игры: там, где оригинал кричал о своей дороговизне и премиальности, сериал наоборот — скромничал, отдавая предпочтение созданию атмосферы роуд-муви.

Чем отличаются сезоны

Оба сезона представляют собой простое по фабуле путешествие с конкретной целью, однако именно она определяет ключевое отличие между сезонами: если первый, хоть и имел мрачные эпизоды и ставил перед зрителем и персонажами сложные моральные дилеммы, но всё-таки был историей об исцелении и поиске надежды, то второй же показывает путь падения и даже постепенного морального разложения, тем самым рассказывая о разрушительной природе человека и порочном круговороте ненависти.

Месть Элли — куда более приземлённая цель, чем спасение всего мира. Она уменьшила масштаб самой истории: путешествия по всей Америке сменились на декорации всего лишь двух городов. Смена места действия неизбежно повлияла на жанровую направленность сериала: он пересел с роуд-муви на полушпионский триллер. Создатели «Одних из нас» оставили место тёплым и меланхоличным эпизодам, взамен добавив куда больше тёмных красок как в само повествование, так и в портрет главной героини: Элли — больше не очаровательная «пацанка» с трудным прошлым, а полноценная убийца, не отдающая отчёт своим действиям.

Именно преображение Элли добавило ей как глубины, так и неоднозначности: она мечется между заботой о своей возлюбленной и жаждой мести. После смерти Джоэла в повествовании не осталось мужчин в роли главных героев, что тоже стало следствием значительной смены парадигмы: теперь это не брутальная история об отцовстве, а полноценная женская история о противостоянии двух дочерей. Есть в этом интересный слом стереотипных ролей: мужчины в «Одних из нас» преимущественно ассоциируются с родительством, а вот женщины приняли на себя роль разрушительной силы. И хотя чаша весов Элли пока лишь дёргается между любовью и ненавистью, ни зрители, ни даже она сама не уверены, способна ли она остановиться.

Чем отличается от игры

Второй сезон хоть адаптирует The Last of Us Part II, однако показывает ещё большее отличие от оригинала, чем первый. Нил Дракман, Крейг Мэйзин и Хэлли Гросс, соавторка сценария второй части игры и всего сериала, оставили ключевые сюжетные события, однако полностью поменяли тон повествования и нарративные элементы. Например, они убрали сюжетную линию Эбби: пока в первоисточнике игрок наблюдает за разными событиями с точки зрения двух героинь, сериал решает сосредоточить внимание зрителя исключительно на самой Элли.

С другой стороны, создатели снизили градус мрачности, которым отличался сиквел игры. В то время, как визуал оригинала был заключён либо в ночном времени суток, либо в закрытых комнатах и коридорах бесчисленных зданий Сиэтла, сериал показывает больше тёплых тонов и самого солнца. Однако более светлый тон связан не только с визуалом: экранизация напичкана шутками, что в теории должно было сбалансировать тяжёлую атмосферу первоисточника. Более того, для смягчения арки Элли сценаристы расширили экранное время для Дины — лучшей подруги и возлюбленной героини. Именно она отвечает за условную «светлую сторону», на которую постоянно оглядывается главная героиня.

Однако эти решения оказались скорее провальными и размыли акценты в самой истории. Из-за смягчённого тона, большего количества шуток и совместных повседневных сцен Элли и Дины сама тема мести порой задвигается на задний план или вовсе пропадает. Эмоциональная разрядка скорее лишь подкрепляет неубедительность поведения главной героини, из-за чего страдает восприятие её внутренних конфликтов: на фоне более сосредоточенной и серьёзной миссии Эбби, похождения Элли кажутся прогулкой по парку развлечений, где изредка происходит что-то опасное. С другой стороны, именно благодаря вниманию к Дине как к самостоятельному персонажу, а не просто поддержке главной героини, помогло увеличить значимость её экранного времени и дополнительно раскрыть её подругу.

Такой ли большой слон в комнате

Большая часть хейта досталась Белле Рамзи — исполнительнице роли Элли, которую начали травить в соцсетях. Ненависть фанатов оригинальной игры была вызвана внешним несоответствием актрисы с главной героиней. Но если в первом сезоне недовольство нивелировалось убедительной актёрской игрой и попаданием в образ, то во втором ситуацию усугубило сразу несколько факторов: сама Part II до сих пор вызывает споры насчёт поведения персонажа и лесбийской любовной линии, при этом сама Рамзи ещё меньше стала похожа Элли из-за силовых тренировок в рамках подготовки к роли.

Лукизм в игровой индустрии не новость: часто женские персонажи в них сильно сексуализированы или как минимум соответствуют конвенциональным стандартам красоты, то есть они часто стройные и с условно правильными чертами лица. Белла Рамзи же выбивается из этой парадигмы, из-за чего многие поклонники остались слепы к её широкому актёрскому диапазону и трогательной химии с Педро Паскалем. Вторая часть игры же эмоционально работает в том числе из-за внешнего несоответствия агрессивной жестокости главной героини и её внешней уязвимости. Однако в случае с актрисой такого диссонанса не возникает: помимо того, что она в кадре визуально больше своих оппонентов, так ещё создатели усилили её маскулинность.

В итоге хейт в сторону актрисы сложился из слияния её личности с персонажем в сознании общественности и внешнего несоответствия личным стандартам фанатов. И если в случае с визуальным шоком от жестокости хрупкой девушки кастинг действительно выглядит скорее неудачным, учитывая, что создатели не меняли акценты в её трагедии морального падения, то остальная часть претензий кажется надуманной и необоснованной: Белла Рамзи отлично переключает регистры между озорной пацанкой и жестокой убийцей, убедительно отыгрывая ярость, надрыв и растерянность от собственных же действий.

Другой момент — это смена главного действующего лица, жанра, масштаба и темы между сезонами. Если первый был зомби-вариацией «Дитя человеческого» с понятной фабулой, неоднозначным финалом и относительно светлым посылом, то второй вызывает куда больше негативных эмоций и сильно понижает ставки. Трагедия Джоэла была планетарного масштаба, и в этом плане история личной мести выглядит менее значимо. При этом родительская линия первого героя кажется более релевантной и свежей для аудитории, чем заезженный посыл о круговороте ненависти и цикличности. Также рефлексия Элли о решении названного отца спасти её, а не всё человечество, выглядит недостаточно проговорённой, из-за чего теряется необходимая глубина персонажа.

Итог

«Одни из нас» пока что чуть ли не единственный большой сериал премиального телевидения, который продолжает стирать грань между большим авторским кино и индустриальным телевизионным продуктом. Он масштабный, дорогой и меняющий ландшафт индустрии: даже несмотря на споры о втором сезоне, его всё ещё можно назвать эталонной экранизацией видеоигры. Его размах сильно скромнее, чем у «Игры престолов», и он вряд ли станет сериалом, объединяющим весь мир и все поколения, однако проект точно максимально приблизился к этому.

Сериал не идеален: видна неуверенность Нила Дракманна в построении сторителлинга в отрыве от игровых механизмов, а также компромиссность творческих решений при адаптации. Однако со своей задачей он справляется отлично: показывает человеческий надлом, понятный каждому. «Одни из нас» развивают собственный лор, не забывая повышать градус опасности, выходят за рамки истории одной Элли, показывая события вокруг, и продолжают исследовать границы человеческой жестокости и необходимости надежды и любви, показывая как секты, так и военную диктатуру.

Перед выходом второго сезона уже сразу было объявлено, что создатели разделили сюжет второй части игры на два сезона. Судя по последней серии, третий сфокусируется как раз-таки на оптике самой Эбби и её жизни после убийства Джоэла. Только после стоит полноценно судить о продолжении сериала.

Читайте другие материалы Абулхаира:

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
12 STOREEZ и ABR открывают два летних пространства в Алматы
Город
#события
12 STOREEZ и ABR открывают два летних пространства в Алматы
К лайнапу Park Live Almaty присоединяется Робби Уильямс
Город
#события
К лайнапу Park Live Almaty присоединяется Робби Уильямс
«HAPPY BURSTDAY»: мой фанатский текст о новом альбоме SEVENTEEN
Культура
#музыка
«HAPPY BURSTDAY»: мой фанатский текст о новом альбоме SEVENTEEN
В Абае стартовал семейный кинофестиваль Orai
Город
#события
В Абае стартовал семейный кинофестиваль Orai
«Әртіс ретінде ғана емес, адам ретінде де өсу керек». Садраддинмен сұхбат
Культура
#музыка
«Әртіс ретінде ғана емес, адам ретінде де өсу керек». Садраддинмен сұхбат