Аян Исин: о мультипликации, работе с американскими рэперами и продюсировании

Аян Исин: о мультипликации, работе с американскими рэперами и продюсировании

Вы можете знать Аяна Исина, известного также под псевдонимом AniPorts, как художника-мультипликатора, который успел поработать с A$AP Rocky, Waka Flocka Flame, PrettyMuch, French Montana, Wiz Khalifa, XXXTENTACION и ещё многими другими американскими артистами. Однако, помимо анимации, Аян уже давно продюсирует музыку, режиссирует клипы и продвигает молодой лейбл РВС Worldwide в Штатах.

Мы поговорили с ним о его работах, выяснили какое аниме смотрит, каких релизов ждать в качестве музыкального продюсера и что он думает о клипмейкинге и креативной индустрии в Казахстане!

Фото Аяна: Арнай Ормаш

В своих интервью ты говорил, что начал интересоваться мультипликацией случайно. Случайно – это как?

Анимация произошла со мной действительно случайно. Я всё-таки не могу назвать себя классическим мультипликатором: всегда был больше погружён в музыкальную индустрию. И просто в какой-то момент я решил снять клип для своего трека и посчитал, что анимация классно бы усилила визуал.

Разобравшись в вопросе, начал делать первые тесты. Свой первый пробный ролик я выложил на Vimeo. Та анимация была сделана в стиле ротоскоп по клипу A$AP Rocky «Angels». Она до сих пор висит в профиле, и там же в комментариях можно найти комментарий A$AP Yams, который предложил мне поработать с ними.

Что ты почувствовал, когда понял, что сейчас будешь делать полноценный проект для артистов такого уровня? 

До конца не верилось. Был риск, что клип может не выйти вообще, поэтому я просто спокойно рисовал и не придавал этому большое значение. И только когда клип вышел , я понял, что всё началось. По-настоящему.  

Ты самостоятельно учился мультипликации по YouTube или всё-таки были какие-то курсы? 

Каких-то специальных курсов я не оканчивал, но, когда вышел клип, понял, что всё теперь серьёзно и мне нужно хотя бы возобновить свои знания по академическому рисунку. Записался на кружок в родном Усть-Каменогорске, позже учился у своей знакомой, занимающейся анимацией. В настоящей художественной школе я не учился, пользовался теми знаниями, которые я получил на кружках ещё в детстве или у моего папы-художника. А так образование у меня экономическое.

Твои работы выглядит очень ярко и нестандартно, как бы ты описал свой стиль?

Стиль можно охарактеризовать очень просто – это классическая 2D анимация. Какие-то работы я делаю в технике ротоскоп. Не могу сказать, что у меня какой-то уникальный стиль, в целом, не считаю себя профессиональным художником. То, что получается, тем и занимаюсь.

А можешь сказать сколько в среднем по времени занимает работа над одним проектом? 

Я не беру объёмные заказы: больше минуты – это уже слишком много, потому что в основном я работаю один, либо подключаю свою девушку художницу-иллюстраторку Айшу Дурмагамбетову, которая мне помогает. Но в среднем где-то месяц или полтора. 

 

Как проходит этот процесс? Тебе скидывают трек, ты его слушаешь и уже придумываешь что-то после? Или сюжет обговаривается заранее?

Чаще всего приходит уже отснятый материал с клипа. Режиссёр или продюсер, а бывает и целая команда, обсуждают детали. Иногда приходит конкретное ТЗ (техническое задание – прим. ред.). Но даже так приходится самому докручивать, потому что очень часто обрисовывают задачу общими мазками. Бывают такие проекты, когда у тебя нет ничего, кроме примерного брифа. Всё всегда проходит индивидуально.

А если не секрет, о какой сумме шла речь, когда ты отдал свой первый проект? 

Если честно, то я намеренно вообще не поднимал вопрос денег. Я осознавал, что мне подвернулась крутая возможность, и мне важнее просто доделать этот проект, просто чтобы он вышел, поэтому я не получил ни копейки.

Какую свою работу можешь назвать самой любимой? 

Пока такой нет – возможно, она ещё впереди. Обычно я остаюсь недовольным своими работами, но если вспомнить… Клёвым был проект, который я делал для MTV. Тогда A$AP Rocky назначили креативным директором передачи MTV Lab, правда, вышел только один эпизод.  

Это был второй раз, когда они обратились ко мне, и я сделал пару заставок с участием рэпера YG и A$AP Mob. Для меня это был большой челлендж, потому что тогда мне не приходилось создавать подобную анимацию. У меня было всего 7 дней, а по хронометражу нужно было сделать около 7 или 10 секунд. Я почему-то решил сделать это всё в 24 кадра в секунду, хотя можно было и меньше. Уложился в сроки, и у меня всё приняли без каких-то правок, это был крутой опыт.

Когда я читала твои предыдущие интервью, мне показалось, что ты как будто прощаешься с мультипликацией и сейчас хочешь больше заниматься именно музыкой. Я ошибаюсь?

Скорее всего я буду продолжать работу в анимации для своих и чужих проектов. Например, совсем скоро должен выйти клип рэпера Jay Rock из лейбла TDE, над которым я работал.

Ты сказал, что твой путь к мультипликации шёл немного вразрез с тем, как было принято у коллег, но всё-таки можно ли тебя назвать фанатом мультипликации? Есть ли любимые мультфильмы, где ты черпаешь вдохновение?

Как фанат анимации, наверное, могу назвать «Унесённые призраками». Я его впервые посмотрел только в 2015 году – в тот период я как раз работал над клипом A$AP Rocky. Тогда я, наверное, каждый день смотрел бэкстейджи, создавал себе такую рабочую атмосферу, чтобы она меня вдохновляла. 

Смотрел последний фильм Хаяо Миядзаки? 

 

Да, он супер. На первый взгляд очень сложный для понимания. Наверное, надо было просто отпустить попытку уловить суть и просто наслаждаться визуалом, который у него на высшем уровне.

Как тебе аниме? Черпаешь много вдохновения в этом? 

Аниме мне нравится. Вообще Япония – это почти последнее место, где продолжают делать 2D анимацию и не собираются это прекращать. Поэтому я такой же фанат аниме, как и многие. Кстати, совсем недавно начал смотреть «Атаку титанов» в первый раз. 

А есть у тебя любимые тайтлы? И находишь ли увлечение аниме какой-то отклик в работах? 

Я больше знаком с полными метрами. Нравятся фильмы Сатоши Кона – «Истинная грусть», «Паприка». Люблю «Акиру», «Игру разума». 

Что касается моих работ, то технически я очень далёк от аниме, но я бы хотел научиться. Вообще в аниме есть такое понятие как «Сакуга». Японцы очень прагматичные, они не тратят лишние кадры на те сцены, где это не требуется. Например, если нужен диалог, то мы просто видим как рот героев еле шевелится.

Но в какой-то момент появляется просто невероятный уровень анимации, нам показывают какие-то сумасшедшие ракурсы и так далее. Это называется «Сакуга». Для таких моментов специально приглашают крутых аниматоров: например, Миядзаки звал молодого Хидэаки Анно, чтобы он сделал отдельные сцены. Хотелось бы, конечно, научиться этому, но я, наверное, больше к диснеевской анимации приучен и пока не на том уровне. 

В век digital анимации ты всё же отдаёшь предпочтение классической форме. Почему? 

Я думаю, сейчас есть некое перенасыщение digital работами. Людям всё равно нравится ручной труд, когда видно, сколько и как работал живой настоящий человек. Да и в целом, интересен сам процесс физической работы с бумагой, с краской. Это прикольно. 

А что думаешь про искусственный интеллект в анимации?

Прогресс движется, никак его не остановить, и у ИИ есть определённые плюсы. Например, можно будет в будущем экономить время на каких-то рутинных задачах: на покраске персонажа или в клин-апе.

Но с другой стороны, мы живём в капиталистическом мире, и так как искусственный интеллект принадлежит большим корпорациям, беспокоит сокращение персонала, да и в целом девальвация человеческого труда. 

Я это чувствую и на себе. К примеру, с приходом экономического кризиса начали снижаться бюджеты у лейблов, да и в целом, клипы уходят на задний план, потому что их сейчас никто не смотрит. Компании и лейблы стараются как-то экономить, и встаёт вопрос: зачем нанимать аниматора, который будет работать несколько месяцев ради 30 секунд анимации, когда можно всё это заменить на ИИ? 

Тебя знают как мультипликатора, который чаще всего работает над музыкальными клипами, но ты также занимаешься музыкой и она всегда параллельно была рядом. Как ты начал писать треки? 

Где-то на первом или втором курсе в университете я захотел писать музыку и сразу решил работать с музыкантами из США. Я вообще не знал никого, кто занимается музыкой в Алматы, поэтому как-то обособленно писал биты дома. Уже позже по интернету я познакомился с Леоном Маккензи – своим нынешним близким другом. Но в итоге меня унесло не в музыку, а в анимацию. 

И вот только в 2018 году по совету мамы я решил попробовать вернуться в музыку, и всё сложилось. С Медетом Шаяхметовым начали потихоньку разгонять этот вопрос, потом он переехал в Лос-Анджелес и познакомился с продюсером Элайджей Бэзирон. С ним мы, кстати, за год до этого уже познакомились онлайн: я работал над анимационным визуалайзером для его артистки Jenevieve. А теперь мы все делаем совместный проект.

Кстати, изначально в продакшн РВС входили Медет Шаяхметов, Арнай Ормаш и Нурлан Байток. Сейчас мы работаем над релизом альбома нашей артистки Asal Hazel. У нас вышли с ней уже два видео: один музыкальный клип и один визуалайзер. А в самом альбоме есть несколько треков, которые спродюсировал я. Этот проект мы готовили чуть ли не два года.

Насколько я знаю, помимо продюсирования песен, ты ещё режиссируешь клипы?

 

Да, после знакомства с Медетом Шаяхметовым я начал больше изучать этот вопрос, участвовал с ним в его съёмках, ассистировал, помогал. Одним словом — учился.

В 2019 году у меня был первый опыт режиссуры клипа, когда Медет попросил меня помочь с Hiro. У него тогда был совместный трек с Andro и Qontrast, которые сняли свою часть в Москве. Hiro же находился в Алматы, и вот я срежиссировал ему небольшой кусочек. А в прошлом году я режиссировал пару  клипов для местных рэперов. 

Пока я нахожусь в Алматы, решил, что у меня здесь такой safe place, где могу спокойно учиться режиссировать, ведь в дальнейшем возможно мне эти навыки пригодятся и я уже буду режиссёром для большого артиста. Но я не большой фанат режиссуры, это не очень подходит моему характеру, сам процесс изнурительный. Тем не менее, считаю, что этому нужно учиться, если есть такая возможность. 

На самом деле я сейчас готовлю выход клипа, над которым работал от начала до конца: я его срежиссировал, смонтировал и сейчас он на постпродакшене. В скоро времени должен выйти.

У тебя общий продакшн вместе с Медетом и Элайджей, как так получилось, что вы начали вместе работать? Как вообще пришло решение основать собственную компанию?

Медет и Элайджа встретились на площадке во время съёмок клипа для Jenevieve. Она на тот момент была единственной артисткой, с которой работал Элайджа на лейбле, созданном им и его знакомыми. В какой-то момент он понял, что им не по пути и начал искать другую команду. И вот так ему подвернулся Медет и я, а когда дошло до того, что начали думать над названием лейбла, Элайджа напомнил о уже существующем РВС, который запустили Медет Шаяхметов, Арнай Ормаш и Нурлан Байток. Так и оставили.

Когда мы говорим о креативной индустрии в Казахстане, то ярче всего выделяется именно клипмейкинг. И хоть в последнее время меня мучает чувство какого-то общего культурного застоя, в сфере клипмейкинга как будто до сих пор наблюдается концентрированное скопление талантов. Как думаешь, почему так получилось?

Поделюсь своим субъективным и скорее всего ошибочным мнением, но всё-таки. 

Во-первых, сыграла материальная база: к примеру у нас в городе доступно оборудование, камеры, линзы итп, имеются ренталы . Если бы этого не было, то качество клипов, видео и кино было бы на другом уровне. 

Второе, была волна молодых режиссёров, которые отучились где-то за рубежом, в частности, в New York Film Academy и другие. Там учились и Малик Зенгер, Олжас Баялбаев, Айсултан Сеитов, Медет Шаяхметов. Думаю, эта волна вдохновила новое поколение ребят. Ещё нельзя игнорировать появление такого лейбла как Ozen

Та кухня, которую Айзат Кусаинов и ребята создали внутри своего лейбла, помогла родиться куче молодых ребят, которые потом разбрелись и создали свои значимые проекты. 

При этом кажется, что успех Ozen никто пока не повторил, а они сами как будто сбавляют темпы.  

Очень сложно описать жанр, но это что-то инструментальное с гитарами, барабанами, органом и так далее. Мы не думаем, что ограничимся на чём-то одном — мы скорее хотим создавать несколько проектов с разным звучанием. 

А по поводу первых релизов, у нас уже есть наброски, сейчас нужно просто сесть и написать всё это. Но мы решили, что сначала закончим с альбомом нашей артистки Asal Hazel, а после приступим к музыке для своей пластинки, потому что уже давно хочется этим заняться.

Очень здорово! Желаю вам удачи.

Кстати, увидеть больше работ Аяна можно на нашей странице в инстаграме или на его странице в Vimeo!

Спасибо!

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Идём на открытую лекцию Александры Кнышевой в рамках Intersection Intizor
Город
#события
Идём на открытую лекцию Александры Кнышевой в рамках Intersection Intizor
Ресторан AUYL вошёл в список самых красивых ресторанов мира
Город
#урбанистика
Ресторан AUYL вошёл в список самых красивых ресторанов мира
Техно, хаус и экспериментальная музыка: как я посетила фестиваль электронной музыки Şien
Город
#события
Техно, хаус и экспериментальная музыка: как я посетила фестиваль электронной музыки Şien
ЕВРО 2024: ФИНАЛ! ФИНАЛ! ФИНАЛ!
Культура
ЕВРО 2024: ФИНАЛ! ФИНАЛ! ФИНАЛ!
Почему Gen Z отказываются от алкоголя?
Ликбез
#истории
Почему Gen Z отказываются от алкоголя?