В основе релиза переосмысление радиационного наследия Семипалатинского полигона. Поводом стала инициатива Галии Бисенгалиевой (Galya Bisengalieva) создать «альбом рефлексий» по мотивам её проекта Polygon.
Галия Бесенгалиева — казахстанская композиторка, продюсерка и скрипачка из Алматы, базируется в Лондоне и является концертмейстеркой Лондонского современного оркестра. В сольных работах соединяет скрипку и электронику, исследуя темы экологических и исторических травм Казахстана. Как оркестровая и сессионная артистка, сотрудничала с Radiohead, Томом Йорком, Фрэнком Оушеном и участвовала в записях саундтреков Phantom Thread, You Were Never Really Here и Suspiria.
Приступая к тексту, команда призналась, что знает о трагедии меньше, чем хотелось бы, и опиралась на книгу доктора Тогжан Касеновой «Атомная степь: как Казахстан отказался от ядерного оружия», рассказ о закрытии полигона и отказе страны от ядерного потенциала.
Одним из ключевых художественных решений стало включение фрагмента народной песни «Балқадиша» в исполнении выдающегося восточно-казахстанского певца Амре Кашаубаева (Әміре Қашаубаев). Этот жест о смене нарративов о «пустой» и «необитаемой» земле Восточного Казахстана, активно расходящийся в советской пропаганде.
Для нас этот ремикс способ говорить о травме языком музыки, не иллюстрируя её буквально. Мы работаем с памятью: как она звучит, как исцеляет и как сопротивляется забвению», — говорит солист«Балхаш снится» Ануар Дуйсенбинов.
Релиз поднимает вопрос переосмысления травмы национального масштаба: как писать о ней, когда архивы закрыты, как сохранить достоинство тех, кто жил рядом с эпицентром испытаний; как возвращать голоса, вытесненные официальными версиями. Музыка здесь выступила не фоном, а инструментом возвращения диалога о трагедии и последствиях.
Ремикс «Polygon (Balkhash Snitsya Remix)» доступен на всех цифровых площадках.